Юрий ГРОМЫКО: Когда ждать восстановления российской экономики?

97

Спад ВВП России по итогам 2020 года прогнозируется на уровне около 4%. Доходы россиян по итогам второго квартала 2020 упали в среднем на 8%, резко снизился и потребительский спрос. Люди всё чаще экономят не только на товарах длительного пользования, но и на еде. Это очень тревожный звоночек. Все ждут начала массовой вакцинации, преодоления пандемии и оживления деловой жизни.

В какие сроки возможно восстановление российской экономики? При каких условиях оно может произойти?

На эти и другие вопросы отвечает директор Института опережающих исследований имени Шифферса, доктор психологических наук, эксперт РНК Юрий Громыко.

 

Перегруппировка мировых сил

 Пандемия коронавируса и карантинные меры стали самым серьезным вызовом для всей мировой экономики ХХI века. Существенно подорван рост национальных экономик, миллионы людей лишились рабочих мест и базовых доходов, многие страны переживают массовую и застойную безработицу, что продуцирует рост бедности и социальной неустроенности. Об этом, в частности, говорил Президент Путин, выступая на встрече “Большой двадцатки”. Целый ряд стран уже объявили дефолт национальной валюты, другие близки к этому. В их числе такие крупные как Пакистан, с населением 200 миллионов жителей.

Крупные мировые игроки период вынужденной приостановки социально-экономических процессов используют для перегруппировки сил. США после избрания Джо Байдена, скорее всего, вновь вернутся к политике глобального доминирования. Американский глобализм в последние годы разделился на два течения. Идеолого-политический глобализм обосновывает американскую исключительность, навязывая свою исключительность всему миру. Финансовый глобализм основан на доминировании доллара как мировой валюты. Россия вынужденно идет в фарватере долларовой экономики, ЦБ РФ ежегодно крупные суммы вкладывает в американские ценные бумаги, в том числе долговые обязательства США, тем самым стабилизируя доллар.

Наиболее последовательную политику дистанцирования от доллара ведет Китай. Для достижения независимости от американского доллара и глобалистов, эта страна ускоренно развивает свой внутренний рынок, повышая платежеспособность населения. Цель – чтобы граждане страны больше покупали китайских товаров на внутреннем рынке, уменьшая зависимость страны от рынков внешних.

Величайший успех Китая последних лет – недавнее подписание соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнёрстве, в которое вошли ведущие страны Тихоокеанского региона. В их числе – Китай, Япония, Корея, Австралия и еще 12 стран АСЕАН Юго-Восточной Азии. Это крупнейшая в мире зона свободной торговли с явственным китайским доминированием. Ранее США пытались объединить страны региона в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства, но при Трампе этот процесс был остановлен. Китай очень удачно воспользовался американской предвыборной сумятицей, чтобы оформить создание своего рода тихоокеанского общего рынка (по аналогии с европейским) с собой во главе.

Байден, скорее всего, будет пытаться восстановить так называемые “клещи Обамы”, которыми ранее глобалисты пытались охватить весь мир. В их составе – Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерства. Усиление позиций Китая в странах Тихого и Индийского океанов очень невыгодно Индии, поэтому она в этот экономический блок не вошла.

 

Что будет с Россией?

Россия, как и многие другие страны, переживает в этом году экономический спад, по прогнозам, падение ВВП составит около 4%. И связан он не столько с пандемией и карантинными мерами, которые лишь усугубили общий кризис. Это прямое следствие беспрецедентной деиндустриализации в течение последних 30 лет. Вакцинация и преодоление пандемии вовсе не означает автоматический подъем экономики. Перезапуск экономики “одним нажатием кнопки” невозможен в принципе. Этот процесс очень небыстрый, и во многом зависит от позиции, которую займёт государство.

По мнению неолиберальных экономистов, восстановление спроса, а затем и всей экономики должно произойти без участия государства, сам собой, всё отрегулирует “невидимая рука рынка”.

Более реалистичный подход состоит в том, что государство может и должно вернуть себе “командные высоты”, и, прежде всего, в промышленности.  Необходимо преодолеть тридцатилетний период отстраненности государства от участия в экономике. Только так можно остановить падение жизненного уровня и покупательной способности населения. Этот показатель и есть социальный капитал, который государство просто обязано развивать в интересах всего общества, не дожидаясь самовосстановления экономики. До этого счастливого момента население может и не дожить.

Государство должно наметить приоритеты и цели стратегического развития. В их числе – восстановление или создание совершенно новых отраслей индустрии, таких как станко- приборо- двигателестроения, индустрии промышленного производства электронных компонентов и других индустрий будущего.

Распространено мнение, что развитие экономики могут обеспечить цифровые технологии, которые сами по себе – панацея от всех неурядиц. Внедрил технологию (например, аддитивную, 3D-технологию или беспилотного транспорта), перезагрузил процесс – и всё наладилось! Но это крайне примитивный и далекий от реальности взгляд. Вопрос совсем в другом – сколько высокотехнологичных рабочих мест и инновационных отраслей можно таким образом создать? Как эти планы будут реализованы? Есть ли для этого профессиональные кадры? Сможет ли эта продукция российских предприятий конкурировать с зарубежной на отечественном, а затем и на мировых рынках? Как скоро окупятся инвестиции?

Эти вопросы задают и не получают на них ответа потенциальные инвесторы.

 

Цифровизация и планирование

Получение аргументированных  ответов  на эти ключевые вопросы обеспечит создание системы планирования, которая сможет увязать воедино проекты производства, его запуска и модернизации, организацию сбыта и систему подготовки кадров, и многое другое. Чистая апелляция к новым технологиям ничего не решает. Без системы планирования ничего работать не будет.

Один пример: на повестке дня сегодня – внедрение новой маркировки российских товаров с целью затруднить или сделать невозможной фальсификацию продукции. Но это автоматически приведёт к увеличению себестоимости и отпускных цен. А покупательная способность  населения и так «на ладан дышит». Не приведет ли новая маркировка, внедрение которой требуют контрольные органы, к проблемам в реализации товаров?

В этой связи нужны совершенно новые подходы к планированию, на базе цифровизации. Требуются системы гибкого планирования, которые смогут оперативно сообщать о том, какие существуют разрывы между системами производства, спросом и реализацией российских товаров, качеством рабочей силы, наличием (или отсутствием) ресурсов, заделов для возможной перестройки производства. И такой тип цифровизации существует – это мультиагентские системы.

Цифровые системы когнитивной поддержки позволяют вернуться к системе планирования на новом этапе развития экономики и общества. Планирование сегодня не исключает рынок, оно позволяет быстро и комплексно реагировать на его вызовы, вести переналадку производств. Необходимость возврата к системе планирования с использованием современных технологий – в числе центральных для нашей экономики. Они могут обеспечить интерактивный режим взаимодействия между государством и системами инвестиций в различные отрасли промышленности. Планирование – одна из важнейших командных высот управления  российской экономикой.

 

В ожидании черного дня?

Коренное отличие нынешнего кризиса от 1990-х – деньги в стране есть. Кубышка национальных фондов по-прежнему не распечатана. Она стерилизует денежную массу, копит ее “черный день”, вместо рационального вложения в преобразование экономики и общества. Это говорит об отсутствии в стране скорректированных стратегических планов подъема промышленности, обеспеченных цифровыми механизмами прогноза, контроля, оперативного отслеживания процессов. Эти механизмы можно использовать для процессов модернизации производств, запуска нового ассортимента продукции, конкурирования с одноименными и смежными товарами  иностранных производителей, контроля за качеством подготовки рабочей силы. Запуск этих процессов – показатель понимания того, как может развиваться общество на основе формирования социального капитала и реиндустриализации.

Всё упирается в необходимость принятия идеологии созидательного развития, перехода от олигархического понимания “рынок сам всё отрегулирует” – к доктрине государственного планирования стратегических приоритетов развития, создания  новых производств и индустрий. И такая доктрина есть – в  идеологиии “Россия -Ноев ковчег человечества” комплексно увязаны тезисы созидательного и гармоничного развития всех сфер экономики и общества.

Подготовил Валерий Борисов

Специально для РНК

Заставка:  pixabay

 

P.S.

Предложения по строительству нового цивилизационного ковчега по основным сферам экономической, политической, социальной, семейно-нравственной, религиозной жизни изложены в нескольких трудах.

В их числе – доктрина “Россия – Ноев ковчег “   , основные принципы которой разработаны еще в 2008 году.  Одноименный, расширенный проект этой концепции  под редакцией Юрия Громыко и Юрия Крупнова, изданный в декабре 2019; работа Изборского клуба “Русский ковчег“, опубликованная весной 2020, под общей редакцией Виталия Аверьянова.

 

 

По теме:

С оригинальными интервью наших экспертов можно ознакомиться на сайте РНК и в Телеграмм-канале:

Юрий КРУПНОВ: Какая урбанизация нужна России?

Сергей ПИСАРЕВ: Украина и К˚ – будущие Хиросима и Нагасаки?

Иван Замощанский: Эффективные коммуникации против кризиса

Юрий Громыко. В настоящем – России гордиться нечем. Вся надежда – на будущее?

Александр Давыдов. Возможно ли «нанобессмертие»?

Вячеслав Боровских. Имитация вместо реальной жизни или как победить компьютерную зависимость?

 

 

другие статьи экспертов

 

 

Подписаться на Телеграмм-канал Россия – Ноев ковчег

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: