АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ с экспертом РНК Иваном ЗАМОЩАНСКИМ: Эффективные коммуникации против кризиса



Кризисные явления в экономике в этом году усугубила пандемия, “идеальный шторм” особенно больно ударил по малому бизнесу. В этих условиях больше шансов на успех у тех предпринимателей, кто активно применяет новые технологии, и не только цифровые, но и управленческие.

Как при помощи нематериальной мотивации сотрудников повысить эффективность их труда? Каким образом влияет микроклимат в коллективе на его кризисную устойчивость? Какое мировоззрение сегодня наиболее востребовано? На эти и другие вопросы отвечает директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ, кандидат философских наук, эксперт РНК Иван Замощанский.

 

Время перемен

Кризис – самое время для переоценки ценностей, нового взгляда на привычные понятия, мобилизации внутренних резервов. Зачастую многое может дать изменение мотивации сотрудников, обеспечение необходимых коммуникаций как внутри, так и вовне компании.

Таков общий посыл занятий и тренингов, которые Центр развития универсальных компетенций УрФУ проводит в Свердловской области. Мы давно и плодотворно сотрудничаем со Свердловским областным Фондом поддержки предпринимательства, повышаем управленческую квалификацию слушателей. Мы специализируемся на soft-skills, мягких компетенциях для предпринимателей. Недавно наш Центр провёл обучение по программе эффективных коммуникаций. Тренинги проходили дистанционно, в режиме он-лайн, в них приняли участие более 150 предпринимателей из Нижнего Тагила, Невьянска, Богдановича, других городов Свердловской области. Кроме того, в Каменск-Уральском я провел тренинг по этой тематике в очном формате, вживую.

Тренинги повышения эффективности коммуникаций очень востребованы. Это подтверждают “Школы мэров“, которые мы регулярно проводим для руководителей муниципальных образований Свердловской области уже не первый год. В ближайшее время проведем аналогичную школу в он-лайн режиме среди руководителей муниципальных образований Челябинской области. Поступила заявка от профсоюзов Татарстана, в стадии подготовки – тренинги по обучению искусству коммуникаций профсоюзных лидеров этого региона, в частности, в рамках сотрудничества с компанией КамАЗ (Набережные Челны).

 

Что такое эффективные коммуникации?

Малый и средний бизнес сегодня в замешательстве, с таким комплексом трудностей он ранее не сталкивался. Пандемия и административно-карантинные меры создали ряд новых барьеров для традиционного локального бизнеса. Но одновременно резко выросло значение и актуальность он-лайн инструментов и площадок. А в медиа- пространстве потребителями товаров и услуг малого бизнеса может стать гораздо большее число клиентов, нередко – в масштабе всей страны или мира. Но и конкуренция значительно выше! Кроме того, требуется соблюдение определённых правил, технологии и культуры коммуникаций, которые мы и разбираем в процессе наших тренингов. Определенные правила и культура коммуникаций требуются всегда, при общении как онлайн, так и вживую.

Внутри своей компании руководитель выступает, как минимум, в нескольких ипостасях. Прежде всего он – лидер, поэтому перед своими сотрудниками должен выглядеть уверенно. Если решение уже принято, то при доведении его до коллектива – не мямлить, не повторяться, излагать ясно, конкретно, назначая конкретных исполнителей и сроки выполнения.

Если же решение только еще предстоит выработать, и проблемная тема предлагается для обсуждения – то так ее и надо подавать, предоставляя слово собравшимся. Очень часто предприниматели сетуют на пассивность сотрудников, нежелание проявлять инициативу. Есть разные инструменты вовлечения аудитории в обсуждение, и прежде всего – не обрывать выступающего, не высмеивать его, не поручать ему реализацию его же инициативы. Мелочей нет, важно даже как сидят сотрудники – в большом зале или более демократично, за общим круглым столом. Если в регламенте заранее оговорена необходимость дискуссии, то людям легче высказывать свое мнение.

Большое значение имеет также способности предпринимателя к модерации – ведению собрания, открытая формулировка вопросов, предполагающая как минимум два варианта. Один подход, когда руководитель благодарит выступающего, и совсем другой, когда он исходит из принципа “есть два мнения – моё и неправильное”. На первый взгляд, правила несложные, но для многих предпринимателей они стали откровением, поскольку они привыкли к собственному доминированию настолько, что не замечают его.

Большой интерес вызвала у руководителей малого бизнеса Среднего Урала такая прикладная тема, как искусство ведения переговоров. Предприниматели так или иначе постоянно ведут переговоры – как с сотрудниками внутри своей организации, так и с контр-агентами, а также представителями муниципальной и государственной власти. Поэтому очень важно умение в ходе переговоров соблюсти баланс интересов, умение отстаивать свои интересы, не портя отношения. Важно также правильно уметь определять силу переговоров, понять, на чьей стороне преимущество, и строить исходя из этого свою тактику. Среди самых интересных элементов процесса – умение вести торг, но это уже заключительная часть, до этого надо пройти несколько этапов, от установления контактов до определения предмета переговоров.

 

Преодолеть пассивность

Классическая ошибка, когда предприниматель искренне не понимает причины пассивности сотрудников. Он-то вкладывает в дело всю душу и всю свою энергию! А они – очень дозировано, от сих до сих. Почему? Очень часто потому, что предприниматель игнорирует систему мотивации. А она может быть как материальной, так и нематериальной, и вторая зачастую мобилизует сотрудников даже лучше. В том числе – привлечение сотрудника к решению сложной и амбициозной задачи, в ходе которого он может выращивать свои компетенции, знания и умения. Такая возможность обеспечивает самореализации способностей, о которых сам сотрудник и не подозревал, а руководитель сумел разглядеть.

Огромное значение для мотивации имеет атмосфера в коллективе, когда люди стремятся в офис, где “интересно работать, люди хорошие”. И наоборот, если вместо коллектива – серпентарий, клубок змей, которые только и ждут, чтобы ужалить – с такой работы люди спешат уволиться при первой возможности.

Один из самых главных запросов сотрудников – на осмысленность действий. Идеология предприятия должна объяснять его общественную пользу, значение и место в общем строю, причастность к общероссийскому или глобальному проекту, чтобы сотрудник своим детям мог с гордостью сказать:”Я участвую в реализации проекта века”. Если труд не имеет какого-либо видимого смысла, то он демотивирует и прямо угнетает сотрудника.

«Зачем я выполняю свою работу?». «Для чего?». «Почему это важно?». Каждый сотрудник компании должен знать ответы на эти вопросы, чтобы качественно выполнять даже рутинные процессы (а их в каждой профессии предостаточно). Это справедливо не только для предприятия, но и для страны в целом.

 

Значение мировоззрения и идеологии

И предпринимателей, и студентов УрФУ роднит повышенный интерес к позитивному системному мировоззрению. Многие из них, что называется, уже “наелись” культом индивидуализма, и другими либеральными ценностями, которые почти 30 лет насаждаются в нашей стране. Растет интерес к идеологиям, которые базируются на традиционных русских ценностях, собственной истории, православии, концепциях, близких к российскому менталитету, которые формулируют цели и задачи российской цивилизации в современном мире.

Многих предпринимателей беспокоит неуправляемый процесс цифровизации всех сторон жизни, что может привести к тотальному контролю и манипулированию населением, цифровому концлагерю. Именно поэтому нужна взвешенная и сбалансированная идеология, удаленная от крайностей неолиберализма и коммунизма. Очень важно, что в ее центре были не жажда наживы любой ценой, а гуманистические ценности, благо человека. И наиболее полно этим критериям, отвечает концепция “Россия – Ноев ковчег”.

 

Что посоветовать властям?

Необходима комплексная программа поддержки малого бизнеса, создание институциональных условий для развития бизнеса. Люди у нас талантливые и трудолюбивые, предпринимательство и частная инициатива мобилизуют мощный потенциал энергии народа. Надо лишь обеспечить возможность реализации этого источника, использования его на благо экономике и всему обществу. Пока этот потенциал сильно недооценен.

 

Подготовил Валерий Борисов

Специально для РНК

 

P.S.

Предложения по строительству нового цивилизационного ковчега по основным сферам экономической, политической, социальной, семейно-нравственной, религиозной жизни изложены в нескольких трудах.

В их числе – доктрина “Россия – Ноев ковчег “   , основные принципы которой разработаны еще в 2008 году.  Одноименный, расширенный проект этой концепции  под редакцией Юрия Громыко и Юрия Крупнова, изданный в декабре 2019; работа Изборского клуба “Русский ковчег“, опубликованная весной 2020, под общей редакцией Виталия Аверьянова.

 

 

По теме:

С оригинальными интервью наших экспертов можно ознакомиться на сайте РНК и в Телеграмм-канале:

Юрий Громыко. В настоящем – России гордиться нечем. Вся надежда – на будущее?

Александр Давыдов. Возможно ли «нанобессмертие»?

Сергей Писарев. «Нанобессмертие» – это гибель Человечества

Иван Замощанский. Как сохранить российскую провинцию?

Вячеслав Боровских. Имитация вместо реальной жизни или как победить компьютерную зависимость?

Юрий Крупнов. Какая реиндустриализация нужна России?

 

другие статьи экспертов

 

 

Подписаться на Телеграмм-канал Россия – Ноев ковчег

Перейти к рубрике ЭКОНОМИКА, ЭКСПЕРТЫ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.