– Чтобы понять, можно ли нам общаться с католиками, надо ответить на главный вопрос – насколько живо христианство в Католической церкви, является ли она живым телом, хотя бы больным и ослабленным, или уже ядовитым «зомби», укус которого превращает других в «зомби», – считает председатель совета директоров компании NAUMEN Александр Давыдов.
Член Координационного совета ОД «Россия – Ноев ковчег» прокомментировал основные тезисы, которые прозвучали 6 марта на православном собрании, посвященном Гаванской встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска.
– Александр Анатольевич, Архиерейский Собор и встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском вызвали немалые дискуссии. Некоторые участники собрания в Санкт-Петербурге называют их «трагическими событиями». Каково, на Ваш взгляд, реальное положение дел?
– Начнем с того, что, как мне представляется, Католическая церковь находится в тяжелом положении. Принятая ею концепция самоизменения под требования общества завела церковь в тупик. Такая политика позволяла ей формально поддерживать численность, но это дурная численность – в ней мало настоящей христианской паствы. Истинные христиане из католиков все больше спасаются в Православной церкви.
Нападки на католиков на Западе страшно быстро растут, и для того, чтобы выдерживать возрастающее давление, противостоять тенденциям разрушения семьи, государства, другим явлениям, ведущим к язычеству, к стиранию нравственности и границ между добром и злом, католикам нужен пример сопротивления, пример другого общества. Возможно, они видят его в России. Но им нельзя этим капиталом воспользоваться, пока они считают нас еретиками.
В таких условиях действия папы все-таки не кажутся мне попыткой рейдерской атаки через Патриарха на Православную церковь, а скорее попыткой опереться на значительно более стойкую и быстро восстанавливающуюся Русскую православную церковь, чтобы сопротивляться расхристианиванию. Иначе бы он не дезавуировал в Декларации унию.
В этом смысле основная цель Патриарха Кирилла, наверно, помочь не рухнуть Католической церкви, чтобы не остаться совсем без идейного союзника на Западе. И для этого выбран способ развития отношений. Политические цели также решаются, но главное – решать их не за счет удаления от Бога.
– Нужно ли православным полное единение с католиками, единение разных церквей?
– Думаю, что в нынешнем состоянии – нет, не нужно и даже вредно, пока католики носят в себе овеществленное в папизме падение вследствие соблазна силы и власти. Стоит ли их пастве давать такую надежду, чтобы она сохраняла католичество? Не знаю, не мне решать. Все-таки есть серьезный риск обрушения остатков христианства в католичестве, и я не знаю, насколько это лучше для сохранения Православной церкви. Патриарху видней.
Тогда зачем нам общение? Какие у нас варианты? Оставить, как есть, например – пусть Запад как система катится а ад, а мы тут сохранимся. Но такая концепция может иметь для нас тяжелые последствия, можем не сохраниться.
А можно принять концепцию замедления обрушения Католической церкви, подпереть ее слегка. Понятно, что изменить ее ключевые ереси нам невозможно, но Богу все подвластно. Пока можно попытаться повысить сопротивляемость католиков либеральным изменениям и замедлить обрушение их церкви. Как не пострадать при этом самим? Не предавать свою церковь.
Чтобы понять, можно ли нам общаться с католиками, надо ответить на главный вопрос – насколько живо христианство в Католической церкви, является ли она живым телом, хотя бы больным и ослабленным, или уже ядовитым «зомби», укус которого превращает других в «зомби». Видимо, Патриарх считает Католическую церковь еще живой, поэтому и встречается с ее представителями. Я не имею своего мнения на этот счет, но понимаю, что это ключевой вопрос, и полагаюсь на Патриарха и наших иерархов. Если Католическая церковь жива как христианская, то нам надо помогать ей хотя бы поддерживать ее жизнь в надежде на какое-то чудо ее изменения. Ее отпад от ереси может быть только чудом.
Второй вопрос – как сделать так, чтобы в процессе общения мы тоже не уклонились в ересь и наша помощь католикам не навредила нам самим. Это сложный и тонкий вопрос, который надо решать крайне грамотно и аккуратно. Надеюсь, что у Патриарха это получится.
Можно ли допускать общение на всех уровнях церкви? Скорее нет, чем да. Чтобы не случилось, как с СССР при Горбачеве, когда наши цели конвергенции социализма с капитализмом были благие, но неопределенные, поэтому они не реализовались. Но в данном случае мы находимся в противоположной позиции, наша вера крепнет, поэтому есть надежда. А вот конкретные формулировки документов мне крайне сложно оценивать.
Для РНК