Александр Давыдов: Как вывести из тупика российское образование?



Сегодня говорим про жизненную программу человека и школьное образование. Можно ли воспитание человека рассматривать, как его программирование? Из каких основных шагов должна состоять жизненная программа? Когда срабатывают заложенные в детстве установки? Почему важно, чтобы дети еще в школе осмысливали цели и основные этапы своей жизни? Каким смыслом должно быть наполнено школьное образование?

На эти и другие вопросы нашего сайта в эксклюзивном интервью отвечает известный ИТ-предприниматель, глава совета директоров компании NAUMEN, эксперт РНК Александр Давыдов.

 Программирование человека

Человек с детства формирует программу жизни. В программе есть крупные действия — назовем их «шагами». Обычные «шаги» жизненной программы:  1) учиться», 2) служить, 3) работать, 4) жениться, 5) родить и воспитать детей, помочь им стать на ноги, 6) водиться с внуками, дождаться правнуков и 7) умереть.

Такой программы в человеке изначально нет, эти «шаги» отсутствуют. «Шаги» должны быть запрограммированы, то есть сформированы и закреплены. Иначе человек их не исполнит. Образы этих «шагов» у человека должны быть сформированы и закреплены — запрограммированы.

Можно называть программирование человека более мягко — «воспитанием», но это слишком широкое слово. Когда я говорю про формирование образа главных «шагов» жизни, то называю это более определенно «программированием», как профессиональный айтишник. Программировать нужно не только компьютеры, но и людей.

«Толерантным» родителям важно не заиграться в доктора Спока, оставляя всё на выбор ребенка. Человек «программируется» и требует программирования-воспитания. Если не программируете вы (или те кому вы доверяете), то программа останется пустой или ее заполнят чуждой программой. Тогда будет плохо. Важнейшие шаги могут не исполниться, или исполнится чуждая и вредоносная программа.

Например, однажды ваш сын подойдет и скажет, что решил сменить пол и стать девочкой. Что произошло? Когда-то бабушка (мама, тетя) не похвалили малыша «Какой жених у нас растет!», «Какой мальчик у нас сильный/справедливый/добрый, заботливый!». Мальчик бы запомнил похвалу, программа была бы установлена. Иначе осталось пустое место, его заполнил своей программой чужой. А человека толкнули в пропасть. Стройте счастливый мир, говорите детям, внукам, племянникам, близким детям, какими вы их видите в будущем.

Например, дядя спрашивает племянника: «Ты когда в школу пойдешь, как учиться будешь?» – «На пятерки!». «А может на тройки-четверки?», «Нет, только на пятерки!». И вот ребенок в первом классе изо всех сил старается, получив первые тройки. Благодаря словам дяди, он преодолевает и получает пятерки.

Бабушка говорит шестилетней внучке «Смотри, какая у нас невеста растет, все парни ее будут. Все то она умеет – и капусту рубить, и пельмени стряпать». Если это сказал кто-то авторитетный и любимый, то девочка узнала, что ей хорошо будет выйти замуж. Она постарается стать хорошей невестой, а бабушка дождется правнуков.

Простой вопрос «Ты кем станешь, когда вырастешь?» – программирует и стремление вырасти и стать самостоятельным, и добиваться успехов на работе. Эти вопросы в детстве навсегда сохраняются в памяти и действуют всю жизнь.

Задавайте близким детям эти вопросы, и формируйте людей с полноценной жизненной программой. Программирование работает и в подростковом возрасте. Высказывайте свое отношение к возможным будущим событиям в жизни ребенка. Если ребенок учится в школе за рубежом и хочет там остаться, то можно ему прямо сказать, что вашей семье нужны русские, а не немецкие внуки. Это простое убеждение и формирование жизненной программы — возвращения на Родину, поступления в российский ВУЗ и будущей женитьбы в России. Другой пример программирования — популярная поговорка «в двадцать лет ума нет — и не будет, в тридцать лет жены нет — и не будет: в сорок лет денег нет — и не будет».

Как и когда срабатывает жизненная программа? Человек вдруг решает жениться к определенному сроку. Или в семье рождается много детей. Или молодая супруга при первом же скандале неожиданно подает на развод. Или человек уезжает работать за границу, и возвращается.

Обычно, если ребенку что-то нравится, то он закладывает подобное в свою программу. Например, если в семье много детей, отец — ее глава, семья полна жизни, то, скорее всего, ребенок эту программу в свою жизнь заложит и будет к ней стремиться. Если внук любит деда-бабу, а родители о них заботятся, то в программу внука войдет намерение заботиться о родителях и стать дедом. Внук через деда-бабу  формирует желание иметь не только детей, но и внуков. Это сложная программа аж на два поколения, которая воспитывает терпение и длинную волю ребенка. И отрицательные опции он тоже получает. Если родители развелись, то ребенок может заложить опцию развода, возможность разрушения семьи.

Программирование – дело творческое, может строиться и на отрицании. Ребенок может видеть пьяницу отца, или развод родителей и решить, что он никогда не станет делать так, как отец или мать. Выработка жизненной программы есть тайна, воля человека свободна.

 Сокращение жизненной программы

Как-то я проводил опрос старшеклассников и первокурсников, для чего они учатся в школе, какой в этом смысл? Обычно отвечали – «для поступления в ВУЗ». Следующий вопрос – «для чего учиться в ВУЗе?», потом «для чего работать?», потом «для чего жениться?» и так далее, пока школьник мог ответить. Таким способом я мог узнать жизненную программу школьника-студента.

На чем кончалась программа? До конечного вопроса «зачем умирать» никто не добрался. Удивило, что много студентов не добралось даже до шага «жениться». И если называли этот шаг, то следующий шаг «родить детей» называло всего 10-15% студентов. Шаг программы – «родить детей», у большинства – отсутствовал. Это к главной причине низкой рождаемости. У школьников и младших студентов оказались очень короткие жизненные программы. В них нет ни детей, ни внуков, ни старости, ни смерти. У многих уже нет «брака», а есть «сожительство».

В жизненных программах школьников нашего поколения был шаг «дети», я помню свои школьные разговоры о будущем со сверстниками. Теперь такого нет ни у старшеклассников, ни у студентов. Прямое следствие — нынешнее падение рождаемости. Судя по моим опросам, рождаемость еще снизится. Нынешний СКР (суммарный коэффициент рождаемости) 1,5 будет снижаться дальше. Шаг «дети» у молодежи не запрограммирован.

Можно показать, что жизненная программа в России укорачивается уже лет 100. Последние 30 лет ее шагреневая кожа сжимается особенно быстро. Почему? Если кратко, то сокращение жизненной программы стало возможным (а значит – неизбежным), когда в советской культуре исчез вопрос-ответ последнего шага программы – «зачем умирать?», или иначе – «в чем смысл жизни?». В нашей либеральной культуре ответ прост – «смерть (и жизнь) — бессмысленны». А значит, «живи одним днем, пей, веселись, наслаждайся, после смерти ничего нет». Отсюда – массовый эгоизм и «жизнь для себя».

Жизненная программа стирается с конца. Общественное сознание инерционно, поэтому очередной шаг стирается примерно за поколение. Все помнят постепенный рост числа разводов в СССР и в РФ, но в определенный момент шаг «брак» обвалится. Также идет медленное падение суммарного коэффициента рождаемости, но в определенный момент произойдет обвал рождаемости.

Смерть не исчезла, но перестала быть частью жизни, пропал именно смысл в жизненном шаге «умирать», как в переходе к загробной жизни. Если тебя не будет совсем, то не важно что будет после тебя. Исчезает смысл жить в следующих поколениях, исчезает смысл быть дедом, отцом. Незачем «рожать детей». Привет, эгоизм, «жизнь для себя», здравствуй чайлдфри! Незачем «жениться» (нести ответственность, сохранять брак). Привет, сожительство без обязательств, и 90-процентый уровень разводов у молодых!

На пороге стоит ввод безусловного базового дохода. «Работать» станет незачем, станет не нужен и этот шаг. Затем – «незачем учиться». Это — неизбежная логическая последовательность сокращения жизненной программы людей в той цивилизации, где потерян ответ на крайний вопрос «зачем жить и умирать». Смерть такой цивилизации не просто вероятна, а очевидна. Потеря религиозного смысла стирает цивилизацию механически и неотвратимо.

 

Что должно делать образование и культура?

 Можно ли что-то сделать? Можно, если изменить образование и культуру. Для чего нужно образование? Что должно давать настоящее образование? Прежде всего, оно должно дать понимание «смыслов жизни». Не плоское, одномерное, а глубокое и широкое – религиозное и культурное. То есть просвеченное глубиной и широтой всех достижений человеческой культуры, включая, но не ограничиваясь искусствами. Под культурой понимаю всё, что передается человеческого, что отличает человека от животного. И, конечно, в первую очередь образование отвечает на вызов «смерти». Без понимания «смерти» нет человека, он расчеловечивается.

Настоящее образование должно дать понимание (смыслы) собственной жизненной программы, включая «работу», «семью-детей», «родителей», «государство». ЭТО ГЛАВНАЯ И ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ. Главная задача образования – не «поступление в ВУЗ» и не «подготовка к работе». Образование должно сформировать полную и сомысленную жизненную программу. Семейное, школьное, высшее, культурное, медийное ОБРАЗование — это уподобление человека ОБРАЗу.

Русский язык не обманешь, слово «образование» значит «приведение к образу», постепенное уподобление тому, чей «образ» избран. И здесь лежит камень преткновения для всеобщего образования. В Библии сказано, что человек создан по образу Божьему и предназначен для того, чтобы всю жизнь стремиться уподобиться Богу.

К сожалению, такую задачу наше образование решить не в состоянии. Для христиан это очевидная истина, а для многих – пустой звук. Что, собственно, и показала попытка ввести в школьное обучение предмет, рассказывающий о религии, с целью просветить детей, показать как «смысл жизни/смерти» передан в религии. Чтобы школьник узнал хотя бы «оглавление» и решил, нужно ли ему знать больше. Попытка оказалась неудачной. Рассказывать о «смыслах» оказалось некому. «Смыслы жизни» нужны школьникам, но они не вписываются ни в школьную программу, ни в умы учителей, ни в держателей медиа и культуры.

Христианские «смыслы» в образование не вошли, оно продолжило падать под откос. Православные не хотят мириться с крахом школьного образования, и ищут выход. Возникают веточки православного образования в которое встроены христианские «смыслы жизни». В их числе, например, такая веточка образования, как «Русская классическая школа».

Я последовательно искал, как общество (без направляющего государства) может противостоять наступлению – эгоизма, разрушения семьи, разрушения власти. Мне стало понятно, что не будет единства обществу на этом фронте. Людям неверующим, хоть и с добрыми намерениями, противостоять такому наступлению – не под силу. Неправославные сдаются, когда вопрос встает ребром. Им не за что бороться, комфорт важней. Стало понятно, что только с православными имеет смысл создавать свою образовательную ячейку. Нужно создавать смысловое православное образование.

Понимание смыслов на Западе является уделом элиты. И в нашем образовании теперь не дается смыслов – ни в школе ни в ВУЗе. Компетенции, навыки даются, а смыслы — нет. Религиозные ответы в светском образовании запрещены. А смыслы неотделимы от религии. Поэтому на вопросы, зачем и почему, никто не отвечает.  Нужны православные образовательные ячейки, которые будут давать знания со смыслами. Православное образование может быть элитным, им и надо заняться.

Подготовил Валерий Борисов

Специально для РНК

Заставка:  wikimedia

 

По теме:

С оригинальными интервью наших экспертов можно ознакомиться на сайте РНК и в Телеграмм-канале:

Сергей Писарев. “Тушки Навального”

Юрий КРУПНОВ: Какая урбанизация нужна России?

Иван Замощанский: Эффективные коммуникации против кризиса

Юрий Громыко. В настоящем – России гордиться нечем. Вся надежда – на будущее?

Александр Давыдов. Возможно ли «нанобессмертие»?

Вячеслав Боровских. Имитация вместо реальной жизни или как победить компьютерную зависимость?

 

другие статьи экспертов

 

 

Подписаться на Телеграмм-канал Россия – Ноев ковчег

Перейти к рубрике ЧЕЛОВЕК, ЭКСПЕРТЫ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.