В июле житель Латвии Дидзис Седлениекс опубликовал в соцсети Facebook нашумевший пост следующего содержания: «Презрительным словом “русские” или чуть более толерантным “русскоязычные” обычно обозначают низшего интеллектуального уровня homo sovetiques – вне зависимости от национальности. Это генетическое отклонение от общечеловеческих ценностей, у этих существ вообще нет ничего ценного, включая человеческую жизнь. Понятно, что большая часть общества их презирает, у генетической ошибки или болезни нет никакой связи с языком, на котором животное пытается говорить», – написал Седлениекс. В ходе развязавшейся дискуссии он напирал на слова «вне зависимости от национальности» и отказался удалять свой пост.
Данное высказывание Седлениекса быстро разлетелось по соцсетям. На его страницу началось нашествие – люди в комментариях высказывали всё, что думают по поводу самого «нацика» и его высказывания. Через какое-то время Седлениекс всё же не выдержал и удалил пост. Публицист Владимир Линдерман охарактеризовал высказывание Седлениекса, как проявление нацизма. Он отмечает: «Если поменять слова “русские” и “русскоязычные” на “евреи” или “цыгане”, комментарий Седлениекса будет восприниматься один в один как цитата из Völkischer Beobachter, рупора НСДАП. Отмазки типа “вне зависимости от национальности”, “нет связи с языком” ничего не меняют в сути высказывания, в пронизывающей его агрессивной русофобии».
Линдерман напомнил, что это далеко не первый случай такого рода – например, в конце мая прошлого года в предвыборной газете партии Национальный блок была опубликована статья депутата Сейма Эдвина Шноре (на фото). Особенное возмущение русских жителей Латвии вызвал фрагмент этой статьи, в котором автор употребил выражение «русская вошь».
«Многие из последствий оккупации преодолены, однако русская среда все ещё остается реальностью в Латвии. Как сказал в своё время министр общественных дел Альфред Берзиньш (из довоенного правительства Карлиса Ульманиса – В.Е.), если однажды пустить русскую вошь в шубу, вывести её оттуда будет трудно. Действительно, мы видим, что приехавшие во времена СССР русскоязычные, хоть и постоянно глумятся над Латвией, из неё не уезжают. По крайней мере, не в таком количестве, как латыши бы этого хотели», – написал Шноре. Попытка привлечь его к уголовной ответственности за разжигание национальной розни успехом не увенчалась. Полиция безопасности, получившая сотни заявлений от возмущенных жителей, решила, что в высказывании Шноре о «русской вше» нет состава преступления. Единственным наказанием для него стало устное порицание, вынесенное ему комиссией Сейма по мандатам, заявлениям и этике.
В июле этого года латышский мужской хор Vilki («Волки») опубликовал на своей странице в Twitter поздравление с проходившими в то время народными праздниками. «Сегодня начинается Всеобщий латышский 26-й Праздник песни и 16-й Праздник танца! Праздничная неделя, когда Рига снова становится латышски-чистой. Будем работать все вместе, чтобы она оставалась чистой всегда!» – написали «Волки». Их поддержала журналистка Элита Вейдемане: «Боюсь, что Рига после Праздника песни снова встанет на старые рельсы, и никакие комсомольские пляжные празднования Лиго (имеется в виду праздник летнего солнцестояния, который широко отмечается в столице усилиями мэра Нила Ушакова – В.Е.) не смогут сделать Ригу латышской».
В свою очередь, депутат Сейма Янис Домбрава (однопартиец Шноре по Национальному блоку) отреагировал на праздники песни и танца следующим образом: «Наш народ умнее и способнее многих других, но наша самая большая сила кроется в нашем духе. Его сила неизмерима. Как иначе можно объяснить то, что во время, когда королевские дома Европы разрушались викингами, наши предки были теми, кто рыскал по землям викингов? Как можно объяснить то, что так долго такой небольшой народ смог сохранить независимость и от западных рыцарей, и от восточных князей? Как объяснить, что мы можем из своих земель одновременно прогнать армии двух держав? Как объяснить то, что с помощью песни мы можем разгромить ядерную державу?».
По мнению Линдермана, единственное, что останавливает радикальных националистов от физических расправ над «генетическим отклонением» – это страх. «Страх, что от русских прилетит такая ответка, что мало не покажется. Поэтому пока выгоднее и безопаснее не прибегать к прямому насилию, а душить русское меньшинство дискриминационными законами, подталкивая к эмиграции из страны», – считает публицист. Но ситуация, по его мнению, способна измениться. «”Интеллектуалы” Шноре и Седлениекс готовят почву для насилия. Они решают важную идеологическую задачу – расчеловечивание русских. Внушают латышам, что русские – не люди, а “вши”, или не совсем люди, а “генетическая ошибка”. Разве это преступление – раздавить вошь, забравшуюся в твою одежду? Или изолировать от общества человека с опасными отклонениями? Предвижу возражения: да кто такие эти шноре и седлениексы, чтобы так взволнованно на них реагировать? Никто и звать их никак. Большинство латышей – люди порядочные и к этим сумасшедшим “нацикам” не прислушиваются.
Это массовое русское благодушие основано на незнании фактов. Эдвин Шноре – один из самых популярных депутатов в Латвии, достаточно взглянуть на гигантское количество полученных им “плюсиков” от избирателей на последних выборах в Сейм.
Дидзис Седлениекс работал журналистом в газете с самым большим среди бумажных изданий тиражом – Latvijas Avīze (“Латвийская газета”). Хор Vilki – не дворовые рэперы, они сотрудничают с министерством обороны, занимаются патриотическим воспитанием латвийских военных. Поэтому все эти русофобские высказывания следует воспринимать, как реальную угрозу», – предупреждает Линдерман.
Ряд русских жителей Латвии отправили в Генпрокуратуру заявления на Седлениекса, требуя привлечь его к ответственности за разжигание ненависти. «Тварь ли я дрожащая или право имею?! Оскорбления русскоговорящих в Латвии уже становятся не противозаконным исключением из правил, а систематичной закономерностью. Все больше нарастают публичные русофобские высказывания, которые уже не вписываются ни в какие рамки. Ни в рамки законности, ни в рамки здравого смысла и адекватности», – возмущается жительница страны Любовь Жданова, объясняя, почему она направила письмо генеральному прокурору Латвийской Республики Эрику Калнмейерсу. Однако, в госорганах не сочли высказывание Седлениекса преступным. «Пришёл домой, а в почтовом ящике письмо из Полиции безопасности. Это ответ на поданное мной заявление на высказывание этого персонажа Дидзиса Седлиниекса. ПБ не нашла состава преступления в его действиях и в возбуждении уголовного дела против Седлиниекса отказала», – проинформировал активист русской общины Латвии Александр Жгун.
Вскоре другой «отжиг» совершил ещё один известный в Латвии националист – снова депутат Сейма от Нацблока Александр Кирштейнс. Он действовал, как опытный «тролль». Сначала парламентарий «во имя мира в Европе» предложил разделить Россию на множество маленьких государств. Дождавшись откликов российских политиков – на слова Кирштейнса с возмущением откликнулись председатель Комиссии Совета Федерации РФ по информационной политике Алексей Пушков, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Франц Клинцевич, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, первый зампредседателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров – Кирштейнс продолжил куражиться. Он едко высказался по поводу «кремлевских писак», которых его, Кирштейнса, заявление якобы ввергло в панику.
А вскоре после этого он написал в «Твиттере» следующее: «Легионеры и национальные партизаны вместо интеграции предпочитали аграрные вопросы – чем больше оккупантов под землей, тем больше пользы государству».
Свой пост Кирштейнс сопроводил фотографией своего бывшего коллеги по Нацблоку многолетнего депутата Сейма Висвалдиса Лациса в молодости, когда тот служил в рядах латышского легиона СС.
Рижская русскоязычная газета «Сегодня» пишет: «Из вышеприведенного поста можно сделать вывод, что депутат считает: вместо того, чтобы тратить время на интеграцию оккупантов, их лучше расстреливать. Кого Кирштейнс имеет ввиду под оккупантами, гадать не надо. Это населяющие Латвию национальные меньшинства. Это их интеграцию (читай ассимиляцию) в латышское общество современное латвийское государство лицемерно записало в приоритеты, тратя на неё миллионы евро и превратив в кормушку для приближенных к власти. Означает ли это, что Кирштейнс призывает решить вопрос интеграции более простым и дешёвым способом? Это уже вопрос к Полиции безопасности». Впрочем, по опыту предыдущих историй подобного рода заранее ясно, что ПБ этой ситуацией не заинтересуется.
В августе евродепутат Андрей Мамыкин, участвовавший в предвыборном автопробеге партии «Русский союз Латвии» (РСЛ) по Латгалии, выставил в соцсети Facebook видео, на котором несколько подвыпивших молодых людей нецензурно ругаются в адрес его самого и российского президента Владимира Путина. По словам Мамыкина, инцидент произошел, когда автоколонна «Русского союза Латвии» находилась на пути из Резекне в Лудзу. Участников автопробега остановили для проверки документов, и тут машину Мамыкина подрезал джип Toyota Land Cruiser, откуда выбрались восемь пьяных пассажиров. Окружив автомобиль политика, они принялись оскорблять его: «Ты и твой Путин – …!» По словам евродепутата, он в этот момент сидел в машине и молчал. «Мне было жалко этих молодых парней. Особенно того, кто махал стилизованным фаллосом до земли, сшитым из плюша. Они олицетворение поколения, выросшего на ненависти к русским, посеянной правыми политиками. Местные говорят, что это резекненские нацики. Хотя прибывшие на место происшествия позднее полицейские опознали также парочку местных и из Лудзы».
Проживающие в Латвии русские говорят, что в последние годы чувствуют себя всё неуютней. Местные нацики открыто им пишут в соцсетях: «В случае конфликта с Россией мы вас, ватников, утилизируем».
Активистка «Русского союза Латвии», мать троих детей Евгения Крюкова сетует: «Как в этой стране растить детей? Как дикари, обвиняющие в засухе идолов, латышские парни во всех своих бедах готовы обвинить Путина. Идолопоклонничество?» А Владимир Линдерман отмечает: «Пока нацики ещё побаиваются. Но рано или поздно у них сорвёт резьбу. Те восемь нетрезвых молодцев, что атаковали машину русского евродепутата, они уже вдохнули сладкий воздух безнаказанности и на этом не остановятся. За последние годы, особенно после референдума за русский язык (Линдерман был одним из главных организаторов этого мероприятия, состоявшегося в 2012 году – В.Е.), ко мне много раз подходили латышские парни с очевидным желанием, скажем так, нанести физический ущерб. Я видел это по их глазам. Но их останавливал страх возмездия. Сейчас этот страх постепенно улетучивается».
Калининградский политолог Александр Носович пишет, что представители нацменьшинств в странах Прибалтики зачастую воспринимаются «агентами Путина», «вражескими шпионами» и подрывным элементом. «По мере деградации этих стран, продолжения бегства оттуда коренного населения, вымирания, разрушения экономики, сокращения дотаций Евросоюза потребности в создании образа врага у правящей верхушки будут только возрастать. Не станут же они объяснять провалы и поражения своих стран собственной никчёмностью и бездарностью. Кто может быть виноват в проблемах и неудачах Эстонии, Латвии и Литвы? Конечно же, внутренний враг – “нелояльные меньшинства”. Все эти русские, поляки или латыши, именующие себя латгальцами – это агенты Путина и вражеские шпионы, которые пьют кровь христианских младенцев! Все проблемы из-за них! Пусть эти потомки колонистов и имперских оккупантов убираются туда, откуда приехали! Вся эта риторика будет транслироваться через вполне себе демократические институты: партии, СМИ, предвыборную агитацию, парламентские слушания. В результате демократия, будучи основанной на этническом национализме, обернётся для нетитульных народов Прибалтики своей тёмной стороной», – заключает Александр Носович. Он считает, что над регионом нависла нешуточная угроза этнических чисток.