Борис Гребенщиков – свой, чужой, никакой…



Вера Зелендинова

Рок-музыкант Борис Гребенщиков (в просторечии БГ) умеет удивить. Он всегда витал в эмпиреях и был как бы философом, произвольно тасующим факты и идеи. Сегодня всё изменилось. В интервью, которые он даёт в последнее время, пульсирующий хаос его рассуждений вполне упорядочен за счёт наложения на него чёткой идеологической матрицы, в которой Россия – это фашистское государство, руководитель страны – опасный маньяк, а поддерживающие его люди – глупцы. Вишенкой на этом антироссийском торте стала история про 12 млн евро, якобы пожертвованных БГ на помощь Украине.

Предписание «не преломи хлеба с убийцей брата твоего» Гребенщиков нарушал и раньше, но это не настораживало поклонников музыканта, да и сегодня под роликами с его интервью тысячи лайков и восторженных комментариев. То есть бывший кумир в разгар военных действий встал на сторону сил, которые не просто ненавидят, а стремятся уничтожить его страну, а публика смотрит на всё это и восторженно аплодирует.

Беспроигрышный пиар БГ

Когда Гребенщиков признался в интервью 9-му каналу израильского ТВ, что «играл в Берлине у Бранденбургских ворот» и что «это мероприятие собрало 12 миллионов [евро], которые пошли на помощь Украине», многих изумил сам факт участия БГ в этой благотворительной акции, поскольку давно известно, что денег он никому не даёт, даже, как утверждают злые языки, друзьям (если у столь «великих» они вообще могут быть), оказавшимся в очень сложных обстоятельствах.

Второй повод для изумления – огромная сумма, якобы заработанная музыкантом. В итоге аттракцион невиданной щедрости БГ оказался в списке главных новостей. А когда интерес начал спадать (ну перевёл, да, много, но почему бы и нет – человек он небедный), последовало опровержение:

«Про перевод 12 миллионов евро – придуманный кем-то бред, странно даже, что этому можно поверить. У меня никогда не было 12 миллионов евро, и сама мысль об этом кажется мне смешной».

Общий месседж: вы тут все с ума посходили, а я весь, как в старом анекдоте про цирк, в белом, давно живу в Лондоне, потому что там «работать значительно приятнее, чем в России», которая – повторим для закрепления – является фашистской страной. А то, что новость про 12 млн евро запустил он сам в свойственной ему невнятно-высокопарной манере, уже будто и неважно. В подобных случаях принято всё валить на падких до сенсаций журналистов, пусть они и расхлёбывают.

Борис, где твой друг Мишико?

Семь лет назад, по итогам гастрольной поездки Гребенщикова на Украину, в сети появились его фотографии с советником министра внутренних дел Украины Антоном Геращенко и с только что назначенным губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили, а также видеозаписи общего застолья: гости жуют, БГ поёт.

Часть поклонников пришла в ужас: их кумир в обнимку с людьми, которые сами называют себя врагами России. Один – создатель сайта «Миротворец», другой – бывший президент Грузии, ответственный за убийства российских миротворцев в Южной Осетии.

Но БГ был, как всегда, невозмутим и даже дал совет делающим политические заявления музыкантам: «Занимайтесь вы делом, не лезьте туда, в чём ничего не понимаете».

При этом сам он политические оценки давал. Например, комментируя события Крымской весны, сказал, что не поедет на полуостров ни за какие деньги, и назвал проголосовавших за вхождение в Россию жителей республики дураками. Но тут уже ничего не попишешь: что позволено Юпитеру (БГ), не позволено быку (всем остальным).

Секреты притягательности БГ

Гребенщиков, совсем как Пушкин у Андрея Синявского («Прогулки с Пушкиным»), всегда был очень разный или никакой, потому и казался разным. То «Все братья – сёстры», «Кострома mon amour» с «Навигатором», а потом раз – «Соль» и «Знак Огня». Проблема в том, что многие не помнят ничего, а другие помнят всё. К какой из этих двух категорий относится БГ – большой вопрос.

Он ведь всегда был как бы не от мира сего: космополит и «вещь для себя», нуждающаяся в одобрении и восхищении, но не в понимании. Кто не верит, может посмотреть запись телепередачи «Музыкальный ринг» 1987 года. Тогда несколько слушателей посетовали, что не понимают, о чём он поёт и что хочет сказать. Что ответил БГ? Он сослался на Пикассо: «Понять… Зачем? Вот растёт дерево, почему вы его не пытаетесь понять? Это явления одного порядка – воспринимайте их». Что это значит? Он сравнивал себя с Пикассо? Нет, не похоже. Он просто сказал, что не претендует на то, чтобы быть понятным или, скорее, понятым.

В такой позиции хорошо отращивать своё эго, чтобы в конце концов объявить себя мудрецом. Отстранённость БГ – действительная или кажущаяся – от всего обыденного и пошлого нравилась многим. Поэтому певец так легко вписался в мир постмодерна, где всё очень просто: он поёт, некие «они» слушают, можно ещё и сентенцию какую-нибудь произнести… и тут же забыть.

Считавший БГ богом мальчик Бананан из перестроечного фильма «Асса» – в сущности, жалкий мечтатель и тунеядец – уже сошёл со сцены. Для молодёжи из так называемого креативного класса БГ вроде некоего символа, памятника самому себе, а для тех, кто постарше, совсем недавно был как бы свой, с ароматом молодости, необременительного бунтарства, мира без границ и рассеянности сознания. Но только с этим. Ничего другого там никогда не было.

Разобраться с самими собой

А теперь есть. Теперь господин Гребенщиков заявил свою политическую позицию. И это не банальный и пустой пацифизм, не особое мнение по Украине, Крыму или Донбассу. Это поступок, сколько бы он ни прикрывал его разговорами об открытом мире и пользе медитации. А на поступок нужно как-то реагировать, но культуры и традиции таких реакций у россиян нет.

Мы не американцы, чтобы включать политику отмены, и не европейцы, чтобы устраивать публичную обструкцию. Не наш стиль, да и небезопасно. Жители Осло запалили в мае 1945 года огромный костёр из книг коллаборациониста Кнута Гамсуна – и все этим восхищались, а у нас один парень (по тем же мотивам) попытался сорвать концерт Андрея Макаревича и плотно сел.

Ещё какие-нибудь лет шесть-семь назад такие истории провоцировали диспуты: что важнее – творческий багаж или поступки поэта и музыканта? Что случилось с кумиром – он сошёл с ума или элементарно ссучился? Но с тех пор многое изменилось. Теперь общие рассуждения про свободу творческой личности, её право занимать любую позицию и свободно выражать своё мнение переместились в сферу маргинального.

Когда вопрос встаёт о выживании социума, на первое место выходит традиционная культура, обеспечивающая его устойчивость.

Культура – это система запретов, прочно засевших в коллективном подсознательном. И один из главных после основных вроде не убий – «не преломи хлеба с убийцей брата твоего».

Все наши отступники вроде Дмитрия Быкова, Чулпан Хаматовой, а теперь и Гребенщикова уже «преломили». И тем самым выпали из нашей культуры. А это значит, что их – из элементарного чувства самосохранения – придётся игнорировать. И впредь не творить себе кумиров из представителей групп, которых принято называть творческой интеллигенцией, деятелями культуры и интеллектуальным классом. Гораздо лучше, здоровее и безопасней думать самим, не забывая присматривать за тем, чем занимаются на чужбине бывшие властители дум.

Соблазны туманного Альбиона

В Лондоне и его окрестностях с приехавшими из России людьми время от времени происходят всякие странные истории. Речь не только о загадочных смертях Бориса Березовского и Александра Литвиненко или исчезновении Сергея Скрипаля и его дочери. Случается, что другие, менее значимые, но тоже известные люди вдруг резко меняют своё поведение и даже делают совсем уж неожиданные кульбиты.

Например, советский диссидент Владимир Буковский, прославившийся в самом начале 70-х годов разоблачениями советской карательной психиатрии, отсидевший 12 лет и обменянный в 1976-м на лидера компартии Чили Луиса Корвалана, тоже поселился в Великобритании и в течение долгого времени вёл себя там достаточно независимо. Он критиковал не только российскую Конституцию 1993 года (за чрезмерный авторитаризм), но и британские порядки (самая громкая история начала 2000-х касалась статуса и редакционной политики ВВС).

15 января 1977 года. Приезд Буковского в Схипхол, Северная Голландия.15 января 1977 года. Приезд Буковского в Схипхол, Северная Голландия.Фото: Bert Verhoeff /Anefo/Wikimedia/CC0

А потом что-то случилось, и в 2003-м он стал поручителем (перед британскими властями) чеченского террориста Ахмеда Закаева в деле о его экстрадиции в Россию, а в 2007-м заявил о готовности баллотироваться в президенты на выборах-2008, прекрасно понимая, что по российским законам претендовать на этот пост не имеет права, потому что более 30 лет живёт за границей. На вопрос своего московского знакомого, зачем он «ввязался в эту авантюру», Буковский ответил, что его «настоятельно попросили, ну и денег дали, за дом же платить нужно».

В первой половине 10-х годов Буковский (судя по всему, по настоятельной просьбе одной из групп влияния в британском истеблишменте) стал идеологом Партии независимости Соединённого Королевства, выступавшей за выход из Евросоюза, и лично продвигал слоган «ЕС – копия СССР». На фоне этой деятельности стал обвиняемым по делу о хранении и изготовлении детской порнографии. Судебное разбирательство длилось более четырёх лет и было прекращено в связи со смертью обвиняемого.

Теперь вот выяснилось, что БГ тоже перебрался в Лондон, и не исключено, что именно этим объясняется всплеск его политической активности – критика руководства России, участие в международных акциях в поддержку Украины.

Всё это противоречит его недавним высказываниям о том, что творческим людям нужно заниматься своим делом и не лезть в политику. Не пора ли начать беспокоиться о его безопасности и благополучии?

Судя по количеству интервью, которые музыкант дал в последнее время, и резкости, с которой он осуждает действия России на территории Украины, на сегодня все вопросы улажены. Политика отмены в отношении всего русского Гребенщикова не коснётся, деньги не отнимут. История с 12 млн евро для Украины закрепила этот статус-кво. А дальше нужно следить за волосатыми руками Лондона.

 

Источник:  octagon.media

 

Заставка:  wikimedia

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.