Король-солнце



Памяти Градского

Татьяна Москвина

Источник: блог автора

С воскресенья в тысячах и тысячах домов звучит его неповторимый Голос – опечаленные люди бросились переслушивать, пересматривать, не отпускать его хотя бы в памяти. Ведь 28 ноября закончилась земная жизнь Александра Градского.

У всякого свой « первый удар» Градского. Кто- то сбежал с уроков на фильм Кончаловского «Романс о влюблённых», а там невероятный Голос как вдарит -«Эх, загу-загулял, загулял, парнишка молодой, молодой, в красной рубашоночке, хорошенький такой!» ( мой случай). Кто- то прослезился, узнав «как молоды мы были». Кто- то сражён был историей о том, что « жил был я – стоит ли об этом?!»(«Как прекрасен мир» Д.Тухманова, слова С.Кирсанова). Знаю человека, который ребёнком изумился Рыбой- пилой в исполнении Градского (он озвучил эту пилу в мультфильме «Голубой щенок», используя какие- то неземные уже ультра- и инфразвуки). Но в любом случае с первым ударом Градский поселялся в своем слушателе прочно, основательно и насовсем.

Он пел лучше всех ( в своем поколении – уж бесспорно). Знал, что поёт лучше всех ( смешно и точно кто- то заметил -«Градский поёт и будто хвастается тем, как он поёт»). Хотел бы, чтобы это признавали и явно обладал синдромом «Гулливера среди лилипутов». Но дело в том, что это шло не от эгоцентризма и тщеславия ( хотя был он и тщеславен, и эгоцентричен), а от особенного мироощущения. Он ощущал себя королем, и королевство его было – музыка. Он переживал за свои владения и реально страдал, когда на них нападали орды вандалов под предводительством самозванцев. Тотально одаренный ( как вокалист, композитор и выдающийся знаток музыки), Градский мучался от ненависти к бездарности, непрофессионализму и безвкусице, как король в изгнании, вынужденный терпеть нашествие варваров на своё королевство…

Давным – давно, ещё до «Голоса», мне довелось побывать на строящейся тогда даче Градского ( где- то в районе Алабино), и это было незабываемо. Над циклопическим котлованом под будущий бассейн, где свободно могло плавать сто великанов из сказок братьев Гримм, возвышался огромный недострой. А на втором этаже его, в будущей столовой, стоял гранитный стол. Метров сорок в длину. Подразумевающий какие- то нечеловекоразмерные пиры гостей, явно не мира сего. Видимо, для Градского это была попытка выразить в пространстве свой грандиозный внутренний масштаб. ( Сам он жил преспокойно на краю котлована, в стеклянном павильончике с циклопическим же телевизором, который он смотрел беспрерывно и ругался прямо в телевизор). Потому, что он был грандиозен – даже ( и особенно) в ругани, презрении и отрицании.

Строгая советская эстрада, куда он так неожиданно ворвался, с ее ханжеством и цензурой, по крайней мере, не допускала непрофессионализма и явной бездарности. Но в перестройку начался культурный бунт масс, которые свергли всякие понятия о профессионализме и понаделали себе кукол- кумиров для самоудовлетворения. Началось безраздельное царство «попсы», от которого сейчас остался один хвостик. Потому, что в 2012 году в судейском кресле шоу «Голос» перед восставшими массами появился Александр Градский.

Его сверхкомпетентность, бурное красноречие, свирепый облик, ядовитое остроумие, способность властного суждения – были мгновенно восприняты бедными крошками темного царства. Они давно понимали, что кто- то придёт и прервёт их сладостные танцы в обнимку с попсой – и дождались, наконец, судью. Того, кто цыкнет – «смирно, руки по швам, стоять и слушать меня!» – и его не запугать, не подкупить, не обмануть. Он какие- то знает таинственные слова типа «октавы в диапазоне», а бедные крошки знать не знают ни про какие октавы и что за диапазон такой. Какие- то ноты, тональности, модуляции, вот беда, оказывается – петь надо уметь, это, кто б мог подумать, искусство. И есть один страшный человек, который ставит ярлык «годен» или « не годен»! И массы смирились, склонили голову, и поп- идолы, собиравшие стадионы, в рекордный срок стали набиваться по двадцать душ в одну афишу, чтобы хоть какого- то зрителя наскрести. А Градский вывел на орбиту славы тех, у кого действительно есть голос ( не умаляя достоинств прочих судей, остаюсь в убеждении, что роль Градского в этом процессе была главной и решающей).

Но пока разбирались с попсой 90-х, подоспела ж другая катастрофа – массы опять улизнули в своё самоудовлетворение, начихав на всякие там таланты и профессионализмы, в свои инстаграммы, ютьюбы и тик – токи. А король умер, солнце зашло, однако память- то осталась – о том, кто владел Голосом и мог вымолвить суждение. Осталось знание, что такое бывает, когда не купить и не запугать, когда эрудиция, ум и талант блистают так, что восхищают даже невежество и дурость.

Инициатор и организатор музыкального дела, Градский не был в этом слишком удачлив – если вспомнить хотя бы запутанную историю с его оперой «Мастер и Маргарита». Охотно верю утверждениям о его тяжелом характере, а вот сложным его назвать не могу, какие ж сложности, когда был Градский предельно откровенен, никакого двойного дна не имел, все раздражения и неудовольствия тут же высказывал, беспрерывно подставлялся. Народным любимцем ( как певец) он не был. Элитарным избранником тоже ( элита в музыке мало смыслит, ей тупую публицистику подавай). Он хотел, жаждал любви, но ни граном индивидуальности не поступился ради ее завоевания. И потому печать подлинности стоит на всей этой уникальной личности – Александр Градский.

Прощаемся и благодарим.

Источник:  ruskline.ru

Заставка:  wikipedia

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.