Столп культуры



150 лет назад родился Игорь Грабарь

Полтора века назад в Будапеште, в семье русино-венгерского юриста Эммануила Ивановича и галицкой русофилки Ольги Адольфовны родился человек, которому суждено было встать во главе движения, сохранявшего русскую культуру в самый мятежный век истории России. Всё детство Игоря семья Грабарей скиталась по Европе, вынужденная скрываться от властей Австро-Венгрии, пока не осела в Рязанской губернии. Юный Игорь вместе со своим братом Владимиром хотел стать юристом, но ещё на ранних этапах изучения юриспруденции он ощутил тягу к живописи. Результатом этого стала долгая и успешная карьера художника и близкое общение с самыми видными деятелями искусства своей эпохи. Революцию Грабарь застал в статусе не только именитого художника, но и флагмана искусствоведения того времени. Первая версия “Истории русского искусства”, написанная Игорем Эммануиловичем в 1910 году, всё ещё не утратила академической актуальности, а монография, посвящённая работам Валентина Серова, была написана вскоре после смерти художника и полна глубоких выводов, ставших следствием близкого знакомства автора и объекта исследования. Революция изменила жизнь Грабаря – он остро ощутил необходимость противостоять стихии хаоса и разрушениям, вызванным Гражданской войной. В июне 1918 года Грабарь стал инициатором создания Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. В период крушения старых порядков, отказа от прежних ценностей и уничтожения любых напоминаний о «мире насилья» Грабарь сумел собрать вокруг себя цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающихся ученых-искусствоведов, и опытных реставраторов-практиков. Целью работы Комиссии стала организация охранных и реставрационных работ на всей территории РСФСР. В этом деле Грабарь взял на себя, пожалуй, самую тяжёлую задачу – он старался убедить молодую и яростную советскую власть, полную решимости разрушать и жечь, в том, что церковная живопись имеет не только религиозное, но и историческое значение, что сохранение памятников старины важнее тотального искоренения несовместимого с марксизмом православия. Составляя программу действий, Игорь Грабарь считал необходимым начать с проведения планомерных обследований древних городов – центров русской средневековой культуры. В первую очередь предполагалось исследовать «пределы былой суздальской земли» – территорию Владимирской, Ярославской, Московской и Нижегородской губерний. Как писал сам Грабарь,

«…Я перенёс всю энергию на дело создания органа, который мог бы внести порядок в общемузейное дело России и наладить охрану памятников искусства и старины… Это дело увлекло меня всецело… Одновременно в широком масштабе я веду дело научных реставраций, архитектурных и живописных».

За относительно недолгое время в обстановке политических потрясений Грабарю удалось сформировать дееспособную организацию и впервые в истории России создать систему государственного управления сферой охраны и реставрации практически всех видов памятников искусства. Кроме иконописно-реставрационной мастерской при Коллегии по делам музеев при содействии И.Э. Грабаря был создан целый ряд реставрационных мастерских. В 1922 году Комиссия была преобразована в Центральные реставрационные мастерские (ЦРМ), а в 1924-м созданы единые Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ) с филиалом в Ярославле.

Осуществлению планов работы мастерских помешало резкое ухудшение и до того непростых отношений реставраторов с властями. Само стремление сохранять памятники прошлого вызывало подозрения у представителей партийного руководства. Ещё в период Гражданской войны Грабарю нередко приходилось прибегать к заступничеству Натальи Седовой, супруги Льва Троцкого. Для получения самых необходимых реставраторам материалов была нужна помощь Седовой и Луначарского. С конца 1920-х сотрудники музеев и реставраторы начинают ощущать на себе возрастающее идеологическое давление. 20 августа 1928 года выходит постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О музейном строительстве в РСФСР», которое наряду с обоснованными рациональными предложениями об увеличении финансирования музеев и о подготовке кадров музейных работников провозглашало борьбу с «неудовлетворительным с точки зрения задач социалистического строительства» идеологическим содержанием музейного дела.

Это постановление послужило началом кампании по постепенному сворачиванию деятельности ЦГРМ, драматическим образом отразившемуся на судьбе многих сотрудников.

В 1929 году, когда заместителем директора ЦГРМ стал член ВКП(б) художник Владимир Якуб, началось фактическое устранение Игоря Грабаря от руководства Мастерскими. В сложившейся ситуации Грабарь был вынужден подать прошение об отставке, объясняя своё решение желанием сосредоточиться на научной работе и занятиях живописью.

В 1934 году ЦГРМ были закрыты, а многие реставраторы репрессированы. Мотивировалось это тем, что под видом восстановления памятников церковной живописи реставраторы занимались религиозной пропагандой. Казалось, что главное детище Грабаря пущено по ветру, а все усилия по его созданию за несколько месяцев обратились в ничто. Но самый страшный поворот русской истории XX века стал моментом перерождения разрушенных мастерских.

Во время Великой Отечественной параллельно с продвижением советских войск на запад становилось всё более очевидным, что вместе с городами и деревнями в руинах оказались ещё и тысячи памятников культуры. Многие памятники были безвозвратно утрачены, другие – вывезены за рубеж, растасканы по частным коллекциям, проданы в неизвестные руки. Оказались разрушены прекрасные дворцы, выжжены садовые ансамбли, взорваны старинные колокольни. Захватчики не руководствовались стратегическими, логистическими или военными интересами, ими двигала не логика или рациональный расчёт – они уничтожали все намёки на «варварскую культуру», выжигали из оккупированной земли саму её суть. В этот момент государство резко меняет своё отношение к делу реставрации ценностей и вот уже Молотов требует от Совнаркома организовать реставрационную мастерскую. С задачей создания мастерской, способной в должной степени восстановить разрушенное и сохранить спасённое, мог справиться лишь один человек, не оставлявший мечту о возрождении деятельности Мастерских даже в самые сложные времена. Так, уезжая в августе 1941 года из Москвы в эвакуацию, он пишет председателю комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров М.Б. Храпченко:

«Я чувствую, что не исполнил бы своего долга, если бы, уезжая на неопределенное время – будем надеяться, что не на долгое, – из Москвы, не обратился бы к Вам с горячей просьбой пересмотреть вопрос о непонятной ликвидации большого советского дела – Постоянной реставрационной комиссии при Комитете [по делам искусств при СНК СССР]».

В 1944 году Грабарь в очередной раз стал центром консолидации разрозненного и разбитого сообщества советских реставраторов. Вытаскивая с фронтов и из тюрем, находя в нищете, забвении и опале, он вновь собирает старую гвардию для осуществления самого важного задания в их жизни. Реставраторы шли следом за наступающими красноармейцами и принимались за работу в ещё не остывших руинах городов – их война только начиналась. Грабарь стал художественным руководителем возрождённой мастерской, при этом не оставляя научной и исследовательской деятельности. Ещё шла война, когда Грабарь добился учреждения Института искусствознания, собравшего под одной крышей учёных, позже ставших авторами монументального исследования – второй версии “Истории русского искусства”. Разросшееся до 13 томов научное издание стало главным наследием Грабаря-учёного – наиболее подробная ретроспектива развития русского искусства со времён древних славян и до советского периода по сей день считается самым всеобъемлющим и всесторонним описанием становления русской художественной культуры.

Главный же magnum opus Грабаря-художника, Грабаря-реставратора и Грабаря-организатора стоит на пересечении Бауманской улицы и улицы Радио. Центральная художественно-реставрационная мастерская, которой руководил Грабарь, ныне зовётся Всероссийским художественным научно-реставрационным центром. С 1961 года Центр носит имя своего основателя – академика И.Э. Грабаря. Основная ценность ВХНРЦ сегодня – наряду с богатой историей и обширным списком отреставрированных экспонатов, в число которых входит “Троица” Андрея Рублёва и Боголюбская икона Божией Матери, – мастера реставрации, работающие в Центре.

Основные принципы системы подготовки кадров заложил ещё сам Игорь Грабарь. Своими внешними чертами она напоминает уклады средневековых гильдий и мастерских. Происходит постепенное и планомерное взращивание молодых специалистов под постоянным присмотром опытных наставников. Это обеспечивает преемственность поколений мастеров, которая позволяет отслеживать своеобразную родословную, восходящую к собранному Грабарём кружку энтузиастов. Игорь Эммануилович Грабарь положил начало отечественной школе научной реставрации, которая в своём современном виде оказалась востребована по всему миру. Реставраторы ВХНРЦ помогали спасать памятники в пострадавшей от наводнения Флоренции, реставрировали сокровища Дрезденской галереи. Работали в Италии, на Кубе, в Греции и в Египте. В мастерских Центра постоянно проходят стажировки реставраторы как российских, так и зарубежных музеев. Сегодняшний Реставрационный центр имени Грабаря является флагманом государственной политики в области реставрации движимых памятников истории и искусства. Центр представляет собой сложную, разветвлённую структуру, включающую в себя 12 реставрационных мастерских, научные лаборатории, отдел научной экспертизы, архив и фототеку. Созданы филиалы ВХНРЦ в Архангельске, Вологде и Костроме. Ежегодно Центр сотрудничает более чем с 300 музеями со всей России, а через руки реставраторов проходит более тысячи исторических памятников. Продолжением традиций, заложенных Грабарём, является и просветительская деятельность. Так, в здании на улице Радио проходят регулярные выставки, где представлены экспонаты, отреставрированные в мастерских Центра. Специалисты проводят мастер-классы и экскурсии, в ходе которых делятся секретами реставрационного искусства. 2020 год вынудил часть этих активностей переместить в онлайн – так появились виртуальные экскурсии и реставрационные видеоконференции. Сегодня всё постепенно возвращается к норме, и на улице Радио вновь работает выставка «Восток – дело тонкое», посвящённая опыту работы с наследием Японии, Китая и Калмыцкого Ханства.

Илл. Борис Кустодиев. “И.Э. Грабарь среди членов объединения “Мир искусства”. (1916 г.)

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.