От редакции РНК: Российский оппозиционный блогер Алексей Навальный опубликовал в своем инстаграме видео, на котором заявил, что вернется в Россию 17 января из Германии, где он с августа проходил лечение после отравления, в реальности которого многие сомневаются.
В октябре прошлого года в своей статье “Время политологов” Сергей Писарев, вокруг скандала с Навальным, предположил, что …если бы этого отравления не было – его надо было придумать , чтобы отвлечь внимание «мировой общественности» от газопровода “Северный поток-2” на «негодный объект»(Германия разрешила строительство «Северного потока-2» до конца мая 15.01.2021)
.
Видимо Операция «Навальный» завершается? и пришло время Германии избавиться от «берлинского пациента».
В рубрике Возвращаясь к напечатанному… предлагаем к прочтению еще раз статью Сергея Писарева
Время политологов
кадр передачи «Вечер с Владимиром Соловьевым» vk.com
В последнее время комментарии политологов получают всё большее распространение. Еще лет десять назад эта профессия считалась редкой, сегодня они вещают на телевидении и на радио, в печатных и интернет-изданиях – буквально из каждого утюга. В чем причины роста популярности политологов?
На этот вопрос отвечает президент фонда «Русский предприниматель», эксперт РНК Сергей Писарев.
Популярность политологов, которые раздают свои комментарии и прогнозы налево и направо, по поводу и без повода – растет как на дрожжах. Почему их выступления так востребованы? На мой взгляд, причин тому несколько.
Первое. В последние годы почти общепризнано, что политики и общественные деятели часто лукавят, говорят полуправду, а иногда и откровенную кривду. Уловить в их высказываниях второй-третий смысл, выявить подтекст, понять, что бы это значило на самом деле, в какую тенденцию укладывается – нелегкий труд, и берет его на себя политолог. Он может не сдерживать полёт своей фантазии – это всего лишь его точка зрения. Чем причудливее и экзотичнее толкование того или иного события (вплоть до самых бредовых) – тем выше популярность издания, его рейтинг. Это относится к комментариям политологов по поводу как российской политики, так и зарубежной, это общемировая практика.
Свежий пример: по поводу обострения конфликта в Нагорном Карабахе выступили президенты Азербайджана и Армении. Каждый уверен в своей правоте и обвинял оппонента в агрессии. Поскольку правда всегда одна, то каждый говорит, как минимум, полуправду. А это создаёт простор для комментариев политологов: кто как выглядел в студии, насколько уверенно держался, каковы их эрудиция и лексикон, на какую силу каждый из президентов может опереться в случае эскалации… Не конфликт – а подарок для политологов, которые теперь могут эту тему обсуждать неделями. Аналогично – протесты в Белоруссии в августе и сентябре, и совсем свежие беспорядки в Киргизии. Конфликт может сам по себе утихнуть – но перепалка будет продолжаться еще долго.
Вторая причина успеха политологов – чисто коммерческая. Они участвуют в ток-шоу, высказывая полярные точки зрения, устраивают настоящие спектакли, зрелища, вплоть до рукоприкладства. Рейтинги телеканалов растут, становятся привлекательными для рекламодателей… То есть – это просто бизнес, шоу. “Вам хочется песен – их есть у меня”. Поиск истины здесь чисто внешний антураж, на деле ответ на даже простой вопрос после такого обсуждения едва виден сквозь словесный туман.
Недавний пример – обсуждение темы коронавируса. На телеканалах и в интернете гуляло по крайней мере три версии происхождения вируса, и каждая из них имела еще по нескольку толкований. По итогам таких обсуждений зритель выбирал ту позицию, которая ему интуитивно близка.
Привлекают внимание к выступлениям политологов также их попытки прогнозов, предсказания будущего. “Устроены так люди – желают знать что будет”. Удовлетворяя это желание, политологи, эти современные провидцы и шаманы, могут также выдавать самые фантастичные прогнозы грядущего. “Я так вижу”. Главное правило – в самых общих чертах и с оговорками. Они ничем не рискуют: через несколько лет “или падишах умрет, или ишак заговорит”, или их прогнозы забудутся. И если даже не сбудутся – то зрители оракула просто неправильно поняли. А если совпадут с действительностью – то это, безусловно, признак мощного интеллекта и глубокой аналитики.
Если бы политологом был я
Политолог просто обязан озвучивать нестандартную точку зрения. Не обязательно – верную, главное – чтобы фантазию аудитории будила. Жанр может быть любым, кроме скучного. Почему Вооруженные силы России выступили на стороне Сирии и, фактически, спасли эту страну от военного разгрома и полного распада? Официальная точка зрения – помощь сирийскому народу, уничтожение ИГИЛ, чтобы его боевики и террористы не перенесли боевые действия на наши южные рубежи. Если бы политологом был я, то сказал бы, что таким образом в интересах Газпрома создана непреодолимая преграда на пути конкурента-газопровода из Катара в Западную Европу. И теперь европейцы продолжат покупать российский газ.
Аналогичная ситуация – вокруг скандала с Навальным. Если бы этого отравления не было – его надо было придумать. Настолько быстро, как по нотам, фигура чисто российского оппозиционера Навального обрела международный масштаб. Было или не было отравления на самом деле – уже не понять, каждая из сторон приводит свои доводы. Но если бы политологом был я, то предложил бы такую позицию: лидеры России и Германии специально придумали этот скандал, чтобы отвлечь внимание «мировой общественности» от газопровода “Северный поток-2” на «негодный объект». Пока СМИ витийствуют и судачат на все лады, каким чудом и почему Навальному удалось выжить – газопровод достраивается потихоньку, без шума и пыли. Вот уже и Дания разрешение дала на пропуск магистрали через свои территориальные воды, наши корабли-трубоукладчики активизировались в Балтийском море…
А потом, под занавес, выяснится, что Россия ни при чем, извините, ошиблись – и причин бойкотировать законченное строительство уже и не осталось вовсе, проект-то взаимовыгодный, зря на Россию и Путина грешили. И дело сделано! Дымовая завеса и шумиха вокруг Навального свою функцию выполнила…
Конечно, хочется, чтобы время и спрос на толкования политологов побыстрее закончились, хотя бы в России. Чтобы наши граждане, безусловно, верили своим политикам, а не искали в их речах второй-третий смысл. Будем надеяться, что это время придет еще при нашей жизни. Если бы политологом был я, то сказал бы, что это произойдет не раньше, чем через год и не позднее, чем через 10.
Не знаю как другим, но мне будет очень не хватать их всегда не скучных, а часто и глубоких, рассуждений.
Подготовил Валерий Борисов.
Специально для РНК
Заставка: politnavigator.net