Вячеслав Боровских. “Дистанционка” – диверсия против российского образования?



С началом второй волны короновируса вновь возникает угроза перевода школьников и студентов на длительное дистанционное обучение. Каковы последствия введения такой формы образования для человеческой психики? Способно ли оно заменить традиционное общение учеников с учителями и между собой? На эти и другие вопросы отвечает известный православный психотерапевт, автор метода нравственно-ориентированной психотерапии, основатель центра преодоления зависимостей «Подвижник» Вячеслав БОРОВСКИХ.

 

Как врач-психотерапевт я за последнее время достаточно насмотрелся на последствия, которые оказывает дистанционное обучение на психику и детей, и их родителей. На мой взгляд, иначе как диверсией эту форму обучения назвать нельзя. Складывается впечатление, что чья-то злая воля хочет лишить нас нашего будущего – наших детей. Дистанционные формы обучения противны самой человеческой природе, в основах личности заложены социальность человека и необходимость общения. Не случайно одно из самых суровых наказаний для преступников – заключение в одиночную камеру, лишение общения, полная изоляция от социума.

 

Без социума нет полноценной личности

При рождении ребенок должен обязательно ощутить тепло рук матери и отца, их прикосновения, внимание, заботу и любовь, слышать их голоса. Без живого общения со своими родителями, братьями и сестрами, сверстниками обоего пола, воспитателями и учителями невозможно формирование полноценной личности. Если по каким-то причинам ребенок лишён такого общения, его развитие становится ущербным, он вырастет психически нездоровым. Последствия сказываются в течение всей жизни – а этой личности предстоит продолжать род, формировать семью, которая, как известно – ячейка общества. Какие личности – такое и государство.

Именно в детстве человек получает максимум впечатлений, это как строительный материал для его душевного, личностного развития. Мало материала, или он некачественный – всё здание получается кривым-косым, однобоким. Такой человек будет подвержен всяческим психозам и неврозам, не сможет самореализоваться, раскрыть свои дарования.

В процессе образования для ребенка жизненно необходим живой учитель, которому стыдно посмотреть в глаза, если не выполнил домашнее задание. Нужны сверстники – для того, чтобы дружить, ссориться, драться, мириться, делиться секретами – всё это вживую. Если мальчик не будет заглядываться на живых девочек (а девочка – на мальчиков) – не произойдет их естественное половое созревание. Какие бы высокие задатки не были у ребенка, без живого общения из него образуется не человеческая личность – а животное с низменными страстями, чудовище. Дистанционное обучение и многочасовое сидение перед домашним компьютером лишает ребёнка необходимых социальных навыков.

 

Личность или биоробот?

Задача семьи, школы и всех воспитательно-образовательных учреждений – сформировать самостоятельную личность, которая сможет принимать решения и совершать поступки. Советская школа, одна из лучших в мире, успешно справлялась с этой задачей. Современные семья и школа – уже не справляются. Нынешние молодые родители не умеют воспитывать из ребенка личность. (Это я вам ответственно заявляю как психотерапевт с богатой практикой!). Просто потому, что они и сами не были так воспитаны. Связь времен и поколений уже прервалась. Родители готовы передоверить детей кому угодно – лишь бы не заниматься самостоятельно их воспитанием.

Из семьи ребенок переходит в среднюю школу. Но ее отлучили от процесса воспитания и формирования личности почти 30 лет назад. Избавили от задач коммунистического воспитания, да и от воспитания вообще. Сегодня задача школы – давать определённый набор знаний, не более того.

Социальная преемственность – основа земной жизни человека. Социальная среда в семье должна плавно перетекать и дополняться средой школы, затем – вузовско-студенческой средой, корпоративной или производственного трудового коллектива. Если повреждается хотя бы один элемент этой преемственности – то неизбежны дефекты в формировании личности, общества, государства.

 

Кто оценит социальный эксперимент?

Многомесячная самоизоляция в ходе карантина и первой волны объявленной пандемии стала своего рода социальным экспериментом. По ее итогам мы уже получили рост числа серьезных невротических расстройств как у детей, так и у взрослых.

Но организаторов эксперимента это ни в чём не убедило – сейчас нас активно готовят к карантину второй волны, всё те же меры самоизоляции, дистанционного обучения, с еще более суровыми штрафными санкциями.

На мой взгляд, необходимость жесткого карантина и соблюдения самоизоляции сильно преувеличены. Последствия карантина стали гораздо более разрушительными и вредными для экономики, образования, многих других сфер человеческой деятельности, чем сам вирус. Известно, что смертность от ковида не превышает показателей от обычных сезонных гриппа и ОРВИ. Но никто же из-за этих уже привычных инфекций экономику не рушит! А из-за ковида – обрушили. Введение жесткого карантина вообще не имело смысла. Ряд стран, в частности Швеция и Белоруссия, карантина вообще не вводили – и прекрасно себя чувствуют!

 

Мягкая сила?

Запад понял, что военным противостоянием Россию не победить, и применяет сегодня против нее совсем другое оружие, “мягкую силу”. Не нужны ракеты и бомбы, надо лишь дать взятки чиновникам от образования – и они сами всё до основания разрушат. Восемь лет идет реформа образования – с неотвратимостью бульдозера, асфальтового катка, который не остановить, несмотря на почти единодушные протесты учителей и родителей. Та же история повторяется с введением дистанционного обучения.

Российские чиновники не заинтересованы в психическом здоровье подрастающего поколения, им наплевать на независимость государства. Сами они здесь жить не собираются, их дети получают образование в Великобритании, где, кстати, активно используют наработки советской средней школы.

Уже младший школьник находится под мощным информационным прессингом со всех сторон. Ему назойливо навязываются западные ценности и нормы поведения. Каждый сам по себе, человек человеку – волк, культ индивидуализма и личные свободы прежде всего, в ущерб коллективному началу, взаимопомощи и выручке. Общество на глазах атомизируется. Культивируется бездумный, жадный, сластолюбивый и похотливый эгоист, которому наплевать на нравственность и историю своей великой страны. Которому, говоря словами Достоевского, лишь бы “жрать, да спать, да гадить…”

Критическое, самостоятельное восприятие действительности не в чести, оно и не прививается. Поэтому так легко сейчас внедряется разрушительные дистанционные технологии, которые я бы назвал технологиями расчеловечивания. Как врач, всё чаще отмечаю даже у маленьких детей признаки невротизации, навязчивых страхов, тревожных расстройств, астено-депрессивных состояний. То есть серьезных взрослых психических расстройств. Дети становятся чрезвычайно раздражительными и агрессивными. Одна из причин – они лишены здорового социального общения.

 

Комитеты национального спасения

Больше всего заинтересованы в защите детей от дистанционного обучения – родители. Единственный выход – в самоорганизации родителей для защиты своих интересов, создании общественных родительских комитетов на уровне школы, района, города. Такая организация сможет привлечь соответствующих специалистов – юристов, педагогов, врачей, заявлять протесты, направлять запросы в соответствующие госструктуры.

Я не раз говорил, такие комитеты – это средство национального спасения. Защищая своих детей, они спасают их будущее и будущее всей страны. Они могут стать серьезной общественной силой, с которой должны будут считаться властные структуры. Патриотические политические лидеры могли бы опереться на эту силу.

Дети – наш последний бастион. Если Россия его сдаст – она лишается своего будущего. Наше место на исторической арене займут другие нации, более сплоченные, ответственные и организованные. Китай, например, который взял, сохранил и приумножил всё лучшее из советской системы образования, И сейчас демонстрирует стабильно высокие темпы развития по всем направлениям. Практически все страны, не ставшие бездумно уничтожать советское наследие в образовании – развиваются успешно.

И только в нашей стране – рушат всё до основания, принимают весьма спорную во всех отношениях систему тестирования ЕГЭ, которая на Западе применяется далеко не так универсально, как в России. Всё вредоносное, что только можно было привнести в систему образования – внедрено в неё под видом новаций, реформирования. Тогда как и образование, и медицина – сферы весьма консервативные, и что-то менять в них, надо лишь семь раз отмерив.

Последствия – печальные: страна лишается целого поколения, которое впитывает чуждые российскому менталитету и цивилизации западные ценности. Всё это – продукт скоропалительной реформы образования, непродуманных решений, сплошного введения дистанционного обучения в том числе. Вполне реальной становится угроза потери национальной идентичности. Исторические прецеденты были – целые цивилизации исчезали с лица Земли, будучи не в состоянии противостоять натиску других, более жизнеспособных общественных формаций.

 

Постгуманистическое будущее

 Если не остановить реформу образования в ее нынешнем виде – неизбежен всплеск тяжелых психических недугов, неврозов и наркологических зависимостей. И не только у детей, но и у взрослых, которые не могут совладать со своими детьми-невротиками, отбившимися от рук. Под нашу систему образования, под общество в целом заложена мина, которую необходимо обезвредить как можно скорее.

Идея дистанционного обучения – изначально антигуманна. Но вполне вписывается в стандарты мрачной пост-гуманистической эпохи. Ей не нужен человек психически здоровый, уравновешенный, творческий и ответственный в своих решениях. Нужны совсем другие: бездумные шестерёнки, которые будут потреблять как можно больше и не задавать неудобных вопросов. Управляемые, легко поддающиеся манипуляциям СМИ. О чем власти заявляют – то и делают. Сплошная вакцинация, чипизация – что угодно. Всё это сугубо добровольно, более того, в очередь и за деньги. Если ему за это пообещать пряник или конфетку.

Несколько поколений, выращенных в таком духе – и на российских просторах будут пастись стадо биороботов в человеческом обличии, послушно исполняющих волю своих пастухов, тупо потребляющих корм в виде любых товаров и услуг, даже самых ненужных и вредных. Идеальное народонаселение и устройство государства пост-гуманистической эпохи, перед которым побледнеют самые мрачные антиутопии Оруэлла и Замятина.

 

Подготовил Валерий Борисов.

Специально для РНК.

Фото pixabay.com

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО, ЭКСПЕРТЫ


Добавить комментарий

 


Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.