Вячеслав Боровских. “Дистанционка” – диверсия против российского образования?

81

С началом второй волны короновируса вновь возникает угроза перевода школьников и студентов на длительное дистанционное обучение. Каковы последствия введения такой формы образования для человеческой психики? Способно ли оно заменить традиционное общение учеников с учителями и между собой? На эти и другие вопросы отвечает известный православный психотерапевт, автор метода нравственно-ориентированной психотерапии, основатель центра преодоления зависимостей «Подвижник» Вячеслав БОРОВСКИХ.

 

Как врач-психотерапевт я за последнее время достаточно насмотрелся на последствия, которые оказывает дистанционное обучение на психику и детей, и их родителей. На мой взгляд, иначе как диверсией эту форму обучения назвать нельзя. Складывается впечатление, что чья-то злая воля хочет лишить нас нашего будущего – наших детей. Дистанционные формы обучения противны самой человеческой природе, в основах личности заложены социальность человека и необходимость общения. Не случайно одно из самых суровых наказаний для преступников – заключение в одиночную камеру, лишение общения, полная изоляция от социума.

 

Без социума нет полноценной личности

При рождении ребенок должен обязательно ощутить тепло рук матери и отца, их прикосновения, внимание, заботу и любовь, слышать их голоса. Без живого общения со своими родителями, братьями и сестрами, сверстниками обоего пола, воспитателями и учителями невозможно формирование полноценной личности. Если по каким-то причинам ребенок лишён такого общения, его развитие становится ущербным, он вырастет психически нездоровым. Последствия сказываются в течение всей жизни – а этой личности предстоит продолжать род, формировать семью, которая, как известно – ячейка общества. Какие личности – такое и государство.

Именно в детстве человек получает максимум впечатлений, это как строительный материал для его душевного, личностного развития. Мало материала, или он некачественный – всё здание получается кривым-косым, однобоким. Такой человек будет подвержен всяческим психозам и неврозам, не сможет самореализоваться, раскрыть свои дарования.

В процессе образования для ребенка жизненно необходим живой учитель, которому стыдно посмотреть в глаза, если не выполнил домашнее задание. Нужны сверстники – для того, чтобы дружить, ссориться, драться, мириться, делиться секретами – всё это вживую. Если мальчик не будет заглядываться на живых девочек (а девочка – на мальчиков) – не произойдет их естественное половое созревание. Какие бы высокие задатки не были у ребенка, без живого общения из него образуется не человеческая личность – а животное с низменными страстями, чудовище. Дистанционное обучение и многочасовое сидение перед домашним компьютером лишает ребёнка необходимых социальных навыков.

 

Личность или биоробот?

Задача семьи, школы и всех воспитательно-образовательных учреждений – сформировать самостоятельную личность, которая сможет принимать решения и совершать поступки. Советская школа, одна из лучших в мире, успешно справлялась с этой задачей. Современные семья и школа – уже не справляются. Нынешние молодые родители не умеют воспитывать из ребенка личность. (Это я вам ответственно заявляю как психотерапевт с богатой практикой!). Просто потому, что они и сами не были так воспитаны. Связь времен и поколений уже прервалась. Родители готовы передоверить детей кому угодно – лишь бы не заниматься самостоятельно их воспитанием.

Из семьи ребенок переходит в среднюю школу. Но ее отлучили от процесса воспитания и формирования личности почти 30 лет назад. Избавили от задач коммунистического воспитания, да и от воспитания вообще. Сегодня задача школы – давать определённый набор знаний, не более того.

Социальная преемственность – основа земной жизни человека. Социальная среда в семье должна плавно перетекать и дополняться средой школы, затем – вузовско-студенческой средой, корпоративной или производственного трудового коллектива. Если повреждается хотя бы один элемент этой преемственности – то неизбежны дефекты в формировании личности, общества, государства.

 

Кто оценит социальный эксперимент?

Многомесячная самоизоляция в ходе карантина и первой волны объявленной пандемии стала своего рода социальным экспериментом. По ее итогам мы уже получили рост числа серьезных невротических расстройств как у детей, так и у взрослых.

Но организаторов эксперимента это ни в чём не убедило – сейчас нас активно готовят к карантину второй волны, всё те же меры самоизоляции, дистанционного обучения, с еще более суровыми штрафными санкциями.

На мой взгляд, необходимость жесткого карантина и соблюдения самоизоляции сильно преувеличены. Последствия карантина стали гораздо более разрушительными и вредными для экономики, образования, многих других сфер человеческой деятельности, чем сам вирус. Известно, что смертность от ковида не превышает показателей от обычных сезонных гриппа и ОРВИ. Но никто же из-за этих уже привычных инфекций экономику не рушит! А из-за ковида – обрушили. Введение жесткого карантина вообще не имело смысла. Ряд стран, в частности Швеция и Белоруссия, карантина вообще не вводили – и прекрасно себя чувствуют!

 

Мягкая сила?

Запад понял, что военным противостоянием Россию не победить, и применяет сегодня против нее совсем другое оружие, “мягкую силу”. Не нужны ракеты и бомбы, надо лишь дать взятки чиновникам от образования – и они сами всё до основания разрушат. Восемь лет идет реформа образования – с неотвратимостью бульдозера, асфальтового катка, который не остановить, несмотря на почти единодушные протесты учителей и родителей. Та же история повторяется с введением дистанционного обучения.

Российские чиновники не заинтересованы в психическом здоровье подрастающего поколения, им наплевать на независимость государства. Сами они здесь жить не собираются, их дети получают образование в Великобритании, где, кстати, активно используют наработки советской средней школы.

Уже младший школьник находится под мощным информационным прессингом со всех сторон. Ему назойливо навязываются западные ценности и нормы поведения. Каждый сам по себе, человек человеку – волк, культ индивидуализма и личные свободы прежде всего, в ущерб коллективному началу, взаимопомощи и выручке. Общество на глазах атомизируется. Культивируется бездумный, жадный, сластолюбивый и похотливый эгоист, которому наплевать на нравственность и историю своей великой страны. Которому, говоря словами Достоевского, лишь бы “жрать, да спать, да гадить…”

Критическое, самостоятельное восприятие действительности не в чести, оно и не прививается. Поэтому так легко сейчас внедряется разрушительные дистанционные технологии, которые я бы назвал технологиями расчеловечивания. Как врач, всё чаще отмечаю даже у маленьких детей признаки невротизации, навязчивых страхов, тревожных расстройств, астено-депрессивных состояний. То есть серьезных взрослых психических расстройств. Дети становятся чрезвычайно раздражительными и агрессивными. Одна из причин – они лишены здорового социального общения.

 

Комитеты национального спасения

Больше всего заинтересованы в защите детей от дистанционного обучения – родители. Единственный выход – в самоорганизации родителей для защиты своих интересов, создании общественных родительских комитетов на уровне школы, района, города. Такая организация сможет привлечь соответствующих специалистов – юристов, педагогов, врачей, заявлять протесты, направлять запросы в соответствующие госструктуры.

Я не раз говорил, такие комитеты – это средство национального спасения. Защищая своих детей, они спасают их будущее и будущее всей страны. Они могут стать серьезной общественной силой, с которой должны будут считаться властные структуры. Патриотические политические лидеры могли бы опереться на эту силу.

Дети – наш последний бастион. Если Россия его сдаст – она лишается своего будущего. Наше место на исторической арене займут другие нации, более сплоченные, ответственные и организованные. Китай, например, который взял, сохранил и приумножил всё лучшее из советской системы образования, И сейчас демонстрирует стабильно высокие темпы развития по всем направлениям. Практически все страны, не ставшие бездумно уничтожать советское наследие в образовании – развиваются успешно.

И только в нашей стране – рушат всё до основания, принимают весьма спорную во всех отношениях систему тестирования ЕГЭ, которая на Западе применяется далеко не так универсально, как в России. Всё вредоносное, что только можно было привнести в систему образования – внедрено в неё под видом новаций, реформирования. Тогда как и образование, и медицина – сферы весьма консервативные, и что-то менять в них, надо лишь семь раз отмерив.

Последствия – печальные: страна лишается целого поколения, которое впитывает чуждые российскому менталитету и цивилизации западные ценности. Всё это – продукт скоропалительной реформы образования, непродуманных решений, сплошного введения дистанционного обучения в том числе. Вполне реальной становится угроза потери национальной идентичности. Исторические прецеденты были – целые цивилизации исчезали с лица Земли, будучи не в состоянии противостоять натиску других, более жизнеспособных общественных формаций.

 

Постгуманистическое будущее

 Если не остановить реформу образования в ее нынешнем виде – неизбежен всплеск тяжелых психических недугов, неврозов и наркологических зависимостей. И не только у детей, но и у взрослых, которые не могут совладать со своими детьми-невротиками, отбившимися от рук. Под нашу систему образования, под общество в целом заложена мина, которую необходимо обезвредить как можно скорее.

Идея дистанционного обучения – изначально антигуманна. Но вполне вписывается в стандарты мрачной пост-гуманистической эпохи. Ей не нужен человек психически здоровый, уравновешенный, творческий и ответственный в своих решениях. Нужны совсем другие: бездумные шестерёнки, которые будут потреблять как можно больше и не задавать неудобных вопросов. Управляемые, легко поддающиеся манипуляциям СМИ. О чем власти заявляют – то и делают. Сплошная вакцинация, чипизация – что угодно. Всё это сугубо добровольно, более того, в очередь и за деньги. Если ему за это пообещать пряник или конфетку.

Несколько поколений, выращенных в таком духе – и на российских просторах будут пастись стадо биороботов в человеческом обличии, послушно исполняющих волю своих пастухов, тупо потребляющих корм в виде любых товаров и услуг, даже самых ненужных и вредных. Идеальное народонаселение и устройство государства пост-гуманистической эпохи, перед которым побледнеют самые мрачные антиутопии Оруэлла и Замятина.

 

Подготовил Валерий Борисов.

Специально для РНК.

Фото pixabay.com

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: