Юрий Крупнов. Знания избыточны и мешают жить



Крупнов, эксперт РНК

“Впрочем, что касается конкретно России, то у нас с образованием борются давно. Да, не реформируют, а борются с образованием и наукой – это одна из причин таких плачевных результатов, уверен председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:

“Знать то, как вращается Земля, нужно для чего? Например, если люди собираются полететь в космос, осваивать Марс. Или собираются делать новую, более сложную авиационную технику. У нас в стране этого никто не собирается делать, скоро и на МКС перестанем летать.

Поэтому в принципе эти знания явно избыточны и просто мешают жить.

Построено общество, где созидание не ценится. Если ты созидаешь, то ты либо пережиток прошлого, либо недалекий человек. Раз нет созидания, то и не надо никаких знаний”.

 

 

Подробнее:

Информационная служба Накануне.RU

Знания избыточны и мешают жить

Треть россиян считают, что Солнце вращается вокруг ЗемлиТреть граждан России не знает, что Земля вертится вокруг Солнца, они считают наоборот – такие выводы можно сделать из опроса ВЦИОМ. На вопрос “Согласны ли Вы со следующим утверждением: “Солнце вращается вокруг Земли”?” 35% опрошенных ответили положительно, и самое печальное здесь в том, что этот показатель с годами увеличивается, хоть и не так быстро, еще в 2007 году соглашались 28%.

Были и другие вопросы, которые должны были выявить, насколько сильно граждане заблуждаются относительно базовых знаний и насколько подвержены антинаучным байкам. Так, например, спрашивали, можно ли радиоактивное молоко сделать безопасным, если его прокипятить (только 7% согласились с этим, 85% отвергли утверждение). Или, например, другим “каверзным” вопросом о строении Солнечной системы стало предположение, что “полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один месяц” (12% согласились, 69% не согласились).

Целью такого опроса стало измерение научных заблуждений россиян. Во ВЦИОМ уверены, что в населении преобладает средний и низкий уровень научной грамотности. Тут же статистическое ведомство дает определения:

  • Россиян с невысоким уровнем научной грамотности отличает старший возраст (в группе старше 60 лет 33% давали не более 2 правильных ответов); активное телесмотрение (43%); проживание на селе (32%); образование на уровне среднего и ниже (31-55%).
  • Процент россиян со средним уровнем научной грамотности выше среди имеющих среднее специальное образование (46%) и старше 45 лет (48-46%), а также проживающих в небольших населенных пунктах с численностью до 100 тыс. человек (48%).
  • Группу с высоким уровнем научной грамотности характеризует преобладание молодежи (61% среди 18-24-летних давали 5 и более верных ответов), активное потребление интернета (49%), высшее образование (45%), проживание в Москве и Санкт-Петербурге (51%), а также Северо-Западном федеральном округе (45%).

Категория 25-45 лет, видимо, растеклась по всем уровням научной грамотности, но ведь из этих определений незаметно делается основной вывод – будто старшее поколение не способно дать правильные ответы на такие простые вопросы, хотя у них советское образование, а вот подрастающее поколение “шарит”, несмотря на ЕГЭ.

“Был проведен ряд исследований, чтобы понять, почему так сложно победить антинаучные заблуждения. Например, в статье, опубликованной в журнале Science Advances, авторы в качестве одной из причин назвали чрезмерную самоуверенность противников науки”, – говорит руководитель департамента издательских программ ВЦИОМ Анна Кулешова.

Впрочем, ответы по возрастным группам ВЦИОМ не приводит, но если посмотреть массив данных, то окажется, что из 1600 человек к группе 18-24 относятся только 107 человек, из них как раз почти треть (27%) ответили неправильно на простейший вопрос о строении Солнечной системы.

Впрочем, как говорят эксперты, опрошенные Накануне.RU, это проблема не только России, но и всего мира – общий уровень интеллектуального развития падает.

“Это проблема практически всех стран мира, потому что заметно общее снижение эрудиции, базовых знаний о природе, географии, астрономии и прочем. То есть происходит в среднем некоторая интеллектуальная деградация. Многие считают – зачем держать в уме всю эту информацию, если есть интернет и можно всегда посмотреть там?” – объясняет декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета Александр Шатилов.

Впрочем, что касается конкретно России, то у нас с образованием борются давно. Да, не реформируют, а борются с образованием и наукой – это одна из причин таких плачевных результатов, уверен председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:

“Знать то, как вращается Земля, нужно для чего? Например, если люди собираются полететь в космос, осваивать Марс. Или собираются делать новую, более сложную авиационную технику. У нас в стране этого никто не собирается делать, скоро и на МКС перестанем летать.

Поэтому в принципе эти знания явно избыточны и просто мешают жить.

Построено общество, где созидание не ценится. Если ты созидаешь, то ты либо пережиток прошлого, либо недалекий человек. Раз нет созидания, то и не надо никаких знаний”.

Иными словами, создано общество потребления, которое потребляет только ту информацию, которая нужна в текущем моменте, либо просто развлекательный контент без какой-либо смысловой, интеллектуальной нагрузки. Да, это происходит повсеместно, и основная причина этому цифровизация, компьютеризация, в том числе компьютеризация мышления, из-за чего информация распространяется очень быстро и в больших количествах. Но эксперты все равно выделяют Россию отдельно и говорят о том, что наша страна могла бы избежать такой катастрофической интеллектуальной деградации. Нужно было просто после развала СССР не выкидывать на задворки все науки, уверен Александр Шатилов:

“С одной стороны, это действительно цифровизация, которая облегчает жизнь человеку, но и отучает его в некоторых случаях размышлять и удерживать информацию в памяти. С другой стороны, можно сказать, что в постсоветский период, после 1991 года, в России та же астрономия оказалась в загоне и такого рода знания не культивировались ни в средней школе, ни тем более в высшей”.

 

 

 

 

Заставка: кадр с видео

 

 

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО, ЭКСПЕРТЫ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.