КНР и Россия: новые геополитические условия не изменили старые экономические сценарии

121

Максим Молчанов

Теме сотрудничества России с «главным партнёром» – Китаем – после введения санкций со стороны Евросоюза, США и их единомышленников уделяется много внимания. В первую очередь речь идёт об экономике. Новые заявления о российско-китайском сотрудничестве звучат во время визита Михаила Мишустина в КНР, в частности о необходимости «обеспечить новое качество товарооборота с Китаем». Анализ внешнеторговой и инвестиционной деятельности, который можно провести не только по официальным отчётам (они зачастую представляют собой техническую документацию и не дают полной картины), но и по аналитике окологосударственных институтов и ассоциаций, нередко дающих альтернативную госинститутам точку зрения, показывает: Китай при всей заинтересованности в РФ остаётся противоречивым партнёром, в отношениях с которым наблюдаются порой опасные для России диспропорции. При всей позитивной динамике последних (в том числе за рамками санкционного периода) лет успешность российско-китайского сотрудничества определит способность сторон выработать новые решения и ответы на риски.

Торговля идёт проторёнными тропами

На встрече с премьером Госсовета КНР Ли Цяном глава российского Правительства Михаил Мишустин отметил: «Главное – вывести наше торгово-экономическое сотрудничество, инвестиционное сотрудничество на ещё более высокий уровень и обеспечить новое качество взаимного товарооборота за счёт диверсификации его структуры».

По данным Главного таможенного управления КНР, за первое полугодие 2023 года произошёл рост товарооборота между Китаем и Россией на 40,6 процента. Поднебесная упрочила позицию крупнейшего торгового партнёра РФ, китайский импорт, как считают, во многом заместил импорт из Евросоюза. Однако значимой структурной перемены в торгово-экономическом балансе между государствами не происходит последние 10 лет.

Российский экспорт в КНР по-прежнему характеризуется как сырьевой.

Главными российскими экспортными группами товаров в Китай являются минеральные продукты, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, продовольственные товары и сельхозсырьё, металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, а также химическая продукция. В ведомствах фиксируют лишь небольшие перемены – уменьшение стоимостного объёма российского экспорта древесины, химических товаров и значительное наращивание поставок сельхозпродукции и продуктов питания, а также цветной металлургии.

КНР же поставляет в нашу страну товары обрабатывающей промышленности, часто высокотехнологичные. И в последние годы Поднебесная стала для России главным поставщиком сложного технического оборудования.

Gro/TASSВ ходе октябрьских российско-китайских переговоров в Пекине президент Владимир Путин заявил, что в 2023 году Россия и Китай достигли товарооборота в 200 млрд долларов (эта же цифра называлась 19 декабря на 28-й регулярной встрече глав правительств РФ и КНР). Однако эта планка намечена ещё в 2019 году, до начала спецоперации, и пересмотрена не была. И достижение показателя в условиях роста китайского импорта было неизбежно. Однако стоимостной рост товарооборота не решил проблемы диспропорции двусторонней торговли, сложившейся ещё в 1990-х годах, – доминирования ресурсно-сырьевого компонента в российском экспорте и машинно-технической составляющей – в китайском импорте.

Эта проблема обусловлена диспропорцией в экономиках двух стран и, по мнению отечественных экспертов, может быть нивелирована путём диверсификации российского экспорта, о чём сказал Мишустин, и активизации совместных проектов, в том числе в области высоких технологий. Однако тормозят развитие торговых отношений между государствами нерешённые вопросы в этой сфере.

Со сложностями сталкивается даже продажа Китаю сырья. Специалисты обращают внимание на нежелание КНР в достаточной степени инвестировать в газотранспортную инфраструктуру. Яркий пример – отсутствие твёрдых договорённостей по «Силе Сибири – 2». Посол КНР в России Чжан Ханьхуэй перед визитом Мишустина в Китай говорил, что стороны всё ещё «активно ведут переговоры по техническим и коммерческим вопросам, обсуждают модель сотрудничества»: «Для реализации столь масштабного проекта сторонам требуется тщательное, научное, системное обоснование».

Другая проблема – дорогая и сложная логистика через дальневосточные порты – низкая пропускная способность портов, высокая стоимость доставки к ним по железной дороге.

Кроме того, у российских чиновников, опирающихся на экспертные оценки, нет чёткого представления о развитии ситуации в экономике Китая и спросе на импорт ряда сырьевых товаров. Эта проблема с оценкой подпитывается чередой международных кризисов. Вместе с тем немногие российские производства могут предложить продукцию, интересную китайским потребителям.

Инвестиций не стало больше

Инвестиционное сотрудничество России и Китая оценить сложнее, чем торговлю, так как из-за неоднородности источников капиталовложений различные ведомства (в обеих странах) дают разные оценки. Центробанк оценивает долю китайских накопленных и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию как незначительную: по итогам 2021 года (последние доступные данные) объём китайских ПИИ в РФ составил 11 млн долларов (0,03 процента от общего объёма всех привлечённых ПИИ), а накопленных – 3,3 млрд долларов (6,3 процента).

Однако такая оценка Банка России не учитывает фактор офшоров, которыми китайские (равно как и российские) предприниматели активно пользуются. Показатель прямых инвестиций в аналитике ЦБ не включает капиталовложение малого бизнеса в рамках неформальной деловой активности, приграничного сотрудничества и через уже упомянутые офшорные юрисдикции. К тому же российские ведомства, в том числе Центробанк, приводят раздельную статистику по КНР и Гонконгу.

Если их объединить, за 2021 год объём ПИИ составит уже около 1 млрд долларов.

В России предпринимались попытки применить более подходящую методику оценки китайских инвестиций. Евразийский банк развития оценивал объём ПИИ Китая даже выше, чем Центробанк. Подсчитано, что накопленные китайские ПИИ в РФ выросли на 27,4 процента с 2016 по 2022 год, достигнув 13 млрд долларов. По подсчётам Российско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей, накопленные ПИИ КНР составляют 4–5 млрд долларов.

Среди крупнейших китайских инвестиций в нашу страну Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей называет несколько проектов. В первую очередь «Ямал СПГ», который реализуется при участии китайских компаний. CNPC принадлежат 20 процентов, Фонду Шёлкового пути – 9,9 процента в проекте. Условием вхождения в проект было привлечение финансирования, которое предоставил синдикат из китайских банков, возглавляемый Государственным банком развития Китая. Совокупный объём инвестиций – около 20 млрд долларов.

Другой проект с китайским участием – нефтехимическая компания «Сибур», реализующая ряд крупных инвестиционных программ в downstream-отрасли. В 2015 году Sinopec приобрёл 10 процентов холдинга за 1,338 млрд долларов. В 2016 году Фонд Шёлкового пути тоже купил 10 процентов «Сибура» за примерно 1,5 млрд долларов. Тогда компания строила в Тобольске комбинат «ЗапСибНефтехим». Sinopec и Фонд Шёлкового пути привлекли со стороны китайских банков большую часть средств для проекта, стоимость которого составила 9,5 млрд долларов. Sinopec участвовал в других проектах «Сибура», в 2013 году он купил 25 процентов плюс 1 акцию Красноярского завода синтетического каучука, большая часть продукции которого реализуется на рынке КНР.

«Арктик СПГ – 2» «Новатэка» на Гыданском полуострове тоже реализуется при участии КНР. 10-процентные доли в проекте приобрели китайские CNOOC и CNODC (дочерние компании CNPC). Стоимость сделок не уточняется, однако, по экспертным оценкам, она составляет около 25 млрд долларов. На данный момент доля иностранных инвесторов в «Арктик СПГ – 2» равна 30 процентам. Предполагается, что «Новатэк» передаст иностранным инвесторам в общей сложности 40 процентов проекта.

Основные инвестиционные проекты Китая в России.Основные инвестиционные проекты Китая в России.©octagon.media, 2023

Приоритетными направлениями для Китая в России являются энергетика, строительная отрасль, сельское хозяйство, машиностроение, IT и транспортная инфраструктура.

Как видно, большинство инвестиций вложено ещё до анонсированного российско-китайского сближения. Более того, после февраля 2022 года ряд совместных проектов встал на паузу для выработки «безопасных схем сотрудничества». Это было нужно для того, чтобы оградить китайские компании от антироссийских санкций.

Таким образом, санкции, с одной стороны, простимулировали сотрудничество России и Китая в области торговли, с другой – стали одним из главных ограничителей двустороннего взаимодействия по направлению совместных проектов и инвестиций.

Весной – летом 2023 года, после визита Мишустина в Китай, обсуждалось, что в портфеле Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству находятся 79 проектов в различных отраслях на сумму свыше 165 млрд долларов. Однако ещё в начале сентября 2022 года в портфель комиссии входили эти же 79 совместных проектов, то есть за последний год существенной динамики не отмечено.

Палки в колёса

Начало специальной военной операции и последовавшие за этим санкции привели к освобождению многих ниш на российском рынке. Однако существенного увеличения числа китайских компаний в РФ не произошло; исключение – автомобильный рынок. Наблюдатели связывают это в том числе с осторожным отношением российских ведомств к китайским партнёрам.

В случае с автомобильным рынком речь пока идёт в основном о поставках готовой продукции, самое большее – с минимальной пересборкой в России. Стартовые цены на китайский автопром соответствуют ранее премиальному европейскому сегменту, и наблюдаемый подъём продаж китайских авто в РФ может в какой-то момент прекратиться из-за ограниченных покупательских возможностей. Аналитики уже говорят о переизбытке машин из КНР на складах.

На подготовку инфраструктуры и перестройку конвейеров нужно время, поэтому доля собранных на территории России китайских автомобилей быстро повышаться не будет. Европейские и корейские производители несколько лет готовили запуск своих производственных площадок в нашей стране. Важным фактором расширения двустороннего сотрудничества в автомобильной отрасли (и не только) является создание механизмов обмена технологиями для развития в России собственной инженерной школы. Однако пока мы видим обратную тенденцию: китайская сторона пытается привлечь российских высококвалифицированных специалистов с целью развития собственных компетенций.

Есть вопросы и к отечественным ведомствам и чиновникам, которые отвечают за проекты кооперации. Предложения о сотрудничестве с КНР составляются, как правило, «впопыхах», обращают внимание некоторые наблюдатели, что тормозит обсуждение практических аспектов. Директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов замечал, что российские чиновники склонны «строить иллюзии в отношении Китая и принимать политические декларации за реальность».

Китай, по его убеждению, «является жёстким партнёром и умеет торговаться».

Весной 2023 года было объявлено, что правительства России и Китая подготовят план развития сотрудничества до 2030 года, но пока он обнародован не был. Владимир Путин в ходе своего визита в Китай сообщил, что премьер-министры РФ и КНР в ближайшее время подпишут в Бишкеке «конкретный и существенный план взаимодействия до 2030-го».

К ключевым сферам, которые требуют срочного привлечения новых идей и решений, относятся транспортно-логистическое сотрудничество (в том числе упрощение таможенных процедур), финансовое сотрудничество, создание механизмов поддержания безопасности взаимных расчётов, повышение роли национальных валют в этом процессе (по словам Михаила Мишустина, свыше 90 процентов расчётов уже осуществляется в национальных валютах) и в перспективе использование юаня для расчётов с третьими странами, а также корректировка дисбаланса взаимной торговли, 38 процентов которой составляют доходы от продажи энергоносителей.

Растёт необходимость взаимодействия российских и китайских вузов, развития программ двойных дипломов и открытия филиалов учебных заведений. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко во время посещения Пекинского университета в рамках программы 27-го заседания Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств заявил, что в России учится свыше 44 тысяч китайских студентов, а на базе китайских вузов открыто более 100 образовательных программ с российским участием и создано 27 совместных образовательных организаций.

Следующая приоритетная задача – объединение ресурсов и компетенций для создания передовых технологий в перспективных отраслях.

Надо признать, что пока Россия объективно не может занять центральную позицию во внешнеторговом и инвестиционном балансе Китая. Однако российские официальные лица исходят из понимания, что РФ в случае крупного конфликта станет ключевым звеном в поставках энергоносителей в КНР. Дальнейшее сотрудничество строится на основе того факта, что Поднебесная нуждается в России в неменьшей степени, чем наша страна – в КНР, хотя их потребности различны.

Позитивные тенденции в двустороннем сотрудничестве постепенно подмечаются как экспертами, так и официальными лицами, но оценки будущего взаимодействия осторожные. Впереди долгая кропотливая работа, мониторинг рисков, обсуждение и торг. Именно этим, как считается, и заняты сейчас главы российских дальневосточных регионов, которые совершают частые визиты в КНР.

Коллаж на обложке: Анна Бабич

Источник: octagon

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: