Рожденная на Васильевском острове в Петербурге

77

Некоторые историки связывают дату рождения Морской авиации России с 6 августа 1912 года …

Днём Морской авиации России, приказом Министра Обороны РФ №253 от 15.07.1996 г., назначен ДЕНЬ 17 июля – в честь победы морских лётчиков над германскими при защите острова Эзель (Балтика) в Первой мировой войне.На самом деле рождением авиации в России было высочайшее повеление Императора от 6 февраля 1910 года о создании отдела Воздушного флота в составе Вооружённых Сил России. А первым самолётом в истории Морской авиации стал самолёт «Антуанетт – 4», купленный во Франции, который поднял в воздух 16 сентября 1910 г. лейтенант С.Ф. Дорожинский с севастопольского аэродрома Куликово поле.

Своё начало Морская авиация берёт со Службы связи Флота, одной из основных задач которой было наблюдение за водной поверхностью. Поскольку авиация выполняла разведку в интересах Флота, то её и подчинили Службе связи Флота. Инициатором использования авиации в Службе связи стал начальник Службы капитан 2 ранга В.Н. Кедров, который все свои наработки по этому вопросу изложил в рапорте от 23 марта 1910 г., который дошёл до Морского министра, долго бюрократился и получил движение только в 1912 г.

Некоторые историки полагают датой рождения Морской авиации России следует считать 6 августа 1912 г., а местом рождения – Гребной порт на Васильевском острове в Петербурге. Но таких моментов было много. Тогда по состоянию на первое января 1913 года Флот имел всего один гидроплан и два колёсных аэроплана на Балтике и пять гидропланов на Чёрном море. И только весной 1914 года в штат Морского Генерального штаба было введено отделение авиации в составе трёх человек.

Начало первой мировой войны застало Морскую авиацию России на стадии организационного становления. Всего в Морской авиации на первое августа 1914 года состояло около 30 самолётов различных видов и около 20 дипломированных пилотов.

Постепенно увеличивалось количество самолётов на флотах, расширялся круг решаемых задач, выявлялась необходимость более регламентированной деятельности авиации и определения её правового положения на Флоте. Эти и другие цели пытались отразить составители нового документа с несколько витиеватым названием – «Положение о службе авиации в Службе связи». Проект Положения доложили императору Николаю 2, и он утвердил его 28 июля (10 августа) 1914 года.

Приказом Морского министра по Флоту и Морскому ведомству от 14 (27) августа 1914 г. №269 «Положение о службе авиации в Службе связи» было введено в действие с 1 (14) июля 1914 г. Это был первый официальный документ о создании Морской авиации России.

Положение гласило:

1. Для наблюдения за морем вне видимости береговых постов, для несения разведочной и сторожевой служб, для борьбы с воздушной разведкой противника и других активно-боевых действий при службе связи имеется служба авиации.

2. Общее руководство службой авиации всех морей сосредотачивается в Морском Генеральном штабе.

3. Руководство службой авиации в каждом море возлагается на командующего морскими силами.

Первичной организационной единицей являлся авиационный отряд (3-9 самолётов), которые опирались на авиационные станции двух разрядов…

Наряду с другими вопросами Положение о службе морской авиации определяло и обязанности лётного состава и других должностных лиц, в частности, командиру отряда предписывалось наблюдать за правильностью несения службы в отряде. Он отвечал также за состояние материальной части и её ремонт, а при полётах нескольких самолётов его отряда руководил ими.

Это положение действовало до 30 ноября 1916 года, когда взамен ему было введено в действие новое положение «О службе Морской авиации и Воздухоплавния» Приказом начальника Морского штаба ставки Верховного Главнокомандующего адмирала А.И. Русина №428.

Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист

Источник: ruskline.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: