Новый гость в чьем-то доме, или Священник в телевизоре



Об особенностях теле-проповеди …

Если прочитать Евангелие с точки зрения специалиста масс-медиа (а почему бы и нет?), изучив форму проповеди Самого Иисуса Христа, мы увидим, что Он чётко учитывал, кто стоит перед Ним и слушает Его слово. Саддукеям и фарисеям Он говорил одно (мог жестко обличить – «порождения ехиднины»), простым рыбакам – другое, и только Нагорную проповедь, то есть новое учение, Он произнес перед большим скоплением народа, где смотрели на Него и слушали Его самые разные люди…Горячая дискуссия вокруг выступления на телеэкране одного известного проповедника, которое в Интернете было названо «жестким видео», заставила меня взяться за перо. Сразу оговорюсь: в этой дискуссии я не буду участвовать. Итак общество разделилось, зачем подливать масло в огонь? Хочу поговорить о новом жанре нашего масс-медиа – теле-проповеди, при этом никак не вторгаясь в епархию самих священников – в то, что называется пастырским словом. Но в данном случае есть приставка – «теле». А вот это уже область моей профессиональной жизни. Хочу посмотреть на это явление с точки зрения телеведущей и тележурналиста с большим стажем работы на разных каналах, в том числе федеральных. На моих глазах рождалось телевизионное православное вещание, в этом процессе мне посчастливилось принимать активное участие. Мне не всё равно, чем наполнен православный эфир. И мне бы еще очень хотелось искренне помочь тем пастырям, кто только начинаtт свой путь в телевизионном просторе и делает это с единственной целью – нести весть о Евангелии, о Христе.

Речь пойдет о жанре публичного телевизионного выступления на огромную аудиторию, о теле-проповеди. Телеканалы «СПАС» и «Союз», а также «Царьград» – существуют и вещают именно на такую, широкую аудиторию. Еще недавно этих каналов не было в нашей стране. Существуют они без бюджетной поддержки страны, очень непросто. Но, видимо, их Господь хранит-оберегает от закрытия. Не только для вещания на церковных людей, им и так хорошо, они в ограде Церкви. Этот эфир очень ценен для проповеди на те восемьдесят процентов населения, которые пишут в анкетах, что они православные, но на деле – язычники, безбожники, – спроси их что-то о родной вере, ничего не знают. В школе потому что не учили, в семье – тоже. Нажимая кнопку православного телеканала, они хотят больше узнать о Православии. И впервые с образами Православия они сталкиваются именно через телеэкран. Многие из зрителей также впервые сталкиваются с новым сословием постсоветской России, каким стало православное духовенство. Происходит это знакомство с ним через тот же телевизор. Они смотрят, как священник выглядит, как и что он говорит… По-своему, уникальная ситуация! Была ли такая еще в истории христианства? Телеканал «СПАС», например, входит в 11 основных федеральных каналов страны – это значит, вещает на миллионы! Скоро он перейдет на новый формат и войдет в двадцать главных цифровых каналов России. Телевизор дает огромную возможность для проповеди – на сотни тысяч, миллионы людей одновременно, но и требует огромной ответственности от тех, кто появляется в кадре.

Думаю, что большинство из проповедников, присев в кресло в телевизионной студии, хорошо понимают, что сейчас он, батюшка, не просто на амвоне своего прихода, что сейчас там, за кадром, его будут слушать и смотреть совсем другие люди. И в связи со сменой аудитории вопрос «Как слово наше отзовется?» – приобретает особую актуальность. Еще много чего надо для работы в студии. Перечислю внешние «пустяковины»: манера речи, внутренний настрой, аккуратность в одежде, умение держаться в кадре, выражение лица и приятная внешность – да, да, даже батюшкам накладывают грим и пудрят нос в телевизионной гримёрке, расчёсывают и укладывают волосы… Говорю пока только о внешнем. Вроде всё это не главное в теле-проповеди. Но всё это – тот самый телевизионный образ, в данном случае должный стать образом Православия, который и несет священник в телевизоре.

Это относится и к телеведущим православного эфира. Многих ведь смутит, если телеведущая будет работать в студии, выставив на всеобщее обозрение свои наколки на теле. А ведь и такое было недавно: в лучшее эфирное время вела православную программу одна популярная ведущая, приглашенная с федерального канала на православный. Ее руки были расписаны наколками от кисти до самых плеч. Я понимаю, что у нас у всех разная жизнь и разный путь к вере, но я не понимаю, почему нельзя, выходя в православный эфир, одеть блузу с длинным рукавом. Я не понимаю, почему никто из профессионалов не объяснил, зачем и почему нужно сделать это. Если это была попытка привлечь к экрану молодежь – через такой образ Православия, то попытка, на мой взгляд, очень неудачная. Слава Богу, эта телеведущая не сразу, но была заменена.

Камера не любит лжи. Всегда видно: искренен ли человек или нет. Всегда видно – бегают его глаза или смотрят спокойно и прямо. Всегда видно – завелся он искусственно, как актер, вошел в раж на пустом месте, отвечая на вопрос в студии, или действительно воспылал праведным гневом на свершающееся беззаконие. Самое главное – подготовленность к обсуждаемой теме (от батюшки хотят услышать прежде всего его знания о Православии, узнать его взгляд на разные вопросы и житейские ситуации с точки зрения веры) и искренность. Зритель всегда простит ошибку и даже косноязычие, всегда простит природную манерность или скованность, волнение, всегда примет шутку и остроту, если видит, что человек компетентен и говорит от сердца – с уважением и любовью к тому, кто сейчас его смотрит. Он, батюшка, в студии – НОВЫЙ ГОСТЬ В ЧЬЕМ-ТО ДОМЕ. Новый, понимаете?! Может ли новый гость с порога начать хамить, кричать, обвинять, обличать, оскорблять, ругаться? Вряд ли… Такого ведь сразу за порог…

Вспоминаю наши первые практические опыты в учебной студии факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, которые следовали за теорией журналистики (есть такой предмет!). Наши преподаватели по профессиональному мастерству, когда мы садились перед учебными камерами, нам так и говорили: вы новый гость в доме, иногда совсем непрошенный. И вас в этом доме должны оставить, не выгнать. Может, многие не знают: 70 процентов информации по телевидению зритель воспринимает через зрение. И только 30 процентов – через слух. Поэтому так важен зрительный образ, видеокадр.

Программа «ВРЕМЯ» в 90-е. С диктором Анной Шатиловой я, тогда спецкор главной дирекции информационных программ, между съемками занималась техникой речи. Она много лет вела главный вечерний выпуск программы «ВРЕМЯ». Тогда еще думали о самочувствии аудитории, его моральном здоровье, и у нас даже было правило: какие бы плохие новости ни показали, нужно закончить выпуск красивым, приятным, легким сюжетом, – в конце он снимет возникшее напряжение у зрителя. Программа «ВРЕМЯ» научила отвечать не просто за каждое слово, написанное и сказанное тобой, она научила отвечать даже за интонацию, с которой произносишь свой текст. И всё потому, что ты – новый гость в чьем-то доме. Был и свой дресс-код при появлении в кадре. Здесь, кроме содержания, нужно было подумать о внешнем виде. Отсюда у нас, телевизионщиков, такое тщательное отношение к внешности. Посмотрите на ту же Анну Шатилову, как она выглядит даже сегодня: ей немало лет, но она сохраняет активность. Она всегда строга, сдержанна в одежде, и всегда на ней будет одета ослепительная белая блуза. Это ее эфирный образ, который стал уже и частью ее жизни, ее ежедневного имиджа. Потому что она всегда помнила, когда садилась перед камерой: по одежке встречают, особенно гостя. А она должна стать гостем желанным.

Тогда, в девяностые, за поведение и лексику, что позволяется сегодня в «жестком видео» (просто отдельный жанр какой-то возник! – жаль, что уже в православном контексте), увольняли с работы сразу. Если вы уже впустили нового человека в дом, вы ведь меньше всего ожидаете от него резких эмоций, хамства, фамильярности. Поэтому вывод: по ту сторону экрана большинство просто не поймет, если вы, как телеведущий, выберете эту манеру. Вы можете её всё же выбрать, к тому же сейчас все правила профессиональной работы в эфире, увы!, разрушены – но знайте, рано или поздно у вас возникнет непонимание с аудиторией. Это первое, что оттолкнет. Нужно хоть немного знать и понимать законы эфира и законы восприятия аудитории, её возможной реакции. Обратная связь называется. Этому учат и учатся.

Тогда же, в девяностые – где-то с 94-го года начиная, впервые была разрешена православная тема на телевидении. С корреспондентом Андреем Стуруа (он много снимал службы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, я же писала о главных датах православного календаря) мы вместе бились над тем, как сделать сюжеты о праздниках, репортажи со службы в храме доступными по содержанию и привлекательными по форме. О сложных понятиях веры приходилось говорить ясным, простым языком. Да еще уложить всё в минуту информации. Отдельно приходилось работать с монтажёрами. Только после этого в кадре появлялись красивые, молодые одухотворенные лица, снятые на службах (заменяла те кадры, где сняты одни древние старушки – у монтажёров работал шаблон: в храм ходят только бабушки!), звучало самое яркое место отснятой проповеди. Иногда поправить несколько планов – и сюжет было не узнать. Из серого и скучного, он превращался в разговор о духовной жизни страны. Это тоже была забота об образе Православия, а также – об аудитории, мы уважали и понимали её.

Радостно, что православные каналы сделали популярными на всю страну многих московских талантливых проповедников. Но бывает и так: вот слушаю по ТВ иного батюшку и вижу профессиональным своим зрением, что в увлечении новой профессией телеведущего он сам, не зная того, совершает одну ошибку: вещание на ТВ для него – это то же самое, что вещание на своём приходе, на трапезе перед своими чадами. Там, где мысль любимого пастыря с полуслова поймут и эмоцию подхватят, там, где после многих лет духовного общения готовы от батюшки выслушать о себе горькую правду – даже в самых смачных выражениях! Это большая ошибка, о ней просто многие не знают, не подозревают – потому что никто из профессионалов им об этом не сказал. Это – нарушение профессионального закона, которое обязательно приведет к конфликту аудитории и ведущего телеэфира. Называется: перепутать жанры и не учесть запросы аудитории. Иными словами: форма, стиль общения с конкретным духовным чадом, чадами или со своими прихожанами (эти люди уже в Церкви) – это одно, а жанр публичного выступления в масс-медиа, телевизионной проповеди через ТВ, где у экрана собрана самая разная аудитория! – это совсем другое. И если уже после эфира проповеднику приходится всем объяснять, что я хотел сказать всего лишь то-то и то-то, а вы все не так подумали и не так поняли меня – это и сеть признак совершенной ошибки. Уверена, связана она просто с незнанием правил другой профессии, которая заключена в приставке «теле» в обсуждаем деле «теле-проповеди».

О торжествующем Православии в нашей стране говорить пока ведь рано. Мы вышли духовно дикие из эпохи столетнего атеизма. Мы – духовные неандертальцы, в нашем обществе таких большинство. И вот именно эти люди в большинстве своём и смотрят телевизор, пытаясь что-то понять о вере предков. Конечно, есть и верующие, «белые платочки», но статистику, что в нашей стране всего 3 процента воцерковлённых людей, пока еще никто не отменял. И об этом тоже хорошо бы не забывать, вступая на поле масс-медиа для исполнения высоких задач.

Мне самой, как мирянке нашей Церкви, хорошо известно, что такое общение с духовником. Как жестко он может сказать всю правду о тебе самой, обличить. Но это отношения двух людей на почве веры, добровольная духовная работа, совершающаяся трудно, постепенно, в тайне преобразующая тебя. Самое опасное (это уже на мой профессиональный взгляд), что «жёсткое видео», которое внесло смущение и вызвало споры, мне прислали, как пример обличительной проповеди. И таких видео становится всё больше. Это и есть власть телевидения: раз по телевизору показали – значит такая манера допустима для всех. Считается, что такая манера проповедника призвана встряхнуть общество, разбудить его. Может так? Давайте подумаем вместе… А я вот в связи с «жестким видео» подумала про реакцию идущих к Богу людей. И ещё про то, как можно голодному из блокадного Ленинграда ставить в вину: а чего это ты такой худой, больной и шелудивый? Тысячам голодных! Скольких оттолкнет такое «жёсткое видео», прошедшее в эфире на миллионы, от веры, Церкви, первой исповеди? Что может быть страшнее для проповедника Христова, чем такое? 100 лет мы жили в царстве хамовом, так зачем его втаскивать на православное информационное поле, которое учит поведению миллионы людей?

Верно сказал иеромонах Роман при обсуждении этой темы в соцсетях: «Слушают священника по телевидению и глубоко верующие, и мало верующие, и даже враги Церкви. И повода им давать к хулению Церкви не следует. На приходе воспитывай так, как тебе совесть подсказывает. На телевидении всех люби великой любовью, и даже не укоряй». Всегда, всегда нужно помнить, что вы – новый гость в чьём-то доме! Это базовая правило для телевизионного человека.

Если прочитать Евангелие с точки зрения специалиста масс-медиа (а почему нет?), изучить форму проповеди Самого Иисуса Христа – мы увидим, что Он четко учитывал, кто стоит перед Ним и слушает Его слово. Саддукеям и фарисеям Он говорил одно (мог жестко обличить – «порождения ехиднины»), простым рыбакам – другое, а вот Нагорную проповедь Он произнёс перед большим скоплением народа, где смотрели на Него и слушали Его разные люди. И здесь Он просто учил. Учил новым духовным заповедям, которые призваны были преобразить жизнь собравшихся людей. Он не обличал, Он ничего не обещал, Он излагал новые правила духовной жизни («информация в чистом виде!» – как сказали бы работники информации). Он давал знание, сеял семя. Ещё и накормил всех после этого, то есть проявил милосердие и любовь к слушавшей Его «аудитории». Нагорная проповедь и весь евангельский этот сюжет – это и есть, на мой взгляд, идеальный пример для теле-проповедников 21-го века, который вышли сеятелями слова Божия на поле масс-медиа.

Хорошо, что сейчас в Духовных академиях ввели факультатив: православные СМИ, общение с прессой. Это хороший знак, потому что многому надо научиться, прежде чем сесть в кадр или начать проповедовать через прессу и ТВ. Это, как минимум, очень ответственно. Мне приходилось встречать священников, которые так и говорят: мы не выступаем по радио и телевидению. При этом они прекрасные проповедники и духовники у себя в храме. А просто потому, что они понимают всю ответственность своего выступления на экране или просто чувствуют, что это совсем иная форма проповеди, к которой надо быть особо готовым.

Хочу добавить: большой ценой досталось существование православных каналов! Большой ценой досталась возможность проповедовать с ТВ-экранов священникам на большую массу людей! Эфир существует, потому что он нужен людям! И чтобы их приводить, а не уводить. Давайте со всех сторон ответственно и бережливо относиться к таким возможностям! Надолго ли они?

Надеюсь, эти мои профессиональные знания, наблюдения и опыт хоть немного помогут кому-то в работе на православном телевизионном поле, зададут нужный вектор – в той области, что относится к приставке «теле» в понятии теле-проповедь. И я уверена, что жизнь в России изменится, когда большая часть моих соотечественников полюбит и примет свою веру. Представляете, в руках теле-проповедника не только спасение отдельного человека, но и судьба страны – не больше, не меньше! С большим уважением и любовью к нашим пастырям и их трудам…

Елена Козенкова, автор и ведущая программы «ВЕРУЮ. Из жизни знаменитых современников» (телеканал «Союз»), автор многих документальных фильмов, лауреат и победитель кинофестивалей «Радонеж» и «Лучезарный ангел», в прошлом – специальный корреспондент программы «Время» и других программ федеральных каналов, автор курса и преподаватель в школе-студии «Останкино» «Авторское телевидение», основатель интернет-ТВ «Верую» 

Источник ruskline.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.