Русская Голгофа



Премьера документального фильма «Новомученики» никого не оставила равнодушным
Николай Головкин.

Премьера фильма «Новомученики» состоялась на телеканале «Спас» в декабре 2018 года, в завершении года 100-летия гибели Царской семьи. Фильм, снятый по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвящён всем новомученикам и исповедникам Русской православной церкви XX века. Поддержку в создании фильма оказали Министерство культуры РФ, Патриарший совет по культуре, Российский фонд культуры.

Это поистине фильм-эпопея, повествующий о трагических судьбах людей, осознанно, по велению сердца пострадавших за веру. Автор сценария Елена Чавчавадзе и режиссёр Галина Огурная – создатели цикла о революциях 1905 и 1917 гг., о истории русской эмиграции. Очередной, можно без преувеличения сказать, титанический труд этих известных кинодокументалистов сравним, пожалуй, разве что с деятельностью целого научного института.

Всего час и 20 минут экранного времени… Однако это сравнительно непродолжительное повествование держит зрителя в неотступном, надрывном напряжении. И хотя многое из исторического контекста произведения давно уже не является тайной для массового российского зрителя, впервые «этапы» нашего «судьбоносного» и противоречивого «большого пути» представлены с такой суровой и пронзительной откровенностью…

«С самого начала своего существования Советская власть заняла непримиримую позицию в отношении Церкви, – рассказывают создатели фильма «Новомученики». – Все религиозные конфессии страны, и Русская православная церковь, в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток “старого режима”, но и как важнейшее препятствие на пути строительства “светлого будущего”».

«Не ограничившись пропагандистской войной против Церкви, – подчёркивает Елена Чавчавадзе, – большевики сразу же перешли к карательным мерам: многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян массово совершались несколькими волнами от Октябрьской революции до самого начала Великой Отечественной войны».

Для участия в фильме его авторы, как всегда, пригласили мощный, авторитетный состав экспертов. Это – архипастыри и пастыри Русской православной церкви, в том числе епископ Можайский Леонид (Толмачёв) наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь; протоиерей Кирилл Каледа настоятель Храма новомучеников и исповедников Российских в Бутово, внук священномученика Владимира Амбарцумова; Владимир Лавров доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН; Анна Громова председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», историк Константин Капков, писатель Ирина Ордынская, музейные работники и другие эксперты. Очень ценны свидетельства очевидцев, доживших до наших дней.

***

Наверное, ещё никогда границы кинематографического формата, пространство привычного экранного образа не вмещали в себя такое количество документальных портретов самых значительных представителей духовной элиты общества, цвета отечественного церковного служения, деятелей образования, науки, культуры… От неприметных «рядовых» праведников до будущих святых в Земле Российской просиявших. Они составляют в фильме единый великий сонм, а их многоликие свидетельства рождают образ эпохального историко-культурного полотна, облечённого статусом строгой научной достоверности.

«Не в силе Бог, а в правде!» – эти знаменитые слова святого благоверного князя Александра Невского можно было бы отнести к каждому из упомянутых в фильме героев – от простой бабушки до святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), чьё житие в фильме составляет один из заключительных аккордов.

Фильм состоит из восьми новелл, которые сняты на местах драматических событий. В первую очередь фильм повествует о трагедии на Урале летом 1918 года, когда были расстреляны Царская семья с верными слугами, а затем великая княгиня Елизавета Федоровна с близкими. Съёмки проходили в Тобольске, Екатеринбурге, Алапаевске.

И это деление фильма на восемь сюжетов, на мой взгляд, глубоко символично: каждая из новелл как луч звезды Богородицы, каждый освящает одну из трагических страниц отечественной истории в ХХ веке.

***

Кадры фильма потрясают беспощадной обличительной силой. Вот фотографии только что извлечённых из шахты останков алапаевских мучеников. Вот ров, в который за один день можно было сбросить до 500 расстрелянных на Бутовском полигоне узников. Вот рассказы о леденящих душу «конвейерных» допросах…

И гранитные плиты с выбитыми на них именами более 20 тысяч убиенных (а сколько ещё не выявленных!). От подмосковного полигона до берегов Белого моря, от Урала и Сибири до Караганды эти судьбы обнажают гигантские очертания пресловутого «архипелага» со зловещим названием ГУЛАГ.

И сама «ткань» фильма – это призыв посмотреть на нашу историю непредвзятым, незашоренным взглядом. Выразительные, создающие особый эффект присутствия кадры или чей-то яркий, вдохновенный рассказ – все это делает зрителя как бы непосредственным очевидцем происходящего, вовлекая его в серьёзный интерактивный диалог, состояние глубокой сопричастности и сопереживания.

Вот протоиерей Кирилл Каледа, настоятель Храма новомучеников и исповедников Российских в Бутово, делится с нами своими мыслями: «Очень ярко отличаются дела церковные, новомучеников, от дел тех, кто проходил по внутрипартийной борьбе, участвовал в так называемых зиновьевских, троцкистских блоках и в чём-то подобном. Даже простая верующая бабушка понимала, за что её арестовали и почему это происходит. Это простая верующая бабушка могла совершенно спокойно ответить следователю: Советская власть – это явление временное, да, посланная Богом нашему народу за его грехи, в первую очередь за грех богоотступничества.

И она мужественно держалась на следствии и никого не выдавала. А вот эти “борцы за светлое будущее” подписывали и на себя, и на своих товарищей совершенно фантастические обвинения. Так эта бабушка сохранила в себе образ и подобие Божие, она сохранила в себе человека, а этим якобы “борцам за светлое будущее человечества” этого не удавалось сделать.

Платформа была другая…».

Документальные кадры перемежаются с архивными фотографиями и многочисленными музейными экспонатами, реликвиями, живо доносящими до нас образы минувшей эпохи.

Взятые крупным планом, эти детали складываются в огромную панораму масштабного кровавого геноцида – тотальной машины для убийств.

***

Фильм открывает новелла, посвящённая образу последнего царя-страстотерпца, где он и Царская семья высвечиваются перед зрителем в совершенно неожиданном ракурсе. Являя, вопреки прочно устоявшимся представлениям, пример не только стоического смирения, но и редкого гражданского мужества и твёрдой политической воли. Например, в категорическом неприятии пораженческого Брестского мира (одной из возможных причин расправы над царем и его семьёй). Или поступок Елизаветы Федоровны, незадолго до подписания позорного документа отказавшейся от встречи с германским послом Мирбахом для обсуждения её возможной эвакуации из России.

Над ними издеваются, Николаю II солдаты в лицо выдыхают табачный дым, царя и царевича заставляют снять запрещенные революцией погоны, пьяные красноармейцы галдят на палубе парохода, везущего царскую семью из Тобольска к месту казни. «Да, я знаю, они нас убьют», – говорит царевич Алексей.

А они призывают в своих письмах никому не мстить. «Слава Богу, что мы в России» ­– пишет Александра Федоровна. И это лейтмотив всей жизненной позиции царственных мучеников, верных России до самых последних дней. Подчёркнутый выразительными, берущими за душу практически неизвестными фактами и деталями, он позволяет взглянуть на крестный путь страстотерпцев с новой, непривычной для нас стороны.

Кинолента включает съёмки многотысячной ночной литургии в Екатеринбурге и Крестного хода к Ганиной яме, которые возглавил Патриарх Кирилл в день 100-летия убиения Царской семьи.

«Съёмочная группа, – рассказывают создатели фильма «Новомученики», – побывала в Екатеринбурге на Царские дни, где запечатлела Патриаршее богослужение у Храма-на-Крови, Царский крестный ход, обитель свв. Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в Алапаевске, где снимала Напольную школу и монастырь новомучеников и исповедников Церкви Русской».

Однако главное внимание авторов фильма приковано, по вполне понятным причинам, прежде всего, к самим служителям Русской православной церкви, трагической судьбе духовных центров России.

Три сюжета посвящены судьбам священнослужителей – Иоанна Кочурова, первого новомученика, убитого в Царском Селе в октябре 1917 года, святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), выдающегося хирурга, лауреата Сталинской премии, и митрополита Серафима (Чичагова) дворянина, офицера, композитора, иконописца.

Лука Крымский, когда его заставляли снять церковное облачение во время чтения лекций в Симферопольском университете, ответил: «Рясу с меня снимут только с кожей». Многих он обратил в то время к вере, что есть вечность…

Три новеллы рассказывают о трагической судьбе в 1920–30-е годы духовных центров России. Это Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь (в годы репрессий одно из самых ужасных мест заключения – лагерь СЛОН), Александро-Невская лавра, Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. Восстановленные в последние годы, эти обители показаны в фильме «Новомученики» с высоты птичьего полета. Они поражают своим величием и дивной красотой…

Через весь фильм выстроилась нескончаемая вереница имён известных и ранее неизвестных святых, являвших чудеса христианского подвижничества и смирения.

Одна из центральных фигур в эпопее – узник СЛОНа, священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, правая рука святителя Тихона. Властитель дум и всенародный любимец, чья несгибаемая жизненная позиция помогала ему одерживать верх в самых острых мировоззренческих поединках.

«Живыми нас отсюда не выпустят», – говорит владыка Иларион, входя в ворота лагеря. Но его духовная мощь, внутренняя сила побеждают. Вот лишь один эпизод: владыка, рискуя, спасает из ледового крошева тонущего самого жестокого надзирателя Сухова. И тот, потрясенный, в Великую Субботу крестится на распятие, у которого раньше упражнялся в стрельбе…

Рассказано в фильме и о прошедшем тяжкие испытания в нескольких лагерях преподобноисповеднике Рафаиле Оптинском (Шейченко) (1891–1957), удивительном подвижнике, о котором знали, наверное, лишь немногие… Из ссылки он пишет: «Я не держу ни на кого зла. Я понимаю, что это Промысел Божий… Это последний аккорд моей жизни, без этой скорби моя жизнь была бы не полна…».

Некоторые из этих исповедников, как уже упомянутые святитель Лука Крымский и преподобноисповедник Рафаил Оптинский, дожили до наших дней и ушли из жизни, будучи нашими современниками. Но так или иначе все они учат нас одному: Царство Божие – внутри нас. От нас зависит и его приближение. И авторы фильма доносят до нас завещание мучеников Русской Голгофы: в самые тяжёлые времена быть со своим народом.

***

Слова христианского философа II века Тертуллиана «Кровь мучеников – это семя христианства» уже давно стали крылатыми. Мученики своей смертью утверждают, свидетельствуют самую главную истину: Христос победил смерть, и, умирая с Ним, мы не умираем, а наследуем жизнь вечную.

В XX веке Русская православная церковь дала миру десятки тысяч мучеников и исповедников. Их жизнь и подвиг – самый высокий образец человеческого достоинства, веры и верности Богу, пример для нас…

Фильм оставляет, как это ни парадоксально, ощущение редкостной возвышенной просветлённости. И причина тому – величие, огромное обаяние воспетых в нём героев.

Завершают фильм слова Патриарха Кирилла, дед которого иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергался тюремному заключению и ссылкам. В день гибели Царской семьи в Екатеринбурге Патриарх Кирилл сказал: «Внушали людям, что нет другой возможности – только кровью, только через смерть, только через разрушение сложившегося уклада жизни, другой нет возможности, чтобы люди жили лучше. И возникает вопрос: можно ли через преступления, через кровь, через насилие, через разрушение святынь построить эту самую “счастливую жизнь”? Мы должны помнить трагедию прошлого. У нас должен развиться иммунитет к любым призывам добиться человеческого счастья через разрушение того, что есть. Да хранит Господь всех нас молитвами святых царственных страстотерпцев и всех новомучеников. Аминь».

Сердечно поблагодарим создателей картины за эту прекрасную работу. Многие новомученики и исповедники российские, скажем, с Урала и Сибири или из других регионов страны остались, как говорится, за кадром. О них, по словам авторов, нужно снимать новые фильмы. Поэтому ждём продолжения цикла: ведь много ещё страниц истории Отечества и Матери-Церкви, судеб наших соотечественников, «за веру и правду пострадавших» в XX веке, ждут своего освещения.

 Специально для «Столетия»

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.