Почему князь Владимир – русский Константин

150

Размышления в год 1030-летия Крещения Руси …

Наши знания о Крещения Руси основаны главным образом на летописных рассказах из «Повести временных лет». Однако если воспринимать текст летописи буквально и без должного критического восприятия, то картина событий, связанных с Крещением Руси, претерпевает значительное упрощение, переходящее в ошибку. «Повесть временных лет» по стилю и по смыслу представляет собой продолжение библейской истории народов Земли на примере отдельно взятого русского (славянского) народа, и относиться к ней нужно соответствующим образом, делая скидку на применяемые автором эпитеты, аллегории и иносказания. Например, когда летописец говорит о 800 наложницах князя Владимира, он тем самым уподобляет его царю Соломону, у которого число жён и наложниц тоже исчислялось сотнями. А в истории крещения княгини Ольги есть отчётливый парафраз с библейской легендой о посещении того же царя Соломона «царицей южной». Помимо этого, чтобы возвеличить в глазах читателей личность как князя Владимира, так и важность события, произошедшего в 988 г., автор летописи намеренно омрачает период, предшествующий этому событию, принижая как самого князя, так и весь русских народ, представляя население Руси поголовно дикими и дремучими язычниками-изуверами. Согласно ПВЛ Также, по-видимому. Нужно критически относиться и к легенде «о выборе веры», которая является, скорее всего, более поздней вставкой в ПВЛ, поскольку в ней восточное православное христианство и западное католичество представлены как две разные религии, в то время как до церковного раскола 1054 г. оставалось ещё более полувека.

Опираясь на данные исторических источников, как прямых, так и косвенных, можно сделать вывод, что к концу 10 века на Руси уже существовала достаточно крепкая и влиятельная христианская община. Наиболее яркий пример тому – крещение княгини Ольги – главы только-только сформированного тогда русского государства.
Рассмотрим историю христианизации Руси, опираясь не только на «Повесть временных лет», но и на иные источники.
В 80-е гг. 10 века Византийскую империю поразил мятеж, во главе которого встали военачальники Варда Склир и Варда Фока. Из-под контроля центральной власти Константинополя вышла вся азиатская часть Империи Ромеев, а также южное побережье Крыма. В столь критической ситуации императору Василию II в борьбе с мятежниками пришлось обратиться к киевскому князю Владимиру. В 987 г. был составлен договор, согласно которому:
1. Князь Владимир оказывает военную помощь императору Василию, отправляя в Константинополь несколько тысяч русских воинов.
2. Князь Владимир крестится сам и делает христианство государственной религией Руси
3. Сестра византийского императора (если быть точным, то сестра двух императоров, т.к. соправителем Василия II был его брат Константин) Анна выходит замуж за князя Владимира.
Было также решено, что русы предпримут военные действия в Крыму против Херсонеса, признавшего власть мятежников.
В целях исполнения одного из пунктов договора, для распространения и укрепления христианской веры было решено создать (или даже воссоздать) отдельную русскую епархию, подчиненную патриарху Константинополя. Византийская сторона взялась организовать ее, а русский правитель гарантировал ее охрану и обещал создать и обеспечивать условия, необходимые для ее деятельности.
Совсем в ином свете предстаёт легенда о взятии князем Владимиром Корсуни (Херсонеса). Согласно Повести временных лет, князь Владимир, раздосадованный отказом Анны выйти за него замуж, «пошел с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе». Однако, «Корсунская легенда» упускает из виду действительные причины действий Руси против Херсонеса и представляет этот город как то избранное место, в котором совершались все важные церемонии. Но зато, реконструируя историю тех лет, легенда записывает подробности осады и захвата города, которые все еще были свежи в памяти в XI столетии, а также повествует о роли этого города в христианизации Руси. Трофеи – священные реликвии, предметы церковного обихода, иконы – все это срочно требуемое для возводимых на Руси храмов было вывезено на север, как, впрочем, и значительное число херсонесских священников, отправившихся туда, вероятнее всего, не по своей воле.
Военные действия русов против Херсонеса опирались на соглашение 987 года, которое отражало сущность одной из статей договора Игоря с Византией 944 года, ставящей условием, что если Херсонес попытается отделиться от Византийского государства, то русский князь может пойти на него войной и при этом рассчитывать на поддержку со стороны Византии.
В «Корсунской легенде» есть эпизод, когда один из осаждённых посылает в стан осаждающих стрелу с запиской, в которой рассказано, как можно заставить город сдаться, перекрыв водопровод. «И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Вероятно, пославший стрелу был противником мятежников и сторонником императора Василия и своим поступкам оказал помощь русским воинам, выступавшим в данной ситуации как воины-наёмники законного императора.
Стоит заметить, что процесс христинанизации восточных славян начался задолго до князя Владимира. В 866 году в своей окружной грамоте, разосланной восточным епископам, патриарх Фотий писал: «Россы, славные жестокостью, победители народов соседних, в гордости дерзнувшие воевать с Римской империей, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к христианскому богослужению». В это время Россия числится 60-м архиепископством среди епархий константинопольского патриархата. В последующие 100 с лишним лет христианская община на Руси медленно, но верно росла и крепла, большинство же населения Руси продолжала пребывать в язычестве. В договоре князя Игоря с Византией 944 г. часть русской дружины клянётся Перуном, другая часть – храмом святого Илии, т.е. часть воинов руссов уже были христианами; в 957 г. в Константинополе была крещена княгиня Ольга. В 983 году в Киеве жребий быть принесенным в жертву языческим идолам пал на юного Иоанна, сына православного варяга Феодора. Отец отказался выдать его язычникам, сказав: «Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и попробуют взять сына у меня!” Разъяренная толпа умертвила Феодора и Иоанна в собственном доме, на месте которого впоследствии крестившийся Владимир воздвиг первую созданную им церковь – во имя Успения Пресвятой Богородицы. (Она получила название Десятинной, так как князь Владимир давал на ее содержание десятую часть своих доходов). По мнению Л.Н. Гумилёва именно христианская община Киева стояла за убийством Святослава печенегами, поскольку опасалась, что за свой неудачный поход на Дунай он подвергнет репрессиям киевских христиан, подобно тому, как были перебиты воины-христиане из его дружины вскоре после ухода с Дуная.
Митрополит Илларион в своём «Слове о Законе и Благодати» говорит о князе Владимире так: «Подобный Великому Константину, равный ему умом, равно христолюбивый, равно чтущий служителей Его». Император Константин, издав так называемый «Миланский эдикт» в 313 г., узаконил исповедание христианства в Римской империи. Т.е. сравнивая Владимира с императором Константином, митрополит Илларион определяет князя Владимира не как человека, «крестившего Русь», а как человека, легализовавшего христианство на Руси и упразднившего языческий культ.
 
Источники: Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986-989 годах). Андрей Поппэ. 
Слово о законе и благодати.
Денис Лунёв, г. Пермь
Источник ruskline.ru
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: