ИТ ведут к социальному перелому

183

Александр Давыдов

О проблеме. Все слышали (а некоторые почувствовали), что в современном цифровом технологическом укладе в экономике убавляются рабочие места (РМ). Но не все еще знают масштаб бедствия. Недавно на сочинском инвестфоруме Кирилл Варламов привел оценку, экспертов, – за 10 лет в России сократят 25 млн. рабочих мест (РМ) и появится 20 млн. новых. То есть, всего минус 5 млн., но это принципиально разные РМ: исчезнет 25 млн РМ старого типа, а уволенные в массе не смогут занять места нового типа.

Цифры страшненькие, в них не веришь. При таких цифрах начнутся движения общества и мало не покажется. Попробуем проверить цифры.

И сразу начну с конца проверки, с выводов. В 2016 году в стране сократили около полумиллиона старых РМ. Темпы сокращений нарастают с ускорением 25% в год. В 2027 году сократят около 5 миллионов старых РМ.  За 10 лет сократят 21 млн РМ. Затем сокращения замедляются по минус 25%.

 

Причины сокращений

Считаем, что непосредственная причина сокращений РМ — их автоматизация-преобразование с помощью ИТ. Сокращаются старые РМ и появляются новые. Почему считаю «виноватым» именно ИТ?

Посмотрим на отрасль ИТ – бурно растет. В чем причина, почему раньше такого не было? Ответ прост — проекты с ИТ становятся ОЧЕНЬ ВЫГОДНЫ. Если 10 лет назад проект ИТ начинался при возврате  инвестиций в 4-5 лет, то сейчас, например, в неназванном банке запускают ИТ проект, только если он окупается за 1 год. Многое уже автоматизировано, данные накоплены, инфраструктура готова, поэтому и новые проекты дают результат быстрее. Сейчас рост бизнеса ИТ сдерживается исключительно недостатком проектных мощностей ИТ.

Где сидели клерки, – там сейчас электронные госуслуги. Вместо бухгалтеров — интернет сервисы. Вместо юристов — семантические программы разбора договоров. Вместо диспетчеров такси — сервисы Яндекса и Убера. На подходе в сокращению — армии водителей, кассиров, операторов кол-центров. Впервые наступило время, когда новых РМ становится меньше, пока процентов на 20, чем старых. Абсолютное уменьшение РМ при ИТ преобразованиях (оцифровке) будет расти.

Что автоматизируют? Сектор услуг, самый большой сектор занятости. Промышленность давно перестала генерировать рабочие места, заводы малолюдны, автоматизированы. Как и большое сельское хозяйство. Большинство занятых работает в услугах, которые раньше автоматизировать было невыгодно. Теперь – выгодно. При таком возврате инвестиций, ИТ быстро становятся сутью многих бизнесов услуг. Яндекс — это такси или компания ИТ? Тинькофф — это банк или ИТ компания? Не суть как назвать, но их основное преимущество — ИТ. И автоматизируют они – услуги.

 

Масштаб и динамика сокращений

Чтобы оценить масштаб проблемы, прикинем количество РМ страны в секторе услуг. Если в экономике России всего 70 млн РМ, то можно ожидать, что в сервисах заняты 70% –  это 50 млн РМ. Медицину, образование и другие тонкости вычеркнем, останется 40 миллионов РМ. Можно рассчитывать, что за 20-25 лет ВСЕ эти РМ оцифруются, все старые РМ сократятся. 40 млн сокращений — это и есть примерный масштаб бедствия за 20 лет.

Процесс автоматизации услуг (и попутного сокращения РМ) – это процесс с положительной обратной связью. Процесс оцифровки услуг «раскармливает» отрасль ИТ, вызывает ее рост, что в свою очередь ускоряет процесс оцифровки услуг. Цифровать услуги все выгодней (и приоритетней по инвестициям) вместе с  растущей эффективностью ИТ.

Как процесс с положительной обратной связью, он развивается по экспоненте, но при истощении ресурса РМ — выполаживается к 40 млн.РМ. График преобразований-сокращений РМ выглядит как S-образная кривая. Первые 20 миллионов РМ и первые десять-двеннадцать лет) скорость сокращений РМ растет, потом падает.

Смотрим на первые десять лет. Как посчитать ускорение? Если инвестиции в ИТ настолько прибыльны, то ограничивает только способность бизнеса ИТ и персонала справляться с проектами. Эту способность можно назвать мощностью отрасли ИТ. Если правильно оценим рост мощности отрасли ИТ, тогда оценим и темпы сокращения РМ.

 

Рост мощности отрасли ИТ

Рост мощности отрасли ИТ — сумма двух показателей:
а) рост объема бизнеса ИТ. Оценим по росту обороту отрасли,
б) рост эффективности технологий и квалификация персонала ИТ. Оценим как уменьшение срока возврата инвестиций в ИТ.

Сложим рост их значений за год и получим рост мощности отрасли ИТ. То есть, посчитаем, что рост годовых сокращений РМ  равна росту мощности отрасли ИТ. Считаем также, что цена проектов ИТ слабо зависит от срока возврата инвестиций в силу быстрого распространения информационных технологий (нет монополий), благодаря конкуренции в бизнесе ИТ.

Каков рост объема бизнеса ИТ? Примем средний темп роста бизнеса ИТ – 15% в год, такой «бумовый» показатель отрасли, куда включим все компании нанимающие основную массу ИТ персонала –  включая «Тинькофф» со «Сбертехом», и им подобные бизнесы.

Правда ли, что эффективность ИТ быстро растет? Да, действуют два эффекта – появляются новые виды технологий и растет квалификация персонала. Например, 2 года назад стала доступна технология нейросетей. Теперь, чтобы инфосистему научить навыку, достаточно натренировать ее на наборе данных, например, на видеороликах. Компьютер будет распознавать ситуации и управлять вместо человека. Подобные технологии «машинного обучения» могут ликвидировать целые профессии.

Каков рост эффекта от проектов ИТ (при их фиксированном объеме), которое мы считаем, как снижение срока возврата инвестиций? Для оценки роста эффективности ИТ возьмем оценку, что за 10 лет срок возврата инвестиций уменьшился в 3 раза, с 4,5 лет до 1,5.  Это приводит к 10% ежегодного снижения срока окупаемости инвестиций в ИТ.

Итого общий рост мощности ИТ отрасли и, соответственно, – рост годовых сокращений РМ — 25%  (15% роста объема +10% роста эффективности).

 

Число сокращений

Чтобы перейти к абсолютным числам сокращений РМ, нужно выяснить сколько РМ сократили в 2016-м году. Для этого сравним число сокращенных с персоналом отрасли ИТ. В отрасли ИТ – около 400 тысяч человек. Пусть срок окупаемости проектов ИТ — полтора года, а конечный эффект равен сокращению старых РМ. Структура затрат по доле зарплаты схожа.  И каждый рубль зарплаты сотрудника ИТ-отрасли за год сокращает 66 копеек зарплаты в экономике. Так как зарплата в ИТ в два раза выше средней, значит один сотрудник ИТ сокращает 1,3 РМ за год. Умножим 400 тыс. РМ в отрасли ИТ на коэффициент 1.3 и получим 520 тысяч сокращенных РМ в экономике РФ. Примем за базу годовых сокращений в 2016 году оценку в 500 тысяч РМ.

Умножив 500 тыс. РМ на рост за 10 лет (1,25 в десятой степени) получим — 4,66 млн РМ. Это – почти ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ сокращенных РМ в 2026-м году. А всего за 10 лет сократится 21 млн РМ.

Итак

Мы двумя способами оценили динамику сокращений РМ и получили одинаковый результат 20-21 млн.РМ за 10 лет. И этот результат близок и прогнозу в 25 млн.сокращенных РМ за 10 лет. Можно уточнять цифры, но думаю, что с точностью 30% – результат верен. Значит вполне можно надеяться на правильность оценки и начать переживать за последствия.

Хотя наша компания всегда занималась системами обслуживания, а все наши системы и компетенции в этом тренде (Service_Management / Customer_Care / Contact_Center / DMS / BPM / BI/ AI)  и тренд нам экстремально выгоден, но если произойдет общая дестабилизация, то ничего хорошего не будет и компании.

Встает вопрос, как нам, обществу в целом, приготовиться к 20 миллионам сокращений РМ? По последствиям, такой массовый процесс можно назвать социальным переломом. Предложения идут уже не но по теме ИТ.

 

 

Александр Давыдов, председатель совета директоров  NAUMEN,

специально для РНК

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: