Русский преподавать как иностранный? «Подобные заявления являются реализацией идеологической диверсии»

197

 

 Алексей ИвановЗавтра

Наталья Сергеевна Трухановская, выпускница Московского государственного лингвистического университета по специальности “Лингвистика. Межкультурная коммуникация”, после окончания МГЛУ преподавала там же немецкий язык. В 2005-17 годах работала в Московском городском педагогическом университете (старший преподаватель кафедры западноевропейских языков и переводоведения, кафедры немецкого языка и современных технологий обучения, потом – заместитель директора Института иностранных языков МГПУ по приёму абитуриентов и профориентации школьников, проректор МГПУ по воспитательной и социальной работе). Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук “Метонимический сдвиг при концептуализации денотативной ситуации (в сфере предикатов физического воздействия)”. В 2017-м внезапно стала заместителем начальника управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования и науки г. Москвы. В 2020-м новый глава Минобрнауки Валерий Фальков столь же внезапно назначил её директором департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ. А в 2022-м сорокапятилетняя мадам шустрой национальности, будучи членом Российского союза германистов, неожиданно заняла должность ректора Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (Института Пушкина).

Институт Пушкина “выполняет функцию научно-методического и информационно-аналитического центра масштабной правительственной Программы по продвижению русского языка и образования на русском языке“, ему придан статус Федерального ресурсного центра по сотрудничеству в сфере продвижения русского языка и образования на русском языке.

20 октября ректор Трухановская принимала участие в круглом столе Комитета Госдумы РФ по делам национальностей на тему “Сохранение культурного наследия и языкового многообразия народов Российской Федерации”. Где заявила, что в национальных республиках России русский язык нужно преподавать как иностранный.

Да, именно так. Цитируем сообщение ТАСС: “Русский язык преподаётся одинаково для русских школьников и для детей других национальностей, подход нужно менять и преподавать русский в школах национальных республик как иностранный. Об этом заявила в четверг ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Наталья Трухановская. <…> По мнению Трухановской, здесь можно было бы использовать опыт преподавания русского языка как иностранного для учащихся из стран СНГ и дальнего зарубежья. Эту идею, считает она, стоит вынести на обсуждение профессионального сообщества“.

Первым отреагировал ТГ-канал “Многонационал”: “Только вдумайтесь в это. Ректор Института русского языка призывает в регионах РФ преподавать русский как мигрантам. Прямо голубая мечта пещерного деколонизатора. При этом, всё подают под соусом, что методики устарели, нужно быть прогрессивнее, но это всё чушь. Пытаются не мытьём, так катаньем подорвать статус русского языка, а это прямая дорога к сепаратизму. Вообще, абсолютно везде на территории РФ изучение русского языка должно быть на первом месте, а национальный язык по желанию и факультативно, и привязывать знание русского языка к поступлению в вузы, а также к государственной службе, особенно в армии и силовых структурах. Чтобы быть пастухом знать хорошо русский язык не обязательно, но если есть претензия на социальный лифт — это должно быть непременное условие“.

Удивительные высказывания позволяют себе некоторые ректоры. Да и что им бояться, если даже господин Мау волшебным образом отряхнул с себя веские подозрения и продолжает шмыгать носом (есть у него такая нервическая привычка) в коридорах власти. Тем не менее, более чем странно слышать из уст ректора Института русского языка им. А. С. Пушкина такие вот речи. <…> Мадам прямым текстом предложила в наших национальных республиках преподавать русский как иностранный! Прям Госдеп США с нами. Настораживает не только это её мнение. Тех, кто понимает, должен насторожить и факт её работы в Депобре Москвы — той ещё токсичной структуры, построенной любителем реформ и оптимизаций господином Калиной, много сделавшим для того, чтобы школа из места обучения и воспитания превратилась в учреждение, предоставляющее услуги. Да и следующее место её работы не может не напрягать: Наталья Сергеевна координировала деятельность организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. С её-то взглядами и московской выучкой системы Калины“, – заметил депутат Госдумы РФ VI и VII созывов Вячеслав Лысаков.

Это заявление даже в рамках обсуждения является провокацией и угрозой для целостности Российской Федерации. В некоторых российских регионах уже есть тенденция на отказ от изучения русского языка. Происходит это в сельских районах. Фактически под сомнение поставлен основной механизм, являющийся образующим культурную общность страны и формирующий межнациональные связи. Подобные заявления являются реализацией идеологической диверсии и представляют угрозу национальной безопасности. И с подобными фактами надо разбираться достаточно жёстко. Начиная полемику о статусе русского языка в стране, где он является государственным, и о разных подходах к методике его преподавания, Трухановская по сути открывает очередное «окно Овертона». Сама идея, что русский язык является не родным на территории России — это основа для внутреннего раскола“, – подчеркнул член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов (председатель Национального антикоррупционного комитета, экс-сотрудник УФСБ по Москве и Московской области).

 

 

Елена Георгиевна Пономарева, политолог, историк и публицист; д.полит.н, профессор МГИМО:

…Напомню, что в России помимо русского как государственного закреплены статусы 37 госязыков республик РФ; более 15 языков имеют статус официальных, а образование ведётся на 80 (!!) языках. Такого нет нигде в мире!! Отдельного внимания и исторической благодарности заслуживает факт того, что в нашей стране используется 277 (!!) языков и диалектов! Это невероятное достижение нашей многонациональной страны, а скопляет это многообразие русский! И никак он не может быть в нашей стране иностранным.
Сама идея, что русский язык является не родным на территории России — основа для внутреннего раскола. Тем более, в условиях военного положения на части территории страны и введения режимов разной степени готовности. Полагаю, что Трухановская должна быть снята с должности ректора, а ее деятельность и связи (!) предметно изучены компетентными органами.
А вы что думаете?

 

 

Заставка:  eduquality.spbstu.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: