Россия в международной торговле

75

Невыраженный стратегический вектор экономического развития обусловлен неопределенностью внешнеполитической ситуации, считают эксперты.

Отсутствие союзников вынуждает искать ситуативное сотрудничество в любых частях света.
Основой международной торговли является возможность осуществления взаиморасчетов. Столкнувшись с проблемами использования основных резервных валют и отключением банков от СВИФТ, Россия вынуждена выстраивать индивидуальные договорные отношения с каждым из своих контрагентов. Возможность использования российского аналога – СПФС, прием к оплате российских карт МИР, расчеты российскими рублями, своповые сделки, торговля валютами на бирже – договоренности и приход к соглашению по этим вопросам с каждой отдельной страной влияет на дальнейший вектор российской экономики, даже без учета вопросов логистики, которые также налагают свои ограничения.

При этом зачастую поспешные или вынужденные меры приводят к неоднозначным по последствиям результатам, – пример тому формирование резервов в юане, из которого оказалось невозможно выйти. Торговля с Китаем также выглядит весьма неоднозначно, – за январь-август наблюдается рост общего товарооборота на 31% и достижением им значения $117 млрд. Однако экспорт из России в Китай при этом вырос на 51% и составил $73 млрд, а импорт – всего на 9% и составил $44 млрд.

Даже не анализируя структуру оборота (68% по стоимости экспорта РФ в Китай – это сырье, которое в том числе потом перепродается), эти обороты для Китая весьма незначительны: и составляют в общем объеме 4% – импорт из РФ, 2% – экспорт в РФ. Общая доля в торговом обороте 3%. Очевидно, это обуславливает относительную слабость переговорной позиции:

отсюда и активная деятельность на иных направлениях. Из последней информации, можно отметить перспективу использования системы МИР в Египте и включение рубля в список принимаемых в стране валют; обсуждение с Нигерией внедрение системы МИР, подключение СПФС и расчеты в нацвалюте; расчеты в национальной валюте с Туркменией и Камбоджой.

География переговоров и список контрагентов весьма обширны и неоднозначны. Но именно от их результатов будут зависеть и направление товарных, отчасти – туристических, потоков, «узкие места» в цепочках поставок и дефицитные товары и комплектующие. Особенность текущей ситуации, считают эксперты, ведет к тому, что необходимость специализации, которая обычно обуславливается в мировой торговле какими-то конкурентными преимуществами страны, будет продиктована в основном незакрытыми потребностями. Только по итогам многочисленных переговоров сформируется и список основных партнеров, и станут более конкретными логистические задачи, которые надо будет решать для реализации достигнутых договоренностей, и появится понимание перечня товаров, которые невозможно «импортозаместить» просто заменой страны поставщика.

Эксперты считают, что более адресная поддержка отечественных производителей будет формироваться только по итогам более четкого понимания роли и места России в международной торговле.

 

Источник:  russica2

Заставка:  wikimedia.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: