Юрий Громыко. Антропология власти: сон идеологии рождает чудовищ?



 

 Почему вновь и вновь разгораются военные конфликты на постсоветском пространстве Евразии? Что их провоцирует? К чему приводит отказ от государственной идеологии? Какую цивилизационную платформу может предложить Россия сегодня?

На эти и другие вопросы отвечает Директор Института опережающих исследований имени Шифферса, доктор психологических наук, эксперт РНК Юрий Громыко.

“А в октябре его маненечко – того!”

 Песенка с таким рефреном была популярна среди студентов-историков во времена моей юности. Пелось в ней о российских правителях, вся правда о которых традиционно открывалась лишь после их смерти. А при жизни никто не сомневался в их непогрешимости. Увы, объективная оценка действий лидера государства и проводимой им политики, ее последствий для страны почти никогда не даётся при его жизни. Чаще всего – после смерти. Преодолел эту негласную традицию документальный фильм Андрея Кондрашова “Стена”, который недавно был показан на одном из центральных телеканалов. Фильм показывает историю создания и разрушения берлинской стены, и последствий этих событий для СССР. Инициатор ее падения Михаил Горбачев и сегодня вполне жив-здоров. Но его деяния уже жестко оцениваются, их называют самым настоящим предательством интересов Советского Союза и его верного союзника – ГДР.

 

Назвать вещи своими именами

Прошло более 30 лет со времени перестройки, которую инициировал Горбачев, и вот, наконец, ей начинают давать честную и объективную оценку, преодолевая глыбы лжи. Одним из первых такую оценку действий Горбачева сделал еще в начале 1990-х выдающийся мыслитель и философ Александр Зиновьев, автор книг “Катастройка”, “Горбачевизм” и “Зияющие высоты”. Он уже тогда назвал действия Горбачева феноменом государственно-политического предательства с очень тяжелыми последствиями. И оказался полностью прав. Падение берлинской стены стало первым камушком, который вызвал необратимую лавину. В том числе – распад Советского Союза, и вместе с ним всей социально-исторической матрицы, в которой существовала Россия.

Два немецких государства в центре Европы на тот момент объективно поддерживали сложившийся баланс сил в противостоянии Востока и Запада. Именно Германия развязала обе мировые войны, и в объединении двух ее частей совершенно не были заинтересованы ни Великобритания, ни Франция, ее давние соперники.

Когда СССР соглашался на объединение Германии, все ждали, что взамен Горбачев потребует нейтрального статуса этой страны, с условием ликвидации всех военных баз на ее территории как НАТО, так и Варшавского договора. И американцы вполне могли бы на это пойти. Немцы были готовы заплатить за своё объединение астрономическую сумму в несколько сотен миллиардов долларов и растянуть этот процесс лет на 10.

Горбачев согласился на порядок меньшую сумму. Спешный вывод советских войск напоминал бегство: из благоустроенных немецких военных городков – в российское чистое поле. Иначе, как национальным предательством, это назвать трудно. Президент Путин назвал развал СССР величайшей геополитической катастрофой ХХ века. И в этом он совершенно прав.

В дальнейшем сдача советских, а затем российских позиций только нарастала. Фильм “Стена” заставляет заново переосмыслить и проанализировать геополитическую ситуацию, в которой мы оказались, и которая ставит перед Россией очень серьезные вызовы, в том числе – в сфере антропологии власти.

 

К чему привел слом советской матрицы?

Гражданское противостояние в Белоруссии, военный конфликт в Карабахе, очередной путч в Киргизии – по всему периметру бывшей советской матрицы вновь обостряются конфликты. В Карабахе пока воюют лишь Армения и Азербайджан, но за их спиной уже маячат другие страны. В этой ситуации геополитическое состояние России уже нельзя назвать стабильным, ей неизбежно придётся реагировать на эти вызовы.

Антропология власти новой волны требует дать жесткую оценку национального предательства, совершенного 30 лет назад, и предъявить всему свету новую миростроительную идеологию. Владимир Жириновский в своей недавней яркой речи в Госдуме, несмотря на все свои эмоции и традиционную буффонаду, выдал и здравую мысль о том, что надежно погасить тлеющие конфликты в этих странах возможно лишь в случае присоединения их к России. И действительно, только в структуре многонационального государства как СССР было возможно преодоление национального реваншизма во всех формах, которые стравливают народы этих стран сегодня.

 

Что провоцирует межэтнические конфликты?

Советский Союз строил коммунизм, и эта идеология, при всей ее утопичности, смогла объединить на своей платформе все многочисленные нации и народности советского пространства. Военных межнациональных конфликтов в СССР не было и быть не могло.

Какую цивилизационную платформу предлагает Россия сегодня? В чем ее преимущества перед платформами других стран, в частности, пантюркизма? Ответа на этот вопрос нет. Зато есть простор для переориентации правящих элит бывших советских республик.

Именно этим и объясняется пресловутая политика многовекторности, которой последние годы следовали и Лукашенко, и Пашинян. И только когда запахло жареным, порохом и кровью в самом прямом смысле – оба этих лидера вспомнили про российский вектор, начав активные переговоры с российским лидером. И стало понятно, что многовекторность – это всего лишь форма прислужничества двум господам сразу.

С другой стороны, в этом есть и определенная вина России. На смену СССР был предложен Евразийский союз и евразийское экономическое пространство. С экономикой – всё понятно, отмена таможенных барьеров взаимовыгодна. Но вот с идеологией этого надгосударственного проекта ясности нет. До сих пор не разъяснено, что ЕвразЭС – это не попытка реставрации Советского Союза. Вернуться в СССР невозможно, коммунистическая идеология себя исчерпала. Речь о строительстве государства, которого на евразийском пространстве еще не было с новой идеологией.

Россия находится в прокрустовом ложе геополитического обрубка, и ей там очень некомфортно. Насильственным путём вернуть отколовшиеся окраины невозможно. Но вполне возможно повысить притягательность и авторитет России, предъявив современную позитивную идеологию развития и экономического подъема. Именно стабильность Российской империи, ее более высокий уровень цивилизационного и экономического развития сделали ее в 18-19 веках притягательной для соседних народов. Она стала ядром их объединения, чаще всего – мирным.

 

Вакуум идеологии

Похоже, что после краха тотальной коммунистической идеологии наши национальные лидеры боятся любой идеологии, как черт ладана. Дмитрий Медведев высказывался, что Россия ни в коей мере не должна предлагать идеологию, имеющую общемировое значение. В этом он абсолютно неправ. Судьба России такова, что без предъявления сильной миростроительной идеологии она просто не может существовать и обречена на распад. Мы должны объяснить всему миру, как мы будем жить, как формировать свою цивилизацию дальше, и что можем предложить другим странам. С каким набором мировоззренческих позиций и устремлений мы будем осуществлять свои действия. Эта идеология призвана дать стратегические ориентиры развития не только нашей стране, но и соседним на евразийском пространстве, в сердцевине которого находится наша страна.

Сложилась парадоксальная ситуация: даже крупные корпорации имеют свои долгосрочные стратегии развития, без этого немыслимо успешное ведение бизнеса. А огромная страна, занимающая одну седьмую часть суши, такой официальной идеологии не имеет. Нонсенс!

Попытка встроить страну в западную экономику, западную неолиберальную систему ценностей, предпринятые сначала при Горбачеве, потом при Ельцине и Путине, оказались неудачными. Западные кальки плохо приживаются на российской почве, и сегодня надо признать это со всей определенностью, дать себе в этом отчет. Просто потому, что российская цивилизация – это не западная, не мусульманская, не китайская, она своя, собственная. Основные ориентиры и постулаты российской самоидентификации в современном мире, ее каркас изложены в доктрине «Россия – Ноев ковчег человечества» (РНК).

 

Что первичнее – идеология или экономика?

С моей точки зрения, лишь после прояснения идеологической доктрины можно обсуждать экономические постулаты. Тезис о том, что экономика определяет идеологию – до сих пор довлеет над сознанием современных политиков, в том числе современных российских. Но эта марксистская догма, на мой взгляд, глубоко ошибочна. Еще работы Розы Люксембург в XIX веке и нашего современника Иммануила Валлерстайна показывали, что формирование капиталистической системы определялось не столько экономическим базисом, сколько геополитической надстройкой.

До самого последнего времени капитализм всегда развивался и двигался вперед за счет захвата и последующего переваривания колоний. В частности, последний глубокий системный кризис 1990-х был преодолён за счет переваривания геополитического пространства Советского Союза, его разграбления, выкачивания ресурсов и квалифицированных кадров, неэквивалентного обмена товаров. Опора на экономизм является одной из самых вредных утопий. Она не позволяет прорваться к пониманию приоритета идеологического творчества, которые лежат в основе строительства экономических платформ в мире.

 

Что подпитывает размороженный конфликт в Закавказье?

И Армения и Азербайджан сегодня пытаются строить свои национально обособленные государства. Каждая считает Карабах своей исконной территорией. У каждой в загашнике имперские амбиции. Армения предъявляет древние манускрипты, карты Великой Армении от Каспийского до Средиземного морей. Азербайджан видит себя частью великого мусульманского Турана, с Турцией в сердцевине, от Египта до Китая, включая земли нынешнего Казахстана и Киргизии. Впрочем, это не первые попытки экспансии пантюркизма на постсоветском пространстве, они предпринимались еще в середине 1990-х. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев тогда очень конкретно дал им отпор, выступив одним из идеологов и инициаторов создания Евразийского союза и единого экономического пространства, формирования на новой цивилизационной платформе государства, которого еще не было. Жаль, что этот процесс остановился на полдороге.

Турецкий лидер Эрдоган сегодня демонстрирует откровенный отход от заветов основателя современной светской Турецкой республики Кемаля Ататюрка. Он постепенно демонтирует республику и берет курс на реставрацию турецкой Османской империи. Ататюрк сто лет назад отделил религию от государства, ограничил влияние мусульманской церкви на внутреннюю и внешнюю политику страны. Эрдоган усиливает значение мусульманства. Очень знаковый шаг – возвращение храму Айя-София (Святой Софии) статуса действующей мечети. Хотя почти сто лет она выполняла функции лишь музейного комплекса.

На это очень нервно реагирует Иран, исторический соперник Турции на Среднем Востоке. Естественно – он будет поддерживать Армению. Поэтому попытки создания полностью суверенных национальных государств со стороны и Армении, и Азербайджана просто обречены. Национально выделенные Армения и Азербайджан никогда не смогут замириться, обречены на перманентный военный конфликт, потому что попадают в матрицы большой геополитической игры, в рамках которой они – разменные фигуры.

 

Создать образ врага

Конфликты по периметру России, провокации и обвинения в ее адрес носят циклический характер, они периодически повторяются. В их числе – обвинения в сбитом над Украиной боинге, скандалы с применением газа “новичок”, участии российских военных в конфликте в Донбассе… Доказательства очень сомнительные или их нет вовсе – но “осадочек остаётся”. В глазах мирового общественного мнения годами культивируется образ преступного, опасного, злобного, агрессивного соседа, врага, который, в принципе, не соблюдает никакие общечеловеческие нормы морали. Именно этими методами действовала в своё время геббельсовская пропаганда. И понятно, что эти провокации будут продолжаться и впредь.

Основной тип противоборства происходит именно в сфере гуманитарных ценностей, миропонимания, видения будущего. Очень важно “расчеловечить” противника – после чего будут оправданы любые методы военных действий. Именно поэтому так важно официальное принятие миростроительной, созидательной идеологии, которая объясняет стратегические цели страны. Это гораздо лучше, чем неизвестность, неопределенность всегда пугает соседей, заставляя предполагать самое худшее.

 

Чем всё может кончится?

Пока военный конфликты происходят на территории бывших союзных республик. Если их не гасить – пожар может перекинуться на российскую территорию, и это мы уже наблюдали на примере двух кровопролитных чеченских войн, конфликтов, погашенных с большим трудом. Россия защищена от третьей мировой войны своим ядерно-ракетным щитом. Но фактически не защищена от идеологической агрессии, которая и подпитывает межэтнические конфликты на ее рубежах. Силен тот противник, который умеет избежать сценариев конфликта на своей территории. Но для этого надо время от времени предъявлять миру своё идеологическое оружие. С этим в России – напряженка. Его попросту нет. Коренным образом изменить ситуацию может принятие, в качестве официальной, доктрины “Россия – Ноев Ковчег человечества» (РНК).

 

P.S. Предложения по строительству нового цивилизационного ковчега изложены в нескольких трудах.

В их числе – доктрина “Россия – Ноев ковчег “   , основные принципы которой разработаны еще в 2008 году.  Одноименный, расширенный проект этой концепции  под редакцией Юрия Громыко и Юрия Крупнова, изданный в декабре 2019; работа Изборского клуба “Русский ковчег“, опубликованная весной 2020, под общей редакцией Виталия Аверьянова.

 

 

 

Подготовил Валерий Борисов.

 

Специально для РНК

 

На заставке: Берлинская стена  pixabay.com

Перейти к рубрике ИДЕОЛОГИЯ, ЭКСПЕРТЫ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.