Иван Замощанский. Дистанционное обучение: смерть образования или выход на новый уровень?

188

Дистанционные формы обучения всё глубже проникают в образовательный процесс. Каковы особенности, плюсы и минусы он-лайн образования в высшей школе? Вытеснят они традиционные формы обучения или будут мирно сосуществовать? Робот-учитель – фантастика или неизбежная перспектива?

На эти и другие вопросы отвечает директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ, кандидат философских наук, эксперт РНК Иван Замощанский.

В своей преподавательской работе я применяю дистанционные технологии обучения уже около 15 лет, одним из первых в УрФУ создал полноценный онлайн курс лекций. В этом году, в связи с пандемией и мерами самоизоляции, дистанционные и онлайн-формы в обучении стали применяться гораздо шире. Их преимущество в том, что они позволили не прерывать учебный процесс, и сегодня они выходят на лидирующие позиции в образовании. Меняются коммуникации, способы передачи информации, да и сам образовательный процесс в целом. Выясняется, что методически и методологически – это другой процесс передачи знаний, по сравнению с традиционными, когда мы работаем со студентами вживую, в аудитории. Особенно это касается передачи навыков.

Смерть образования?

Сегодня активно разрабатываются технологии и алгоритмы, которые обучают без присутствия человека. Может показаться, что такой подход убивает образование. На самом деле, многое зависит от студента, его желания учиться, воспринимать учебный материал. Если этого нет – толку не будет ни от живой лекции, ни от дистанционной. Исследования эффективности дистанционного обучения показывают, что его достаточно хорошо воспринимают те студенты, кто хорошо мотивирован, заинтересован в получении знаний. И наоборот.

Традиционные формы обучения часто концентрируются на передаче знаний, их трансляции. В цифровой среде на первый план выходит умение преподавателя заинтересовать студента, мотивировать его на восприятие материала. Показать, зачем студенту это надо. В начале курса важно очень четко, конкретно сформулировать, на какой уровень сможет выйти студент по его окончании. Обязанность тьюторов (наставников) – постоянно поддерживать, подогревать интерес к курсу, активно работать со студентами в чате, в текущем режиме вопрос-ответ, не давая угаснуть интереса к курсу.

Эволюция “цифры”

Изначально, лет 15 назад, цифровые инструменты в образовании воспринимались как подспорье, что-то второстепенное, но очень удобное. Если вся подборка необходимых материалов к курсу предоставляется в цифровом виде – студенту не надо тратить время на библиотеку и работу с бумажными первоисточниками, надо лишь добросовестно изучить оцифрованные материалы.

Сегодня всё чаще цифровые инструменты выходят на первый план. Более того, кое-где дистант уже начинает вытеснять живого, мыслящего, гибкого, но и нередко субъективного преподавателя. Вполне возможно, что в будущем массовое образование полностью уйдет в онлайн. Образование в режиме общения вживую будет доступно лишь избранным, будет элитарным и будет стоить дорого.

Чем дальше, тем меньше интересен лектор, который просто пересказывает учебник, даже им самим написанный. Эта лекция легко поддаётся оцифровке, переводу её в аудио- или видеоформат, которую студент сможет слушать в удобном для него месте и времени. Преподаватели-андроиды – это не фантастика, уже реальность, которая практикуется в некоторых вузах США и Японии. Андроиды не устают, не раздражаются на непонятливых учащихся, они предельно объективны в своих оценках.

Что выявила пандемия и “удалёнка”?

В УрФУ весной этого года, около месяца, действовали режим самоизоляции и дистанционные формы обучения. Карантинные мероприятия были объявлены внезапно, вузам и многим другим учебным заведениям, пришлось перейти на удаленные формы обучения резко и вдруг. И выяснилось, что многие преподаватели методически, а студенты психологически не готовы к учебе на “удалёнке”.

Методически это совсем другой процесс. Преподаватель должен, прежде всего, учитывать тот факт, что он лишён возможности воздействовать на аудиторию лично и по ходу лекции. Он должен заранее представить, как именно воспримут его материал студенты, какие места могут быть сложны для восприятия. Заранее, без импровизаций по ходу курса, ответить на те вопросы, которые еще не возникли, но могут возникнуть, если надо – иллюстрировать их. То есть речь о более тщательной проработке, с учетом всех вариантов психологии восприятия.

От студентов дистант потребовал большей психологической самостоятельности, к которой многие оказались не готовы. Человек по природе своей ленив. Когда студент не в аудитории, а в домашней обстановке, где никто его не “подпинывает”, ему сложнее мобилизовать самого себе. Требуется определенная самодисциплина и зрелость личности. Впрочем, это справедливо не только для российской высшей школы, но и для других стран – знаю об этом из опыта общения с зарубежными коллегами.

При работе дистанционно и студентам, и преподавателям не хватает четких коммуникационных правил общения. Особенно это касается социально-гуманитарных дисциплин, а также дисциплин, связанных с soft-skills (мягкие компетенции). В их числе – коммуникативные способности, взаимодействие с командой, контроль собственных временных затрат, проведение презентаций, тяга к саморазвитию, умение публично выступать и вести переговоры.

Социальные навыки в рамках цифровой среды и интернет-коммуникаций формируются по-иному, чем при живом общении. Если нет таких навыков – то и коммуникации не получается. Преподаватели (как правило, это люди старшего возраста) привыкли к общению со студентами лицом к лицу. Но часто оказывается, что эти коммуникации в привычном формате не работают “на удалёнке”. Например, студенты, привыкшие к обмену короткими фразами в социальных сетях, энергичным и не всегда этичным высказываниям, и к преподавателям обращаются запросто. Преподавателям сложнее держать необходимую дистанцию в онлайн-режиме. В этой связи стала очень востребованной такая дисциплина, как этика общения в интернете. Появился спрос также на такие направления, как педагогические логистика и дизайн.

Контуры грядущего

На мой взгляд, в будущем массовое образование будет постепенно деградировать, на первый план выходить элитарное образование. Как только образование стало сервисом, услугой, в него влилось огромное количество людей и уровень качества образования упал. Уже сегодня наличие диплома о высшем образовании ничего не гарантирует, это не социальный лифт, как прежде. Диплом это лишь первая ступенька, входной уровень. Гораздо больше работодатель ценит реальные навыки и умения. В будущем образование будет регулировать само себя: массовое высшее образование, во многом с формальными дипломами, постепенно будет отмирать. И высоко цениться будут по настоящему уникальные компетенции, которые смогут передать высококлассные специалисты. Как и на Западе, будет формироваться узкая каста высокообразованных людей с возможностями и средствами для получения уникального образования.

Идеология как система жизненных ориентиров

Мой опыт преподавателя говорит о том, что студентам жизненно необходима позитивная, конструктивная и целостная картина мира. То, что называется идеологией. Формирующейся личности сложно жить без ответов на вопросы о своем месте в будущем, позиций по принципиальным вопросам в современном мире. Эти ответы он находит зачастую в “информационном шуме”, который на самом деле заполнен явной или неявной борьбой идеологий. Они так или иначе формируют сознание молодого человека, его жизненные установки. И если государство проигрывает в борьбе за умы в донесении своего дискурса до молодёжи, то оно получает поколение, патриотично настроенное не к своей родине, а совсем к другой стране. И отторгающее национальные ценности своего народа.

Идеологический вакуум, образовавшийся в нашем обществе после отказа от коммунистической доктрины, быстро заполнился неолиберальной идеологией, которую поддержали на государственном уровне. Западные ценности личной свободы – прежде всего и во чтобы то ни стало – навязываются через голливудские фильмы, телевидение, соцсети, инфильтруются в общество через масс-медиа со всех сторон. Результат – культ индивидуализма, эгоизма, самовлюбленности и вседозволенности расцвел пышным цветом.

В то же время несколько десятилетий насаждения неолиберальной идеологии в России привели также к отторжению этого мировоззрения у значительной части общества. На глубинном бессознательно-ментальном уровне прозападный дискурс воспринимается как чуждый, несмотря на весь его внешний лоск и глянец. Растет интерес к идеологиям, которые базируются на традиционных русских ценностях, собственной истории, православии, близких к российскому менталитету, которые формулируют цели и задачи российской цивилизации в современном мире. Всё это в полной мере относится к идеологической доктрине “Россия – Ноев ковчег” (РНК).

Когда мы в УрФУ начинали знакомить студентов с этой идеологией, я опасался, что она может вызвать отторжение. Но на деле она вызвала живой интерес у студентов инженерных направлений. В этом году состоялось несколько встреч вузовцев с идеологами и разработчиками этой концепции. Активность студентов во время встреч, их эмоциональные отклики говорят о том, что эта идеология им интересна, что она заполняет их мировоззренческий вакуум.

Практика показывает, что лучший формат знакомства учащихся с принципиально новым материалом – общение в форме живых дискуссий, своего рода “баттлов”, и желательно – с первоисточниками. Эти встречи мы записывали на видео и выкладывали в интернете, ролики пользуются популярностью. В наших планах – подготовка и запись историко-концептуального курса по идеологии РНК. Но дело это трудоёмкое и не быстрое. В данном случае наилучший эффект даст комбинированная технология обучения – живые встречи, дискуссии, “баттлы” в сочетании с учебным курсом, записанным на видео. Таким образом, будут сочетаться и очные, и дистанционные формы образования.

Сила ковчега

В книгах по тематике РНК меня лично подкупает опора на традиционные ценности и конструктивного со-бытия людей друг с другом. Гуманистический посыл, поданный без нарочитого морализаторства. РНК показывает ценность и самоидентификацию российской цивилизации, накопившей за тысячелетие опыт конструктивных форматов совместной жизни многих людей, опыт терпимости и другие, базовые для христианства, ценности. В этом – принципиальное отличие от неолиберальных идеологий, которые основаны на взаимном отчуждении (человек человеку – волк) во имя личных свобод. В планетарном масштабе философия РНК дает идеологическую альтернативу мирного сосуществования разных укладов и цивилизаций, без вытеснения или уничтожения друг друга.

Предложения по строительству нового цивилизационного ковчега изложены в нескольких трудах. В их числе – доктрина “Россия – Ноев ковчег “, основные принципы которой разработаны еще в 2008 году.  Одноименный расширенный проект этой концепции под редакцией Юрия Громыко и Юрия Крупнова, изданный в декабре 2019; работа Изборского клуба “Русский ковчег“, опубликованная весной 2020, под общей редакцией Виталия Аверьянова.

Нашим студентам это знание жизненно необходимо. Идеология РНК даёт четкие жизненные ориентиры, целостное мировоззрение, которое позволяет жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, не предавая заветы предков. Быть вполне успешным, строить карьеру – без мучительного разлада, который рождает наложение прозападного подхода к жизни с российской действительностью и традициями.

P.S.

Доктрина «Россия – Ноев Ковчег человечества» содержит предложения по основным сферам экономической, политической, социальной, семейно-нравственной, религиозной сферах, ознакомиться с ними можно на сайте “Россия  Ноев ковчег“.

 

Подготовил Валерий Борисов.

Специально для РНК

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: