Как наши спасли Балтфлот под носом у немцев и финнов



Тимур Шерзад
журналист

Февраль 1918 года был для Балтфлота временем тревожным. 18-го числа началось масштабное наступление германских войск на Восточном фронте. На следующий же день корабли начали перебрасывать из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки), чтобы они не достались немцам. Но это был не конец, и вскоре Балтийский флот ждала куда более тяжелая часть похода. В марте Советская Россия подписала с Германией Брестский мир, по которому русские корабли должны были убраться из Финляндии.

Организовать это быстро было непросто. По тем временам кем-то считалось, что и невозможно. Еще никто не пробовал водить через льды целый флот численностью более чем две сотни кораблей и судов. Но выбора у моряков и офицеров Балтфлота не было.

Финляндия, с поправкой на свои масштабы, переживала не меньшую смуту, чем Россия. В стране шла гражданская война между красными и белыми финнами. Обстановка накалялась. Формально Балтфлот был нейтральной стороной в этом конфликте, но он был слишком лакомым куском. Немцы, еще ведущие войну с Антантой, наверняка бы попробовали реквизировать его под каким-нибудь предлогом, попади он им в руки. В том, что немцы скоро окажутся в Финляндии, сомнений ни у кого не было. Поэтому корабли надо было срочно уводить.

Прорвать ледяную блокаду

У Балтийского флота имелся козырь в рукаве – первый в мире линейный ледокол «Ермак». В конце XIX века его постройку «пробил» адмирал Макаров, грезивший об экспедиции на Северный полюс. Идея Макарова формулировалась просто: «К Северному полюсу – напролом!». Сам адмирал так и не воплотил эту мечту, подорвавшись на японской мине. Но теперь его наследие – 100-метровый ледокол с машиной в десяток тысяч «лошадей» – было как нельзя кстати.

Но даже при помощи ледоколов, включая мощного «Ермака», Балтфлот не получалось вывести за один раз. Всего было три конвоя. В первом, который вышел в Кронштадт 12 марта, были самые крупные и ценные боевые корабли – четыре линкора и три крейсера. Четвертого апреля из Гельсингфорса вывели еще два линкора, два крейсера и две подлодки.

Третий отряд был самым большим – более восьми десятков вспомогательных судов, 45 эсминцев и другие корабли Балтфлота. Отряд покидал Гельсингфорс в несколько эшелонов с 7 по 11 апреля. Позже все эти корабли и суда объединились и двинулись в Кронштадт, обеспечиваемые четырьмя ледоколами.

Финны пытались помешать Балтфлоту, но делали это неумело. Самой опасной была попытка перехвата «Ермака», когда он шел один в Гельсингфорс. На него удалось выйти финскому вооруженному ледоколу «Тармо». Но финны в линейный ледокол попасть не сумели. Они вообще плохо стреляли из морских орудий в силу отсутствия этого специфического опыта. Именно поэтому захваты русских береговых батарей на побережье Финляндии и последующие обстрелы повлияли только на нервы моряков, но не на переход флота в Кронштадт.

Интересно, что «Тармо» еще встретится с «Ермаком» в январе 1940 года во время Зимней войны. Тогда «Ермак» неудачно застрянет во льдах. Но он все равно будет сложной целью – памятуя об опыте 1918 года, советское командование поставит на ледокол орудия, а еще пришлет ему на помощь авиацию. 57 советских самолетов, которые внезапно появятся в воздухе, станут достаточно сильным аргументом, чтобы финны на «Тармо» сломя голову бросились наутек.

Балтийский флот в составе 236 кораблей и судов благополучно достиг Кронштадта и был спасен от захвата немцами или финнами. Переход был сложный – корпуса кораблей с броней попроще, чем у линкора или крейсера, были измяты ударами об лед, но выдержали. И революционное разложение еще не успело сломать «сыгранность» команд – бунтов во время похода не было. Но судьба человека, обеспечившего драгоценную дисциплину при переходе, сложилась несчастливо.

Дело капитана Щастного

Походом руководил Александр Щастный, который при царе и Керенском успел дослужиться до капитана первого ранга. К командованию Балтийским флотом его привела великая русская смута.

Он играл важную роль – был своего рода «прокладкой» между обозленным на перемены офицерством и органами новой власти. Не прими Щастный решение вести флот в Кронштадт, ничего бы не произошло – лояльные новой власти матросы просто не справились бы самостоятельно с таким сложным переходом. Щастный обеспечивал лояльность офицерства – одной из двух необходимых компонент для успеха всего дела.

Например, он, как и большая часть офицеров, был в ярости, когда после Февраля революционеры разрушили систему иерархии в армии, введя выборность командиров. Но Щастный уже научился играть в эту игру, и когда большевики начали потихоньку возвращать единоначалие, публично выступал против, стремясь понравиться матросам. Кроме того, он обнародовал посылаемые ему секретные телеграммы Троцкого, которые могли выставить большевиков в глазах матросов в дурном свете, а командование флотом – в хорошем. А еще Щастный выдвинул лозунг «диктатуры Балтийского флота», что означало прямую и публичную конфронтацию.

Проблема Щастного была в том, что он был хоть и талантливым, но все-таки новичком. При этом против него сидели настоящие гроссмейстеры, закаленные десятилетиями подпольной борьбы. Большевики заметили политическую деятельность спасителя Балтфлота – и 27 мая арестовали его в Москве. Менее чем через месяц, 22 июня, он был расстрелян – многообещающую пешку удалили с доски, прежде чем она успела стать ферзем.

 

Источник:   vz.ru

Заставка: Ледокол «Ермак» wikipedia 

Перейти к рубрике ИСТОРИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.