О необходимости реформирования системы образования в целом

196

В рассуждениях о необходимости очередной реорганизации системы высшего образования, не поднимается вопрос о том, в каком состоянии находится реформируемый объект, в то время как эксперты отмечают несколько факторов, имеющих критическое значение для обеспечения качественного массового высшего образования:

1. Низкая степень подготовки абитуриентов. Система высшего образования работает с контингентом, который приходит из школы, а уровень подготовки школьников за последние 10-20 лет значительно снизился. В результате проблемой для студентов стало не только написание длинного связного текста, но даже чтение и понимание, что «не так» в принесенном длинном тексте. Стимул хорошо учиться существует только внутренний, т.к. стипендия у студентов – 2200 руб. или 4400 руб. («круглые» отличники).

2.Формализация и бюрократизация вузов. Основная их задача – выполнение KPI, неэффективность которых уже была доказана неудачей «Проекта 5-100», который был запущен в 2012 г. как пятилетняя программа (продленная до конца 2020 г.). «Проект 5-100» был направлен на повышение престижности российского высшего образования и попадание не менее пяти университетов в сотню лучших, другие цели – индекса цитирования научных статей, увеличение количества студентов-иностранцев до 15 % и увеличение количества преподавателей-иностранцев до 10 %. В результате, за 9 лет было освоено 80 млрд руб., но ни один участник проекта не вошел в топ-100 ни одного международного институционального рейтинга (для достижения других целей активно использовались публикации за деньги в «мусорных» западных журналах, привлечение преподавателей с казахским паспортом, массовый прием студентов из Таджикистана и т.д.). Закономерным итогом стало создание проекта-преемника «Приоритет-2030», с аналогичными KPI.

3. Несмотря на необходимость и значимость достойной оплаты труда профессорско-преподавательского состава (ППС), повышение средней зарплаты спровоцировало значительные диспропорции в оплате труда. Администрация (люди, не занимающиеся вплотную образовательным процессом) нарастила доходы в разы, зарплаты ППС остались на уровне неквалифицированной рабочей силы. Проводившиеся ранее исследования показали, что отношение доходов ректора и ППС достигали 46 раз, а ректоры госвузов получали зарплату в 1,2 млн долларов в год (на 1/3 больше, чем у руководители ведущих вузов мира). В результате преподавательская деятельность либо является подвижнической, либо становится единственной работой для людей, которые не имеют иной возможности заработать («лузеры»), либо не рассматривается как основная.

Эксперты считают, что вне зависимости от принципов, на которых будет строиться система образования («Болонские» или иные), для ее успешного функционирования и обеспечения необходимо решение указанных проблем. Специалисты уверены, что необходимо реформировать систему образования в целом (среднее и высшее) и обеспечивать преемственность подходов. При этом нужно делать ставку в управлении не на администрацию, а на научные коллективы. Также эксперты считают целесообразным введение предельного норматива в соотношении доходов администрации и ППС, который должен составлять не более 5-6 раз.

 

Источник:  t.me/russica2/

 

Заставка: minobrnauki.gov.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: