Социолог Мария Филь о принципах привлечения иностранных студентах в России



Мнение дня.

Привлечение иностранных студентов в российские вузы всегда было важной составляющей распространения культурного влияния, того, что называют «мягкой силой». Как известно, большое внимание этому уделялось в СССР, который пытался растить у себя элиты дружественных государств. Говорить об абсолютном успехе такой политики не стоит, однако весьма существенные достижения были. До сих пор в африканских и азиатских странах можно встретить местных жителей, знающих русский язык и имеющих положительное мнение о нашей стране, сформированное на собственном опыте.
Если сейчас иностранные студенты массово уезжают, надо понять, почему это происходит? Они сталкиваются с давлением со стороны властей своих стран, собственных семей, им стало дорого платить за обучение или это их личный выбор, связанный с идеологическими причинами? В каждой ситуации надо разбираться отдельно, проявляя внимание к конкретному человеку. По возможности, надо пытаться убедить изменить решение. Со стороны администрации вузов не должно быть равнодушия к этой ситуации, так как каждый иностранец, получивший образование в России, – это вклад в положительный имидж нашей страны.

Среди практических причин, побуждающих иностранных студентов уезжать домой в сложившейся ситуации, в первую очередь, называются сложности с оплатой за обучение и авиасообщением. Оба эти обстоятельства возникли не по вине российской стороны. Возможно, стоит предусмотреть субсидии на авиабилеты для студентов из дружественных стран, которые хотят продолжить учиться в России и рассрочку по оплате. Что касается студентов из стран недружественных, то их количество в нашей стране и до санкционного кризиса было ничтожно мало.

На мой взгляд, в сложившихся условиях необходимо не сокращать количество иностранных учащихся, а, наоборот, расширить информационные кампании о возможностях получения высшего образования в России, в первую очередь, в республиках Средней Азии и развивающихся странах по всему миру.

Надо делать акцент на наиболее востребованных в конкретных государствах специальностях: врач, учитель, агроном.
Возможно, даже стоит создавать квоты для обучения студентов-иностранцев на бюджетных отделениях, но при этом отбор должен осуществляться на основании открытого конкурса, чтобы максимально снизить коррупционную составляющую. Важно, чтобы учиться в Россию приезжали те, кто реально мотивирован получить знания.Понятно, что это создаст дополнительную нагрузку на бюджет, но ее можно компенсировать за счет сокращения количества малопродуктивных мероприятий, которых в деятельности вузов, как правило, достаточно.

Проблема потери русским языком статуса языка международного общения, после распада СССР продолжает нарастать. Нужно сформулировать современный ответ на вопрос: «Зачем сейчас иностранцу учить русский язык?» Вариант «на нем разговаривал Ленин» уже не котируется. Во главу угла должны быть поставлены практические соображения.

Однако идеологическую составляющую тоже нельзя сбрасывать со счетов. До потенциальных студентов из-за рубежа должно быть донесено, что Россия – страна, не имеющая колониального прошлого, опыта проведения этнических чисток и традиций расовой дискриминации, это – единственная страна в мире, которая является последовательным борцом с фашизмом во всех его проявлениях.

 

Источник:  t.me/russica2

Заставка:  pixabay

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.