Последняя книга императора



Почему Николай II в последние дни своей жизни читал Лескова?
Владимир Малышев
 

В июле исполняется очередная годовщина со дня зверской расправы большевиков над Николаем II и членами его семьи в Екатеринбурге. Царь-мученик был очень образованным человеком, его учили и воспитывали самые выдающиеся в то время в России преподаватели, читал он часто и много, литературу самого разного рода: исторические книги, жизнеописания и монографии, духовную литературу, французскую и английскую художественную литературу в оригинале, произведения русской классики.

Личная библиотека Николая II насчитывала более 15 тысяч экземпляров книг, непрерывно пополнялась новыми изданиями и имела свой экслибрис. Часто государь читал вслух Библию. Но что читал император, когда уже стал простым гражданином Романовым в последние дни своей жизни? Этим вопросом заинтересовался известный петербургский писатель, ныне уже покойный, Николай Коняев, автор книги«Что читал государь в Тобольске».

Изучая дневники императора, Коняев выяснил, что в свою последнюю осень и зиму Николай IIзапоем читал… произведения Николая Лескова. Читал и в Тобольске, откуда его вместе с семьей потом отправили на расправу в Екатеринбург.

Его книги ошеломили Николая II

«По дневникам видно, – отмечает Коняев, – что книги Лескова не просто увлекли государя. Похоже, Николая II ошеломила раскрывающаяся перед ним в произведениях писателя русская жизнь», которую он до этого так глубоко не знал. Вот почему в сентябре 1917 отрекшийся император читает Лескова рассказ за рассказом, роман за романом, том за томом…

Вот что записывает Николай II в дневнике: «13 сентября 1917 года… начал роман Лескова «Обойденные»… «16 сентября. Погода простояла совсем теплая. Приятно было ходить и работать во дворе. Кончил рассказ «Обойденные» и начал «Островитяне»…

«24 сентября. Вследствие вчерашней истории нас в церковь не пустили… Вечером начал читать вслух «Запечатленный ангел»…А 26 января 1918 года Николай записал: «Окончил чтение сочинений Лескова 12 томов…».

Но почему все-таки Лесков так ошеломил бывшего императора? Ведь, как следует напомнить, сегодня уже по достоинству оцененный писатель Николай Лесков в те времена был в немилости и у российских критиков, и у «прогрессивной» интеллигенции, не был он популярен и в тех кругах, в которых вращался сам император до отречения и своей высылки в Сибирь.

И это было не случайно. Лесков начал свою литературную карьеру в Петербурге в царствование отца Николая II – Александра III. Сотрудничает с разными газетами и журналами, поставляет в них очерки, репортажи, рассказы. Публикуя их под самыми разными псевдонимами, порой курьезными: Стебницкий, Николай Горохов, Кто-то, Проезжий, Любитель часов и т.п. В 1862 году в столице участились пожары, которые народная молва приписывала студентам. Лесков написал об этом статью, но ее смысл извратили, обвинив молодого писателя в том, что он будто бы сочинил на студентов донос. Все от него отвернулись. А тогдашний кумир молодых умов и либеральной интеллигенции Писарев вынес приговор: «Найдется ли хоть один честный писатель, который согласиться работать в одном журнале с Лесковым?».

Отверженный писатель

В результате Лескова отказывались публиковать многие журналы, образованное общество его отвергло. Обескураженный и разбитый Лесков был вынужден уехать за границу. То было время появления нигилистов, казалось модным находиться в оппозиции к власти, все, что она делает, отрицать, проповедуя «хождение в народ».

Однако Лесков, который к 35 годам сам исходил и объездил чуть ли не всю Россию, знал русского человека много лучше тех, кто никогда не покидал столицы. Он был уверен в бесперспективности революции и написал роман «Некуда», где эти самые нигилисты, которыми восхищалась «просвещенная молодежь», были изображены в карикатурном виде.

И это вызвало уже настоящую ярость радикалов, которые обвинили писателя в «клевете на молодое поколение» и стали его травить, называя Лескова «шпионом III-го отделения», будто бы написавшего роман по заказу жандармов. Возмущенный Лесков издал роман «На ножах», где изобразил нигилистов уже с неприкрытой ненавистью. Но чужим Лесков оказался не только для революционеров и «прогрессивной интеллигенции». В таких произведениях как «Некрещеный поп» или «Полунощники» писатель со злой иронией описал ту гнилость церковного официоза, сановную «набожность», которая действительно не смогла в час смуты встать на защиту России и Православия и рухнула в бездну…

«Оно не христианство», писал тогда Лесков о тогдашней российской церкви. Этой «неправильной», неправедной церкви Лесков противопоставил мир ангельских паломников, жизнь вдали, поиск Христа и истины вдали от суеты больших городов. Понятно, что это сделало его еще и неугодным для правившей тогда власти. В результате писателя уволили из министерства просвещения, где он проработал 20 лет на невысокой должности коллежского секретаря. Причем уволили без права на пенсию, что обрекало его на нищету. А его книга «Мелочи архирейской жизни» была изъята из всех библиотек, а шестой том собрания сочинений Лескова, куда она входила, сожгли.

Николаю Лескову принадлежит никем доселе не побитый рекорд: в России его обвиняли все и во всем. По обвинениям в его адрес можно составить полный «кодекс литературных преступлений».

«Причина непопулярности Лескова не столько в его разладе с основными течениями эпохи, сколько в неясности его стремлений, в корне благих, а в своих проявлениях туманных и бесплодных» – подытожил эти обвинения тогдашний литературный критик Николай Лернер.

Почему же тогда император читал в свои последние дни именно Лескова, которого в те времена многие клеймили и отвергали?«Владимир Маяковский, –пытается это объяснить Коняев, – говорил, дескать, Лесков рядом с Толстым был виден в большой телескоп. В принципе, это так, но дело тут не только в величине Л.Н. Толстого, а еще и в слепоте критиков, в той странной, выработанной в передовом обществе глухоте на самые главные русские проблемы. Невозможно найти писателя, который мог бы сравниться с Н.С. Лесковым тем глубинным знанием народной жизни, той красотой русского языка, тем обилием положительных народных характеров, которые мы находим на страницах лесковских произведений».

Мир святых и праведников

В своих романах, повестях и рассказах – «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» и т. д. Лесков создал целый «иконостас» святых и праведников, людей с мятущейся и тонкой душой, занятых поисками Бога и вечной истины. Волшебник слова и непревзойденный рассказчик, Лесков показывает пеструю галерею образов русских людей, благодаря которой его потом стали ставить в один ряд с Толстым, Тургеневым и Гоголем, называть самым национальным писателем России.

Иван Флягин в его «Очарованном страннике», например, настоящий былинный русский богатырь, в образе которого писатель показал нравственную и физическую силу русского человека, его душевную щедрость, любовь к Родине.

«Мне за народ помереть очень хочется», – говорит в итоге своих странствий Иван, в котором воплотились основные черты национального русского характера. Разве не эту же мысль повторил много лет спустя в «Белом солнце пустыни» кинематографический, даже внешне так похожий на него, таможенник Верещагин: «Мне за державу обидно».

Лесков вовсе не был «этнографическим писателем», каким его почему-то называют некоторые критики, старавшиеся его принизить. Как и Достоевский, показывая подрывную, разрушительную роль революционеров-нигилистов, называя их «мошенниками от нигилизма», разоблачая их, в то время как «прогрессивная общественность» ими восторгалась, Лесков пророчески предсказал трагическое будущее России. Первым это понял Лев Толстой, назвав Лескова «писателем будущего». «Читая его, чувствуешь Русь!» – восторгался он.

И, пожалуй, самую справедливую оценку дал Лескову Максим Горький: «Как художник слова Н.С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».

Ответ на мучительные вопросы

Именно поэтому, следует предположить, произведения Лескова, с которыми Николай II в полном объеме смог ознакомиться только под конец своей жизни, так поразили бывшего императора России. Читая их, он как бы заново знакомился с русским народом…

Мало того, в произведениях Лескова император-страстотерпец, наверное, и нашел ответ на вопрос, который, конечно, не мог его тогда не мучить после вынужденного отречения от престола: почему же в России произошла трагедия революции?

Ведь именно Лесков был одним из первых, кто задолго до нее в своих книгах пророчески предупреждал, куда заведут Россию «мошенники от нигилизма». Но Россия своего пророка не услышала, как не услышал его вовремя и сам Николай II.

Поэтому трагедия Николая IIв том, что и он, и его окружение, и правящая элита России, как, впрочем,и вся «передовая» интеллигенция того времени, русского народа не знали, совершенно его не понимали. И именно по этой, наверное, причине– страшном разрыве между народными массами и правившим классом и образованной часть.общества,–в нашей стране и случилась самая страшная в истории революция. Читая книги Лескова, потерявший власть император вдруг с пронзительной ясностью это понял.

«Книги, которые так по-настоящему и не прочитала Россия, торопился прочитать последний государь в свою последнюю осень», – отмечает Николай Коняев и в заключение с иронией спрашивает: «Интересно, кого читает сейчас в своем Тобольске М.С. Горбачев»? А в самом деле, кого? Лескова? Вряд ли…

Специально для «Столетия»
Источник:  stoletie.ru
Заставка:  wikipedia 

Перейти к рубрике ИСТОРИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.