О проблемах и надеждах науки

63

Валерия Касамара

Основным барьером, сдерживающим развитие науки в России, остается ее недофинансирование. По данным аналитического доклада ИСИЭЗ НИУ ВШЭ , динамика затрат на науку отстает от роста ВВП, что не позволяет ощутимо повысить наукоемкость национальной экономики, обеспечить достижение целей технологического развития страны. По этому показателю Россия находится в четвертом десятке стран мира. ”Расстояние” между Россией и мировыми лидерами по масштабам поддержки ИР (исследований и разработок) огромно: объем внутренних затрат на исследования в России меньше, чем в США почти в 15 раз, Китае — в 12, Японии — в 4 раза. По другой оценке — в расчете на одного исследователя — Россия отстает от США в 3,5 раза, Германии — в 3, Японии — в 2,3, Китая — в 2,2, Великобритании — в 1,6 раза. В частности, зарплаты российских ученых несопоставимы с ведущими странами (в США или Германии профессор в университете получает в 3–4 раза больше).

Технологическая зависимость российской экономики от импортных решений повышается. Причем она фиксируется даже в тех отраслях, где для этого нет никаких оснований (производство строительных материалов, логистика, портовое хозяйство, маркетинговые технологии и др.). ИР не стимулируются даже в тех секторах экономики, где уже есть научный задел и возможности для снижения технологической зависимости. Несмотря на возрастающий спрос на передовые технологии, масштабирования усилий по их разработке внутри страны не наблюдается, а доля технологий, приобретаемых за рубежом, напротив, растет.

На фоне позитивного общественного восприятия науки в целом личный интерес россиян к ее достижениям незначителен. Несмотря на невысокий в целом личный интерес к достижениям науки, россияне проявляют интерес к политике государства (55% респондентов) и даже готовность поступиться материальным благополучием ради получения значимых научных результатов (11%). В стране есть потенциал для роста вовлеченности населения в науку. Спрос на российских ученых в мире растет, поэтому усиливается необходимость конкурировать за их закрепление в стране на уровне международных стандартов.

Отсутствие стимулирующих мер может привести, по оценке НИУ ВШЭ, примерно к 20% сокращению внутренних затрат на исследования, что будет иметь необратимые последствия для российской науки и создаст угрозы для национальной безопасности. В таком случае национальную цель по обеспечению присутствия России в десятке ведущих научных держав, обозначенную в Указе No 474, вряд ли удастся достичь.

Переформатирование политики в сфере науки и технологий планируется провести в том числе в рамках разрабатываемой в настоящее время Правительством РФ долгосрочной Стратегии социально-экономического развития. В документе будут определены ”направления главного удара” — конкретные цели, задачи, результаты на период до 2030 г.; представлены паспорта отраслевых стратегий и важнейших инициатив по каждому направлению.

Утверждены пять стратегических направлений (и пять рабочих групп, ответственных за разработку блоков Стратегии) — “Новая высокотехнологичная экономика”, “Агрессивное развитие инфраструктуры”, ”Новый общественный договор”, “Клиентоцентричное государство”, “Национальная инновационная система”. В основу заложен проектный подход к управлению, который ранее на таком уровне стратегического планирования в России не использовался. Проекты предусматривают ”быстрые победы” (в течение текущего года), решение больших межведомственных (до 2023 г.) и долгосрочных стратегических задач (до 2030 г.). Приоритет будет отдаваться прорывным инициативам. Верим!

 

Источник:  t.me

 

Заставка: Изображение атома — символ науки  wikipedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: