«Каждое слово чудака Суворова чтится, как Евангелие…»



Говорить о почитании Александра Васильевича Суворова и его вкладе в Русскую культуру, в основе которой лежит христианская традиция, нельзя без свидетельств очевидцев, его современников.

Генерал Вильгельм Христофорович Дерфельден, его соратник, зафиксировал в своём наблюдении, которое сделал в сражении на реке Треббии (1799 год), что каждое слово «непонятного чудака… чтится, как Евангелие». Что это, как не народное почитание? Как простой народ, ставший под ружьё, мог так беззаветно верить князю, что воспринимал его слова наравне с Писанием, с Благой вестью?

По моему мнению, подобное сравнение не случайно.

«Молись богу! От него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит – он нам генерал!», говорит Александр Васильевич в «Науке побеждать». Что это, как не проповедь Христова?

Суворов никогда не называл свою «Науку..» евангелием, это правда, но от этого христианская проповедь на её страницах не умаляется ничуть.

Барон Карл Густав Армфельдт, несколько раз встречавшийся с Суворовым в Праге (1799 год), в своих воспоминаниях об этих встречах писал: «Господа, не английские деньги, не русские штыки, не австрийская кавалерия и тактика, не Суворов водворят порядок и одержат победы с желанными последствиями, а справедливость, бескорыстие, которое внесут в политику, прямота, благородство и порядочность, привлекающие сердца — вот чем можно достигнуть всего».

Прямота – это ли не искренность, которую иначе можно назвать беззащитностью души? Вспоминается «будьте, как дети».

Благородство, определяемое, как высокая нравственность, самоотверженность и честность, великодушие, рыцарство, возвышенность и даже святость.

Порядочность – порядок, как отсутствие хаоса.. Так ведь Мир сотворён Богом в порядке, который наука до сих пор определяет, как законы мироздания (или физики – кому как удобнее).

Таким образом, даже совет политического устройства насквозь пропитан проповедью Христовой.

Для полноты картины, сыграем на антитезе Евангелия от Толстого и «Науки побеждать». Уподобление апостолу с одной стороны и самоуничижение перед Творцом, с другой.

Вот и выходит, что не каждый, кто в культуру делает вклад, признаваемый элитой, своими творениями ведёт ко Христу.

«Истинные праведники всегда помышляют в себе, что недостойны они Бога, и самое то, что они истинные праведники, дознается из того, что они признают себя окаянными и недостойными попечения Божия и исповедуют сие тайно», как говорит Преподобный Исаак Сирин.

Разумеется, что прошедшие два с лишним века многое изменили в восприятии русского человека. Нет резона говорить об изменении сознания человека, ведь даже алфавит наш изменился, равно как и смысл многих слов. Многие слова перестали существовать, а в месте с ними и сокрытая в них суть, но военная наука Суворова стала армейской традицией и прошла неизменной через столетия.

В 1943 году по приказу Иосифа Виссарионович Сталина были основаны суворовские военные училища. Первые выпускники СВУ, которые ещё живы, собираясь поют неизменное: «Мы правнуки Суворова, мы Сталина сыны».

Благодаря суворовской воинской закалке, переданной через традицию, российская армия на сегодня, пройдя все невзгоды «эпохи перемен», продолжает оставаться оплотом государственности нашей Богом хранимой Родины.

А значит не далёк тот день, когда мы услышим: «Батюшка Александр, моли Бога о нас!».

С уважением,

Кандзюба Евгений Владимирович,
выпускник Московского суворовского военного училища 1990 года,
преподаватель кафедры «Сетевые информационные технологии и сервисы»
Московского технического университета связи и информатики

 

Источник:  .mccvu.ru

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.