Будут ли «скакать» российские студенты?

196

Большой авторский коллектив, состоящий из членов международного научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований (РИСИ) и фонд «Русский предприниматель» (Екатеринбург) разработали аналитический доклад «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления». Труд разработчиков – это критический анализ состояния образовательной системы в России, сложившейся в последние годы. Мы приводим здесь основные тезисы, которые раскрывают видение проблем и пути их решения, предлагаемые авторами доклада.

…Образовательная политика осуществлялась вопреки национальным интересам, а после принятия в декабре 2015 года «Стратегии национальной безопасности РФ», в которой был обозначен вектор, ориентирующий на традиционные ценности, стало ясно, что образовательная политика последнего десятилетия стала внутренней угрозой национальной безопасности.

При анализе ситуации выясняется, что, по сути, система образования РФ готовит «майдан» за государственные деньги. Можно сказать, что киевский Майдан подготовил украинский учитель. Вопрос теперь в том: когда наши студенты «заскачут»?

Первые симптомы неблагополучия в воспитательной сфере уже налицо. В конце 2015 года студентка философского факультета МГУ Варвара Караулова пыталась сбежать в ИГИЛ. Вслед за ней подобную попытку сделала студентка другого престижного столичного вуза Ирина Бабыкина. А сколько наших студентов и выпускников просто мирно уезжают, только не в ИГИЛ, а на Запад? Уже допущены серьёзные пробелы в духовно-нравственном и патриотическом воспитании.

В подростковой субкультуре широко распространяются символы экстремистских движений. Подростки используют их бездумно, не понимая значения, не зная происхождения и смысла, но взрывной потенциал символов подобен энергии заложенной мины, которую только нужно привести в действие.

Проявляются недочёты 10–15-летней давности. Эти явления – результат недобросовестной и непрофессиональной или прямо враждебной деятельности. Естественен вопрос об устойчивости массового сознания молодежи к экстремистским проявлениям, и о тех органах, которые призваны эту устойчивость формировать. Одно из главных мест встречи подростка и молодого человека со «значимым взрослым» – школа. Поэтому именно школа должна реально отвечать
за патриотическое, семейное и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи.

Образование сегодня должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность, быть не только материалом и ресурсом социального производства, но стать подлинным субъектом культуры и исторического действия.

Сегодня ни школа, ни вуз не решают в полной мере задач формирования исторического мышления. Исторический процесс предстает перед учащимися как набор дат, имен, событий. Такое преподавание не позволяет уловить смысловую связь событий истории, понять закономерности исторического развития.

В гуманитарном образовании особое место занимает изучение родного языка. Исследования показывают, что расширение пласта общеупотребительной лексики происходит за счет просторечных слов, тюремно-лагерного жаргона, англицизмов и компьютерного сленга социальных сетей. Более всего обращает на себя внимание нарушение логики речи, деформация стилевых пропорций, несвязность высказываний.

Представителями психолого-педагогического сообщества, а также родительской общественностью много раз было отмечено излишне большое количество часов, отведённого для изучения иностранных языков в Базисном учебном плане и деструктивное содержание ряда учебных пособий для школьников по английскому языку. Всё это способствует приобщению обучающихся к т. н. «западным» ценностям, резко противоречащим базовым национальным ценностям и отечественным традициям, что препятствует адекватному развитию и воспитанию личности гражданина России.

Наряду с углублённым изучением за государственные деньги иностранных языков, продолжение курса Болонского процесса процедурно облегчает и мотивирует отток из России лучших квалифицированных кадров за границу, что делает российскую систему образования в итоге малоэффективной для своей собственной страны. Процессы иммиграции связаны, кроме потери кадров, порой и с такими негативными процессами, как утечка секретной информации, передача российских
технологий геополитическим конкурентам и потенциальным противникам. В дальнейшем может наблюдаться заметное ослабление интеллектуальной элиты страны, научно-техническое и технологическое отставание, деградация экономики.

Генерируемая в настоящее время в системе образования деформация гуманитарной сферы – прямая угроза целостности и адекватности мировосприятия подрастающим поколением, а, следовательно, в ближайшей перспективе создает благоприятную почву для успешного применения технологий управляемого хаоса, этого опасного оружия современной консциентальной войны (войны с сознанием).

Как представляется, для исправления ситуации в первую очередь необходимо разработать новую концепцию преподавания русского языка и литературы, которая должна быть ориентирована на их классическое начало. Необходимо увеличить число часов на изучение русского языка и литературы и ввести строгий отбор рекомендованных произведений с ориентацией на русскую классическую литературу как хранительницу высоких эстетических норм и нравственных воспитательных образцов.

Современное российское образование не является семейно ориентированным.

Учебный курс, рассматривавший проблемы формирования и развития семьи, в начале 1990-х годов был выведен из Базисного учебного плана школ.

Главная проблема построенной сегодня системы управления российским образованием заключается в том, что стратегическое мышление в ней не проявлено. В такой ситуации практика управления основывается на неосмысленном выполнении поручений и предписаний вышестоящего руководства, без учёта смыслов,
сущности и целей этих поручений. В теории управления такая практика известна. Это практика управляемой деконструкции объектов, она применяется для разрушения систем, подлежащих уничтожению.

Современная российская система образования неэффективна ещё и по причине дисбаланса финансирования между системами управления и надзора и собственно образовательными учреждениями. Контрольно-надзорная система за последнее время непропорционально разрослась, в то время, как многие образовательные учреждения были расформированы и закрыты в ходе оптимизации. Таким образом, штат управленцев от образования и их оклады выросли пропорционально числу уволенных педагогов и преподавателей.

Современные отечественные реформаторы «стратегии» не видят дальше 10 или 15 лет, тогда как стратегия – это вектор, ориентированный на абсолютные цели, который не изменятся через 50, или 100 лет.

Наблюдается разрыв между ценностными и целевыми ориентирами. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.» декларирует ценности, но не указывает цели, как их достичь и удержать, а «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» формулирует цели развития образовательной системы в полном противоречии с базовыми ценностями. Это дезориентирует практиков и управленцев, создаёт почву для лицемерия и двойных стандартов в профессиональном педагогическом сообществе.

Один из важных факторов угрозы национальной безопасности связан со стремлением США и его партнеров сохранить доминирование в мире через повсеместное насаждение модели глобализации по образцам западной цивилизации как единственного центра глобального управления. Модель российского образования
является частью проекта по созданию глобальной образовательной модели, выстроенной по заказу западных финансово-политических институтов.

В связи с этим перед современным российским обществом и государством стоит важная и ответственная цель – изменение парадигмы образования. Не имеет смысла нынешнюю систему образования в России обновлять и реконструировать. Её нужно менять. Монополизм либеральный нужно менять монополизмом
патриотическим.

Патриотически ориентированная национальная идея России, по словам нашего Президента, – это сама Россия, ее люди, соединенные общим призванием хранить Отечество и сообща созидать наше общее будущее, утверждать его трудом на историческом поприще отцов и дедов.

Мы должны развивать именно своё, основанное на многовековых традициях образование, и выводить его на качественно новый уровень. В этом случае нам необходим поиск принципиально новой системы образования…

_____________________________________________________________________________________________

Недавняя смена министра образования, по данным «РР», произошла, в том числе, из-за появления именно этого доклада. Поэтому мы попросили рассказать о его предыстории президента фонда «Русский предприниматель», члена регионального отделения в Свердловской области политической партии «Гражданская платформа» Сергея ПИСАРЕВА.


– Каким образом тема образования оказалась в сфере внимания фонда «Русский предприниматель»?

– Эта тема вообще началась в Екатеринбурге. Занимаясь проблемами детства, школы, образования, мы случайно вышли на проект «Форсайт‑2030». Стали изучать
его и, к своему ужасу, увидели там просто пугающие вещи, в т. ч. план, согласно которому к 2030 году все дети должны быть чипированы. Совместно с родительской
общественностью мы проделали большую протестную работу, чтобы этот проект не попал на Госсовет, где его должны были утвердить. Кроме протестов, приступили к разработке альтернативного проекта и этот труд является, по сути, окончанием начатой тогда работы.

В 2015 году я обратился к директору РИСИ Л. П. Решетникову с предложением о сотрудничестве. Была создана рабочая группа на базе Международного научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности при РИСИ, который возглавляют митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий и д. п. н., профессор Слободчиков В. И., – и вот теперь эта работа завершена. Мы очень рады, что она оказалась не напрасной.

Очень важно, что этот профессиональный анализ ситуации в отечественном образовании пошел наверх, обсуждается и уже используется. Например, прошла тема
о перекосе в сторону управленческого аппарата. О том, что надо освободить учителей от массы отчетности, сократить лишнее количество учебников по истории
и другим предметам. На самом высоком уровне уже сказано, что школа должна не только давать образование, но и заниматься воспитанием и т.д…

– Мы слышали, что эта работа оказала определенное влияние на кадровую перестановку в министерстве образования. Можете ли вы прокомментировать эту
информацию?
– Конечно, нет…

__________________________________________________________________________________________________________

C полным текстом доклада и новой моделью образования можно ознакомиться на сайте «Россия – Ноев ковчег» http://rnkconcept.ru/20643

 

http://www.gosrf.ru/mag/rr127/index.html#p=62

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: