А мне можно воображать?

167

Вести образования

 

«Ну ты и фантазер!» – уверена, что каждый прочитал эту фразу с разной интонацией. Кто-то восхищен очередной выдумкой, а кто-то считает, что любая фантазия – это прямой путь ко лжи. И тут возникает вопрос: И тут возникает вопрос: зачем детям фантазировать? Как фантазии смогут помогают ребенку усвоить информацию?

В детстве я сама очень любила воображать, так в третьем классе и родился первый сборник моих сказок, где оживший кактус путешествовал в разные таинственные страны, а отважный лягушонок изучал мир вокруг себя, попадая в сложные ситуации. Сейчас я работаю с детьми, которые поначалу даже боялись проявлять какую-то фантазию: ведь детство уже прошло, надо вести себя серьезно. Насколько ошибочно и стереотипно это суждение, и как губительно его влияние на ребенка!

Урок русского языка. Задание: составить текст-повествование. Ребята задают вопросы:

– А можно я придумаю место, где будет находиться герой?

– Имя я могу придумать?

– А событие обязательно должно быть реальным или я могу придумать его?

Ответив на все вопросы, я понимаю, что фантазия ребят буквально прячется в норке, как маленькая мышка, и, выглядывая, проверяет, насколько здесь безопасно. Дети буквально задают вопрос: «Можно мне воображать или нет?» Забегая немного вперед, могу сказать, что мы практически побороли эту боязнь и выдумываем, насколько хватает творческих сил. Мое мнение очевидно – ребенку обязательно нужно фантазировать. Медиадеятельность напрямую связана с волшебством воображения. «Воображение – это способность посмотреть на вещь, ситуацию, другого человека, на себя самого больше, чем одной парой глаз» (В.Кудрявцев). Сила фантазии может помочь ребенку посмотреть на ситуацию, учебное задание, текст совершенного иным взглядом, не просто по образцу. Соответственно и действовать ребята тоже могут по-разному, выбирая именно свой путь решения проблемной ситуации.

Практически во всех учебниках существует некий образец, по которому ребята должны выполнить задание. Именно поэтому детям невероятно сложно работать, не имея шаблона, используя только собственное видение и знание.

Медиадеятельность же помогает ребенку выплеснуть свою фантазию, проявить способности, найти свой путь усвоения информации. Казалось бы, какое влияние фантазия оказывает на усвоение информации?

Вспомним, как родитель объясняет ребенку решение самых простых примеров: «Давай представим, что у Пети 2 апельсина, а у Маши 3. Сколько всего апельсинов у ребят вместе?» Что ж, ключевое слово здесь «представим». Мы предлагаем ребенку вообразить что-то, включить фантазию, чтобы справиться с задачей. Именно поэтому взрослый просто обязан поощрять фантазию ребенка, укреплять ее, возможно, даже фантазировать вместе. Ведь она помогает ребенку изучить мир вокруг, познать не только себя, но и окружающих людей.

Во время занятий с пятиклассниками мы много времени уделяем созданию текстов, причем разной направленности: от реальных событий до вымышленных ситуаций. Интересно отметить, что поначалу им было невероятно сложно придумать текст объемом всего в один тетрадный лист, но уже через несколько месяцев ко мне подошел мальчик и гордо сказал:

– Вот смотрите, я написал книгу. Вы можете прочитать и сказать свое мнение?

Он вручил мне тетрадь, исписанную наполовину, но это была не обычная тетрадка, мы смотрели на нее совсем другим глазами, взглядом автора и редактора.

Фантазия – это очень хрупкая способность, но такая продуктивная и нужная для ребенка. Взрослый может как помочь ребенку ее развить, так и загубить, не дав развиться. Хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые я активно использую в работе с ребятами:

  • проявляйте интерес к работе (идее) ребенка: расспрашивайте, уточняйте детали, цвета и так далее;
  • попробуйте присоединиться к фантазии, но чтите границы, устанавливаемые ребенком: можно попробовать повоображать вместе, только если ребенок принимает это, если же ваши домыслы «портят» его историю, то нужно отступать;
  • хвалите ребенка: обратная эмоциональная связь необходима, видя искреннюю заинтересованность, желание творить только возрастает.

Но будьте искренны! Нет ничего хуже фальшивой заинтересованности в чем-то. А ещё я уверена, что взрослым и самим не помешает почаще включать воображение и фантазировать. Каждый из нас хоть раз в жизни хотел куда-то убежать, скрыться от всего мира. Так почему же не сбежать в мир фантазий? Воображение может спасти нас от внутреннего выгорания. И как здорово разговаривать со взрослым, который может хоть иногда позволить себе побыть тем самым фантазером.

Ирина Царёва, учитель русского языка и литературы, руководитель и преподаватель пресс-центра школы № 1798, магистрант МГПУ направления «Образовательная медиадеятельность»

 

 

Заставка:pixabay

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: