“Агенты Путина”: нелепая отмена русской культуры и противостоящий ей здравый смысл

206
С начала спецоперации на Украине в мире не утихают споры о том, “виноваты” ли российские деятели культуры – живые и мертвые – в “агрессии против Украины”. Набирающая в последние годы обороты так называемая “культура отмены” вышла на принципиально новый уровень.
Французский художник Поль Гоген, немецкий композитор-романтик Рихард Вагнер, американский актер Джонни Депп, южнокорейский k-pop певец Сынни (Ли Сын Хён) – что объединяет всех этих людей? В разные годы и по разным причинам всех их, так или иначе, было решено “отменить”, вычеркнуть из культуры одной страны или всего жанра. В любом случае, гневу критиков и обывателей предшествовало какое-нибудь громкое заявление или скандал, связанный с личной жизнью или общественным порицанием.
Чудовищные, с точки зрения современной морали, поступки Гогена на экзотических островах, оголтелый антисемитизм Вагнера, громкий развод Деппа с актрисой Эмбер Хёрд и уголовное дело Сынни временно или навечно запятнали их творческую репутацию. Депп, например, лишился роли во франшизе “Пираты Карибского моря”, которая, не побоимся этого обобщения, всем обязана именно ему, а под каждым полотном Гогена, которому, впрочем, уже все равно, Национальная галерея Лондона размещает обличающий текст.
Но та отмена, которая коснулась в эти 12 месяцев после 24 февраля 2922 года российских представителей культуры – актеров, дирижеров, музыкантов, режиссеров, хореографов – не имеет ничего общего с личной ответственностью и виной. Под так называемую отмену попадают все – по имени и паспорту, кроме, разумеется, “хороших русских”, хотя иногда и они попадают под горячую руку.
С самого начала спецоперации в феврале прошлого года концерты Валерия Гергиева, Дениса Мацуева, Анны Нетребко и других российских звезд отменили во всем “цивилизованном” мире. Прославленного дирижера Гергиева отстранили от должности главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра из-за отказа выразить позицию по поводу происходящего, Эльбская филармония в Гамбурге приняла решение об отмене запланированных на весну концертов с его участием, Баварская государственная опера также отменила сотрудничество.
При этом сам дирижер поначалу не давал никаких комментариев и не делал никаких политических заявлений. Подобная ситуация произошла и с сопрано Анной Нетребко, которая до сих пор остается в Европе и сохраняет молчание. Последние годы Нетребко жила и выступала в Европе, и считается российско-австрийской оперной певицей. В начале спецоперации многие европейские театры не захотели ее видеть, назвав “агентом влияния Путина“, хотя сама певица все еще хранила молчание. Высказаться она решила уже в начале лета, осудив военные действия, и тогда спектакли с ней отменили уже в России, в частности, в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.
Европа Нетребко простила. Ее возвращение на оперную сцену Монте-Карло встретили бурными авациями, а организатор спектакля глава Berin Iglesias Holding Максим Берин написал:
“Зрители с огромным почтением, уважением и любовью относятся к российским звездам, Залы заполняются практически всегда на 100 процентов. Культура объединяла, объединяет и будет объединять людей всех взглядов и национальностей на разных континентах. Это должно остаться, особенно в такое непростое время. Людям нужно душевное спокойствие и равновесие, и культура способна это дать”.
Впрочем, волновали ли на самом деле простую европейскую публику взгляды Нетребко и ее отношение к президенту Путину, остается большим вопросом.
Постепенно возобновили выступления российского меццо-сопрано Василисы Бержанской, баса Ильдара Абдразакова и сопрано Анны Денисовой. Уникальный человек в Европе, который сам говорит, что воюет “с охотой на ведьм” – директор миланского театра La Scala Доменик Мейер, который не только вернул на сцену российских солистов, но и добился того, что сезон открыла историческая опера Модеста Мусоргского “Борис Годунов”. Под зданием пыталась митинговать небольшая группа недовольных, но премьеру посетило высшее руководство страны и протест стих сам собой.
В интервью Украина.ру известный российский скрипач Пётр Лундстрем рассказал историю пианиста Александра Романовского – едва ли не первую из громких скандалов с отменой. Александр родом из Днепродзержинска (Днепропетровская область), вырос в Харькове, последние годы преподавал в Лондонском Королевском музыкальном колледже. Весной прошлого года, вместе с Лундстремом, Романовский побывал в Мариуполе, где они исполнили Сонату e-moll для скрипки Людвига ван Бетховена перед зданием разрушенного драмтеатра. Колледж отреагировал мгновенно: Романовский был отстранен от преподавания, а его концерты в Великобритании – отменены.
“Вы точно знаете, что мы съездили в Донбасс с моим другом, гениальным пианистом Александром Романовским, и вот, хотя он и русский человек, вырос в Харькове, но тем не менее он лишился работы в Лондоне и, конечно же, будут и дальнейшие последствия. Но он прекрасно понимал, на что он идет”, – рассказал Лундстрем.
Необыкновенная история произошла и с российско-бельгийским скрипачом-виртуозом Вадимом Репиным. Греция была одной из первых стран, оголтело поддержавших идею запретить всё русское в феврале прошлого года. Министр культуры Лина Мендони запретила исполнять сочинения русского композитора Петра Чайковского и сотрудничать с культурными организациями из России, но всё пошло не по плану…
В декабре Государственный оркестр Афин пригласил Репина выступить на мероприятии в честь восьмидесятилетия оркестра, и, несмотря на все запреты, он сыграл именно Первый концерт Чайковского. Греческие зрители не отпускали скрипача со сцены до того момента, пока концерт не прозвучал еще один раз. Местные обозреватели сообщают – концерт в Афинах стал главным культурным событием Греции за долгое время.
“Отменить”, впрочем, пытались не только живых деятелей культуры. Чайковский, Сергей Рахманинов, художники-передвижники, советские писатели, композиторы, режиссеры то и дело оказываются под запретом. Относительно “повезло” только тем великим мастерам, которые в имперскую или советскую эпоху родились на территориях нынешний Украины: композитора Дмитрия Бортнянского, художников Архипа Куинджи и Ивана Айвазовского, актера Леонида Быкова и писателя Владимира Короленко теперь в “цивилизованном” мире называют исключительно украинцами, а значит – время их “отмены” пока не пришло.
Заставка: pixabay
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: