В Красноярске чистый воздух днём с углём не сыщешь

212

Алексей Бондарев

В последние годы горожане всё чаще видят в метеосводках три буквы – НМУ, что означает «неблагоприятные метеоусловия». Или полное отсутствие ветра, при котором весь смог, производимый Красноярском, повисает над ним плотной пеленой. Так было практически весь февраль. Однако анализ ситуации свидетельствует о том, что в ближайшие годы для Красноярска ничего радикально не изменится: крупные предприятия никуда не переедут, массового перехода на электрокары не случится. Более того, нет хороших новостей даже от климатологов. Они говорят, что снижение скорости ветра – это устойчивая тенденция в Сибири.

Эхо индустриализации

Экологические проблемы Красноярска уходят корнями в середину прошлого века. Во время Великой Отечественной войны за Урал эвакуировали многие промышленные предприятия. Затем в 1960–1970-х годах в ходе индустриализации Сибири их число ещё увеличилось. В Красноярске появились алюминиевый, шинный, каучуковый, фармакологический, машиностроительный, химико-металлургический, холодильниковый, деревообрабатывающий и несколько других заводов. Плюс нефтебаза, судоверфь и речной порт. О вопросах экологии в момент строительства вообще никто не думал. По данным на 1990 год, объём выбросов от работающих предприятий составлял 244 тыс. тонн.

В пореформенный период многие из них закрылись. На 2021 год объём промышленных выбросов в Красноярске оценивался уже в 108 тыс. тонн. Тем не менее жители города облегчения не ощущают. Появились новые обстоятельства, например частный бизнес, которого не было в СССР. А это небольшие предприятия, склады, асфальтовые заводы, шиномонтажные мастерские и прочие автономные источники теплоснабжения. К этому добавился доступный для широких слоёв населения личный автотранспорт: число автомобилей в Красноярске оценивается в 430 тыс. единиц. В совокупности они заместили объём выбросов, сократившийся после закрытия крупных предприятий.

В тесноте и в обиде

Будучи городом-миллионером, Красноярск довольно компактен по своей площади. Он протянулся вдоль обоих берегов Енисея. Вокруг расположены горы, что ухудшает вентиляцию, если нет ветра. Кроме того, близость Красноярской ГЭС и огромная, трёхсоткилометровая полынья приводят к повышенной влажности воздуха зимой. Испарения дополнительно «запирают» смог наверху.

«Радикальных изменений в плане улучшения качества атмосферного воздуха в городе в перспективе трёх-пяти лет ожидать не стоит. Для этого пока нет серьёзных оснований».

Руслан Шарафутдинов | директор Института экологии и географии Сибирского федерального университета, кандидат наук Руслан Шарафутдинов
директор Института экологии и географии Сибирского федерального университета, кандидат наук

– Динамика природных процессов, к сожалению, также не позволяет рассчитывать на значимый рост скорости ветра, который действительно является спасением для жителей не только Красноярска, но и Ачинска, Минусинска. Скорость приземного ветра в течение 1936–2020 годов на всей территории России имела тенденцию к уменьшению при увеличении повторяемости слабого ветра и уменьшении повторяемости более сильного, – сообщил «Октагон.Сибирь» директор Института экологии и географии Сибирского федерального университета, кандидат наук Руслан Шарафутдинов.

Газовые грёзы

Многие жители города ждут, когда в Красноярск протянут магистральный газовый трубопровод. «Сила Сибири – 2», о сооружении которой давно говорит «Газпром», должна пройти в нескольких десятках километров от краевой столицы. Регион готов финансировать строительство ветки до Красноярска. В теории газ заместит уголь в схеме теплоснабжения Красноярска. Три крупных ТЭЦ – одни из основных загрязнителей воздуха в городе. Также на газ возможно перевести частный сектор. Но претворение этого плана в жизнь может вызвать множество вопросов.

Во-первых, газ при всех затратах на транспортировку в разы дороже, чем уголь, добываемый в расположенном рядом Канско-Ачинском бассейне. Во-вторых, у ТЭЦ есть хозяин – Сибирская генерирующая компания, аффилированная с Сибирской угольной энергетической компанией, которая этот уголь и добывает. 50–70 процентов себестоимости электрической и тепловой энергии занимает топливная составляющая. Угольная генерация крайне привлекательна для Красноярска в силу низкой себестоимости угля.

Другое дело, что она на современном этапе требует более внимательного отношения к решению экологических проблем, которые создаёт. Общественный запрос со времён советских пятилеток сильно изменился.

К сожалению, перевод угольных ТЭЦ Красноярска на газ не спасёт город от «чёрного неба».

Вообще, если говорить о газификации Красноярска и всего края, то замыкаться на переводе угольных ТЭЦ на этот вид топлива не слишком разумно. В угольной генерации есть большой резерв для снижения объёма выбросов, уверен профессор Политехнического института Сибирского федерального университета Евгений Бойко.

Не смотри наверх

Причин «чёрного неба» в Красноярске множество, а потому единого, универсального рецепта борьбы с ним нет. Работать, уверяют специалисты, надо по нескольким направлениям. Например, улучшать дорожную сеть, чтобы сократить число пробок – автомобиль на холостом ходу дымит сильнее всего. Во-вторых, сокращать печное отопление – расселять частный сектор или переводить его на более чистые виды топлива. В-третьих, уходить от скученной жилой застройки. И, разумеется, продолжать оказывать общественное давление на предприятия, чтобы они вкладывались в модернизацию мощностей.

– Проблемы с воздухом в городах Красноярского края не решить без поддержки Правительства России. Такой вывод обусловлен двумя факторами. Во-первых, в нашем регионе слишком переплетены интересы разных структур. Во-вторых, современное государственное устройство России не позволяет на региональном уровне самостоятельно решать такие вопросы, – поделился своим мнением председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский.

 

 

Источник: octagon.media

Заставка: wikimedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: