Александр Давыдов, Сергей Писарев. ГОРОД БЕЗ ИМЕНИ. ч.1

497

Часть 1.

Имя — главный символ, имя раскрывает суть города. Наш город зовется Екатеринбург, но от Собора святой Екатерины отказался, и имя святой Екатерины потерял. Сейчас у города имя пустое – «город неизвестной Кати». На новое имя уже идет кастинг. Кто-то предлагает в символы города Шигирский идол, кто-то — Ельцин-центр.

 

Для победы в войне с западом страна перестраивается, возвращает семью и традиции, восстанавливает духовные фундаменты, связь времен. Трудно городу «неизвестной Кати» стать опорой страны, и не стать центром либерализма. Если всем городом восстановим взорванный Собор, то вернем 300-летнюю духовную опору города – имя святой Екатерины, получим рычаг для превращения города в опору страны.

 

Небесная покровительница связывает поколения горожан через столетия, создает единство 300летнего города. Стыдно встречать юбилей городу, отказавшемуся от своего имени, повисшему в безвременье. Невозможно жить в городе без изначального символа чести, верности, красоты и совести – святой Екатерины.

 

 

Почему Екатеринбург был городом святой Екатерины

 

Когда в 1723 году называли город, то конечно хотели увековечить память императрицы Екатерины. Но город назвали не в честь живой императрицы, а в честь святой великомученицы Екатерины Александрийской. Город и императрица названы именем одной святой.

 

Чтобы назвать именем святой — крестят, или освящают. Освящение-крещение города — это постройка храма во имя святой. В 1723г. был заложен Екатерининский Собор, изначальный, любимый и самый посещаемый храм города. Собор давал право городу носить имя святой.

 

Аналогичная история была с  Санкт-Петербургом, в переводе – «городом святого Петра». Город назвал Петр, чтобы помнили его имя, но назван город именем не императора Петра Великого, а святого апостола Петра. Петр Великий и город СПб имеют одного святого, именем которого названы. Освящением-крещением города, и правом городу носить имя святого Петра – является постройка Петропавловского собора, заложенного в 1703г, в год основания СПб.

 

Важно, что император Петр назвал города СПб и Екб именем апостола и святой, а не себя и императрицы. В то время и не могли назвать город именем живого человека. Живой — не святой, неведомо что случится у него при жизни, и что вылезет сразу после смерти.  Назовешь не тем именем, а население города потом позора не оберется. Потому наш город тоже назван именем святой. Приставку Санкт к Екатеринбургу не пришлось приделывать, всем было очевидно, что это имя святой, а не императрицы.

 

Марта Скавронская крестилась, чтобы стать женой Петра Великого, и ей дали имя святой Екатерины. Потом основали город, и дали ему тоже имя святой Екатерины. Наш город не Мартобург, а Екатеринбург. В память императрицы, но не в ее честь. По имени святой Екатерины.

 

И императрица, и переживший ее город при крещении получили одного покровителя, — святую великомученицу Екатерину Александрийскую, упорную, убедительную и прекрасную святую женщину с очень сильным характером. «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Имя важно, имя определяет суть города.

 

 

Развилка пути: «Город святой Екатерины» или «Катин город»?

 

Истории именования СПБ и Екб схожи. Существенное отличие возникло позже. Петропавловский собор в Ленинграде сохранили, а Екатерининский собор в Свердловске — взорвали. Почему важен храм для имени города? Святой жив, ему можно молиться, его можно просить, он выполняет просьбы.

 

Город строит храм во имя святого, где молятся святому на каждой службе, где прихожане любят и чтут своего святого. Храм с прихожанами в веках поддерживает связь города и святого. Только храм дает основание городу носить имя святого по праву. Нет других оснований городу носить имя святой Екатерины.

 

Большевики лишили город имени святой Екатерины насильно. Они назвали город «Свердловском», чтобы стереть память о святой Екатерине, как впрочем, и об императрице.  В процессе переименования Екатерининский Собор стал проблемой, он стоял в центре и упрямо не давал забыть святую. Имя организатора местного террора Я.М.Свердлова не выдерживало конкуренции с именем святой великомученицы Екатерины. Поэтому в 1930м большевики взорвали Собор, несмотря на его культурную ценность. Видимая связь города со святой исчезла, и имя «Свердловск» утвердилось. Коммунисты добились, чтобы за три поколения горожане в массе забыли и Бога и свою святую. Город потерял начальное имя. Не просто юридически потерял, а сущностно — потерял связь со святой. В Свердловске исчезло притязание города на связь со святой Екатериной и на ее храм.

 

После ухода коммунистов в 1991г. город вновь назвался Екатеринбургом. Казалось, что история дает такое право. Но возникла проблема — для большинства горожан имя потеряло значение «города святой Екатерины». Какую Екатерину выражает название – стало неизвестно.

 

Есть три варианта пути для имени «Екатеринбург». Первый вариант — сохранить имя «города святой Екатерины». Православные так и делают, живут в городе имени святой. Неправославные горожане просто не верят, и святая Екатерина для них не существует. И главное – нет Собора Екатерины, нет видимого символа связи города со святой. Поэтому для  большинства имя города значит что-то иное.

 

Второй вариант «город императрицы Екатерины» легко отпадает. Раньше город так не назывался, и сейчас не хочет иметь имя императрицы сомнительной репутации. Во 2й части статьи подробно раскроем вопрос, почему город никогда не назывался «в честь императрицы».

 

И третий вариант – ничье имя, «город неизвестной Екатерины», «Катин город». В СССР привыкли, что имена людям дают абстрактные, без привязки к святым, и к персоне. Имя бессмысленное и пустое. Этот вариант сейчас принят большинством.

 

Зафиксирую, что у имени два варианта. Пустое имя – «Екатеринбург, как Катин город». И начальное имя – «Екатеринбург, как город святой Екатерины». Имя принципиально иное, смысловое и задающее планку требований к городу — стать достойным святой Екатерины. Сильной, умной и прекрасной. К тому же живой, связывающей все поколения горожан. Которая нас слушает и заступничает перед Господом.

 

Выбор варианта создает развилку для города. В «Катином городе» можно делать, что хочешь. «Руби бабло», порти город, наживайся на тесноте, экономь на красоте, строй убогий «Катин город». Какие претензии предъявит «Катин город»? По другому зададут вопросы чиновнику и девелоперу в «городе святой Екатерины». Почему разрешил, или почему построил этот адский, нечеловеческий дом? Ее жизнь и подвиг — не про бабло, а про верность, ум, совесть, честь и красоту. Где вы видите эти качества в «Катином городе»?

 

Почему в СПб не возникла подобная проблема выбора после восстановления имени? Потому что Петропавловский собор в Ленинграде не снесли, сохранили связь святого с городом. И слово «Санкт» точно в имени обозначает святого Петра. Не получается уклониться СПб от «города святого Петра». Екатеринбургу сложнее.

 

Кто-то проблему у нас видел, и в 1990-е, в залог будущего Собора Екатерины, была построена часовня на Екатерининской площади. Часовня была авансом, обещанием, что горожане восстановят Собор, будут чтить святую и вернут городу ее имя. Оставалось подождать, пока восстановят Собор.

 

 

Как город добровольно отказался от святой Екатерины

 

Но в 21м веке случилось непредвиденное. ГОРОД ТРИ РАЗА ДЕЛАЛ ВЫБОР, И ТРИ РАЗА ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ. Троекратный отказ не может быть случаен, это сознательный отказ. И на этот раз – добровольный. Напомню события:

 

  1. Первый отказ от Собора случился в 2010г. Он прошел с митингами горожан на Екатерининской площади, в соцсетях и в СМИ. Уважаемые горожане тогда сказали, что их личные воспоминания о фонтане «Каменный цветок» важнее Собора св.Екатерины. В 2010г. фонтан предпочли Собору. Развернем факт — горожане предпочли фонтан, построенный на месте снесенного Собора, восстановлению самого Собора.

 

  1. Второй отказ случился, когда горожане встали цепью вокруг пруда и протестовали против строительства Собора на насыпном острове. Кусок пруда в 2016г. предпочли Собору.

 

  1. Третий отказ от Собора случился в сквере у драмтеатра в 2019г. Он стал самым репрезентативным. Выступления прошли организованно, майданно, с речевками «Кто не скачет, тот за храм!», со сносом забора и атаками защитников стройки. Тогда же прошел соц-опрос населения. Репрезентативность соц-опроса гарантирует, что больше 70% горожан высказались за отказ. В 2019г. горожане предпочли кусок сквера Собору.

 

Нам возражали — «мы протестовали против занятия сквера, а не против Собора», – так мы согласны. Между Собором и сквером — выбрали сквер. Кусок сквера был важней Собора Екатерины. Собор был не нужен, а сквер нужен.

 

Каждый горожанин поучаствовал в том выборе. Отмазка промолчавших, что «мы не виноваты» — не пройдет. Если не поддержали Собор – значит помогли его противникам. На двух скромных митингах православных за Собор не было массы людей «за!».

 

Троекратно у города спросили  «строим Собор Екатерины?» и троекратно город ответил «НЕТ!». Классическое сакральное отречение.  В результате У ГОРОДА НЕ СТАЛО ОСНОВАНИЙ на имя святой Екатерины. Отказавшись от Собора, город стал «городом неизвестной Кати».

 

Можно ли жить с таким именем? Думаем, что пустое имя неустойчиво, не надолго. Либо вернем «город святой Екатерины», либо город получит другое имя. Сначала как «никнэйм», потом официально.

 

(Продолжение ч.2)

 

Специально для РНК

 

Заставка: Екатерининский собор (также Екатерининский горный собор, Собор святой Великомученицы Екатерины) — утраченный православный храм в Екатеринбурге, первоначально сооружённый в виде мазанковой церкви при основании крепости и завода в 1723 году .wikipedia 

 

 

 

 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: