Контрнаступление под Сталинградом из-за погоды было перенесено на 10 суток

237

2 февраля Президент России Владимир Путин посетил мероприятия в честь 80-летия победы в Сталинградской битве, которая положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. И вот некоторые эпизоды о том, как погода оказала влияние на величайшую в истории битву под кодовым названием «Уран».

Воспоминания полководцев Победы о событиях зимы 1942–1943 гг. на Волге изобилуют упоминаниями о сложностях, связанных с погодными условиями. Командующий 62-й армией маршал В.И.Чуйков, в частности писал, что «…Сталинградская битва принадлежит к числу тех, в ходе которых советскому воину приходилось сражаться не только с врагом, но и с погодой». Маршал К.К. Рокоссовский вспоминал, что «…Сталинградская зима 42–43 годов выдалась суровой. Сильные ветры с метелями, морозы до −32°С необычайно затрудняли наступление». Из 76 суток контрнаступления лишь 28 суток характеризовались благоприятными метеорологическими условиями.

Каноническим примером влияния погодных условий на действия войск стал перенос даты начала контрнаступления под Сталинградом. Оно было первоначально запланировано на 9–10 ноября 1942 г. Однако резкое ухудшение метеорологических условий и начавшийся на Волге ледостав существенно осложнили переброску войск и грузов на правый берег, что не позволило своевременно завершить создание ударных группировок и необходимых запасов. Поэтому начало операции было перенесено на 19–20 ноября 1942 г. Это продемонстрировало, что климатический фактор способен влиять на развитие событий на фронте на стратегическом уровне, влиять на ход не только отдельных боёв, но и всей кампании.

Примером качественного составления прогнозов и грамотного их использования может служить перегруппировка войск Сталинградского фронта осенью 1942 г. 2 октября Центральный институт погоды разработал долгосрочный прогноз, который предполагал в районе Сталинграда пасмурную погоду с частыми моросящими дождями в начале ноября и резкое понижение температуры воздуха до −6…−10ºС к концу первой декады. Ожидая от резкого похолодания улучшения проходимости раскисших дорог, командование фронта заблаговременно спланировало перегруппировку войск и усиленный подвоз боеприпасов, продовольствия и всего необходимого для наступления. Инженерные войска до 60% сократили количество транспорта и людей, предназначавшихся для поддержания дорог в проезжем состоянии, перебросив высвободившиеся ресурсы на другие участки работ. Тыловая и медицинская службы предприняли своевременные меры по обогреву личного состава и предупреждению обморожений.

Превратности погоды испытывали на себе не только защитники сталинградского плацдарма, но и войска, стремящиеся прорваться к ним с севера через кольцо немецкого полуокружения. В обстановке строжайшей секретности и скрытности войска 65-й армии готовили удар навстречу 62-й армии, прорывавшейся из Сталинграда. За два дня до начала наступления донские степи покрылись снегом, что нарушило маскировку войск и объектов. Потребовались дополнительные усилия и средства, чтобы скрыть войска от наземного и воздушного наблюдения противника. Враг встретил атакующих сильным организованным огнём, но из-за нелётной погоды авиация не смогла оказать помощь наступающим.

Общее руководство осуществлялось Главным управлением гидрометеорологической службы Красной армии. В Москве обеспечением Генерального штаба и Ставки Верховного Главнокомандования занимались Главная авиационно-метеорологическая станция и Центральный институт погоды. На участке советско-германского фронта в окрестностях Сталинграда в распоряжении Главного управления гидрометслужбы Красной армии находились гидрометеорологические подразделения Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, а также армий, входящих в их состав.

Метеорологические службы и авиационно-метеорологические бюро работали в 8-й, 16-й и 17-й воздушных армиях. Волжскую военную флотилию обеспечивала Отдельная базовая гидрометеорологическая станция. В районе Сталинграда в качестве представителя центральных органов работал один из наиболее опытных специалистов Главной авиационно-метеорологической станции майор Е.К. Бугров. Вскоре после прибытия к месту назначения он был ранен осколком снаряда, но проявил личное мужество и продолжал выполнять свои обязанности.

Заставка:  meteovesti.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: