Индустрия знакомств повышает процент одиноких



Александр Скоробогатов

Один мой коллега из лаборатории теории игр занимается мэтчингом. Это о том, как образуются различные соответствия в обществе: абитуриенты и вузы, работники и работодатели, врачи и пациенты или семейные пары.

Недавно он рассказал об одной своей статье, в которой выявляется указанная в заголовке закономерность относительно потенциальных пар, создаваемых для семейной жизни или просто для похода в кино.

Помню, много лет назад на одну телепередачу пригласили женщину, которая прожила всю жизнь в одиночестве, потому что влюбилась в известного актера и, видимо, на что-то надеялась.

Это — хорошая метафора анализа, который я привожу ниже.

Анализ же этот строится на простых допущениях относительно типового человеческого поведения. Во-первых, традиционно предполагается, что человек рационален. Это значит, что когда речь идет о значимом для него выборе (будь то место работы или брачный партнер), он сознает доступные ему альтернативы и ранжирует их по предпочтительности, чтобы выбрать наилучший для него вариант.

Второе допущение более экзотическое, но звучит правдоподобно и многократно проверено экспериментально. Если альтернатив слишком много, человек определяет для себя некий пороговый уровень, ниже которого альтернативы вообще не рассматриваются. Скажем, если я могу выбирать из ста сортов колбасы, в своей голове я выставлю уровень отсечения, который оставит за бортом большую часть этих сортов, так что выбирать я, в итоге, буду из 10-20.

Если количество сортов меняется в любую сторону, соответственно сдвигается и уровень отсечения: при десяти доступных сортах я рассматриваю три-пять, а при тысяче — 30-50.

Таким образом, когда возрастает количество доступных альтернатив, увеличивается и число тех из них, из которых делается выбор, но еще большее их число сразу же отбраковывается.

Следует оговорить, что речь идет о доступных альтернативах или, что важнее в нашем случае, об альтернативах, которые воспринимаются как доступные.

Перейдем к индустрии знакомств. Когда человек регистрируется на соответствующем сайте, количество альтернатив из которых он делает выбор, возрастает в десятки раз — как если бы раньше он выбирал из десяти сортов колбасы, а теперь из тысячи. Соответственно, он передвигает и порог отсечения. В результате те люди, которых ранее он воспринимал как приемлемых в качестве пары (это могут быть, напр., знакомые по учебе/работе), теперь даже не рассматриваются. А все потому, что на сайте имеется множество куда более привлекательных людей, воспринимаемых в качестве доступных альтернатив.

На самом деле, эти альтернативы недоступны. Как и везде в обществе, там тоже складывается своя иерархия, где к верхним выстраивается очередь, а удел остальных — быть этой очередью.

Но обычные люди этого не сознают, полагая, что у всех равные условия и возможности. Результат — они отбраковывают синицу в руке, думая, что им доступен журавль в небе. И, отбросив реально доступную возможность не быть одному, человек остается один.

Кстати, выводы из этого анализа актуальны далеко за пределами сферы личной жизни.

Иногда у нас бывают проблемы из-за того, что мы не можем разграничить реально доступные и воображаемо доступные нам варианты. Скажем, человек может долгое время оставаться без работы и денег, потому что устроиться он может за 50 тыс., а хочет за 150. В итоге, он остается ни с чем.

Другое приложение этого анализа — мир соцсетей. Люди, сидящие в ресторане напротив друг друга уткнувшись в телефоны, — та же история. Реально доступный тебе сейчас живой собеседник, пришедший к тебе на встречу, игнорируется ради одного из сотен, вдруг написавшего что-то в мессенджере.

 

P.S. Важное уточнение от автора статьи :

Поправлю вот что: влияние этих технологий знакомств неоднозначно. Ведь больше знакомств – больше шанса найти пару. Но при этом, как Вы и пишете, человек будет менять свой порог избирательности. Я нахожу, что при одинаковой избирательности мужчин и женщин, эти два эффекта полностью сбалансированны. А если женщины более избирательны, как и есть в реальности, то итог однозначный: больше знакомств — меньше пар.

И правда, несимметричность между полами в их избирательности — это важный, если не ключевой, ингредиент описанного ранее процесса с невеселыми последствиями.

 

Источник: Экономика и приложения

Заставка:  pixabay

Перейти к рубрике ЧЕЛОВЕК



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.