Под высшей школой зашатался трон?: об этом говорит растущее количество «белых ворон» в колледжах



Портал Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики»
Выпускников 11 класса в колледжах всегда было крайне мало — до такой степени, что в статье исследователей они названы белыми воронами. Обычно все или поступают в вуз после того, как сдали ЕГЭ, или отправляются в колледж после 9 класса (и многие из них тоже потом идут в вуз, но избежав таким образом ЕГЭ). Если бы исключения оставались единичными, это бы не привлекло внимания исследователей. Но их становится всё больше, а пик пришелся на пандемийный 2020-й — заявления в колледжи подали 20% выпускников 11-х классов. Варианты объяснения этого тренда — в статье Веры Мальцевой, Ирины Сальниковой и Алексея Шабалина (Центр развития навыков и профессионального образования Инобра), опубликованной в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Вера Мальцева академический руководитель, а Ирина Сальникова выпускница магистерской программы «Доказательное развитие образования».

Прежде всего исследователи нарисовали портрет «белой вороны». Типичный 11-классник, идущий в колледж — это ученик со средней успеваемостью, выходец из семьи с невысоким социально-экономическим статусом. Но от обычного контингента СПО он отличается не только этим: «Выбравшие колледж после 9 класса воспринимают этот шаг как выход во взрослую жизнь, а сам колледж — как институт взросления, обеспечивающий ускоренный выход на рынок труда. К одиннадцатиклассникам, поступившим в колледж, нарратив ускорен­ного взросления неприменим… По большинству характеристик они ближе к контин­генту студентов неселективных университетов, чем к массе обучающихся в СПО». Иными словами, в колледж после полной школы чаще попадают те, кто плывет по течению. Но почему их стало «заплывать» так много? На этот вопрос искали ответ на основе интервью с 31 студентами колледжей.

Как правило, за выбором колледжа стояло то, что названо «неслучившейся социальной мобильностью»: большинство респондентов планировали поступать в вуз, но что-то им помешало (например, неудача на ЕГЭ). Почти все они показали отсутствие внятной стратегии выбора вуза и поступления в него. Однако при этом для выходцев из более образованных семей путь в колледж оказался совсем уж вынужденной мерой, а те, у чьих родителей нет высшего образования, изначально рассматривали это как «план Б». Примерно так же респонденты поделились на тех, кто планирует продолжать образование в вузе и тех, кому будет достаточно диплома колледжа. В этих различиях исследователи увидели признаки воспроизводства социального неравенства в семьях.

Ряд причин все-таки связан с системой образования, в том числе с экономическими факторами — сжатием сегмента филиалов вузов, заочного образования, количества бюджетных мест на популярных специальностях. Для многих из бедных семей разница между стоимостью коммерческого обучения в вузах и колледжах стала критической.

Еще одна важная причина: между высшим образованием и СПО появились зоны, где граница становится тоньше. «Это сервисные, креативные спе­циальности, «мягкие» профессии — те, в которых диплом все в меньшей степени выполняет роль фильтра, а реальным критерием отбора являются конкретные про­фессиональные навыки. Флагманом этого движения стали специальности в обла­сти информационных технологий и иные цифровые профессии, спрос на которые со стороны рынка труда бурно растет», — сказано в исследовании. Здесь вузы начали терять монополию: абитуриенты стали рассматривать колледж как возможность получить такие профессии быстрее и дешевле. Эти профессии становятся все популярнее, а в условиях, когда доступность высшего образования снижается, колледжи могут составить серьезную конкуренцию вузам.

Прочитать статью «Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО?» можно здесь

Институт образования участвует в реализации стратегического проекта ВШЭ «Неравенство».

 

 

Источник:  ioe.hse.ru

Заставка: Агентство развития навыков и профессий edu.gov.ru 

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.