С.Писарев. От «образованного потребителя» к «патриоту-созидателю»

82

Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 N 996-р вступила в силу «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года». Правительство поручило Министерству образования и другим заинтересованным федеральным структурам в течение 6 месяцев подготовить план мероприятий по реализации этой «Стратегии». Ориентировочно – это 1 декабря 2015 г. Корреспондент сайта «Россия – Ноев Ковчег» попросил президента фонда «Русский предприниматель» (г. Екатеринбург) Сергея Писарева прокомментировать ход подготовки к реализации «Стратегии», от которой во многом зависит безопасное будущее нашей страны.

– Известно, что эта «Стратегия» еще до вступления в силу претерпела много изменений и дополнений (говорят, больше 10 редакций), которые приходили от разных организаций и экспертов. Это было связано с тем, что первая редакция «Стратегии» была крайне неудовлетворительной, ультралиберальной по своей идеологии, и встревожила всю патриотическую общественность, в том числе экспертов, родительские организации. Итоговая редакция «Стратегии» в целом, на наш взгляд, получилась вполне достойной.

Раз пришла необходимость выполнить такую работу, это означало, что на тот момент серьезной программы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в системе образования РФ не существовало. Реально все понимают, что в новейшей российской истории эта тема упущена.

Говорят, что на сегодня в мире сложилось условно два подхода к организации образовательного процесса. Первый – когда государство заинтересовано в том, чтобы человеческий капитал по окончании учебы имел как можно более высокое качество. В этом случае появляются индустриализация, новейшие технологии, заметный рост ВВП. Примерно такой подход мы видим сегодня в некоторых странах – Сингапур, Норвегия, Япония. Или пример из нашей истории – Советский Союз. У нас в СССР система образования была такой хорошей не потому, что мы были «правильные», а потому, что если бы она была не такой, то страна исчезла бы с карты Земли. Поэтому, волей-неволей, руководство Союза понимало, что если система образования не будет выдавать «на гора» инженеров, технологов, конструкторов, то Вторая мировая война закончилась бы не в 45-м году в Берлине, а в 41-м в Москве.

С другой стороны, при такой системе образования возникает «проблема» у руководящих элит: чем более высоко образованы граждане, тем больше требований к системе управления государством, качеству рабочих мест. Управлять умными, технологичными людьми спустя рукава невозможно, так как они будут понимать, что невысоко эффективное руководство не отвечает их запросам. Что мы и видели во времена СССР: граждане были достаточно образованными и понимали, что верхушка недорабатывает. И то, что началось с анекдотов про генсеков, в том числе и поэтому, закончилось развалом Советского Союза.

Второй вектор – когда некое государство заведомо занижает уровень образовательной подготовки населения. В итоге, из тех же самых людей выходят люди с заниженными образовательными и профессиональными возможностями. В этом случае очень трудно говорить про модернизацию, технологические рывки, рост ВВП. Но, при этом, намного проще такими массами управлять, так как у людей, соответственно, занижена самооценка, ниже интеллектуальный уровень. Поэтому в каждом варианте есть свои «плюсы» и «минусы». И, похоже, сегодня Россия по большей части, осознанно или нет, движется по второму вектору.

Наша страна сейчас стоит на развилке. Что творится в мировом окружении? В той или иной степени, можно констатировать попытки разжечь третью мировую войну. Наш Президент, говоря о ситуации на Ближнем Востоке, сравнил ИГИЛ с Гитлером и предложил сформировать антигитлеровскую коалицию. Это в переводе «на русский язык» – первые всполохи третьей мировой. В эту картину добавляется обвал на нефтегазовом рынке и санкции. И сегодня мы стоим перед ситуацией, когда предложение нашего Министерства образования о формировании «образованного потребителя» может нас погубить. Как минимум, с потреблением будут сложности. Ведь чтобы быть «образованным потребителем», надо иметь определенное количество того, что можно «образованно потреблять», а без собственного производства на сегодня с этим могут возникнуть проблемы. С учетом снижения цены на нефть, и с учетом санкций, нам все больше и больше нужно думать о реальном импортозамещении и о деиндустриализации страны.

В данной ситуации система образования входит в противоречие с потребностями государства и общества. По инерции школа выдает «образованных потребителей», как будто в мире все спокойно и нефть по 120 долларов. Сегодня систему образования нужно рассматривать в том числе и как элемент системы безопасности. От качества образования зависит, выживем мы или нет. И если этим вопросом всерьез не заняться и не привести систему образования к первому вектору, когда выпускаются не «образованные потребители», а «патриоты-созидатели», то нас может ждать печальное будущее. Бесконечно выдавать в огромных количествах полуобразованных менеджеров и юристов ситуация уже просто не позволяет.

Поэтому мы считаем, что не реформа (поскольку реформа – это всегда разрушение), а кардинальное улучшение системы образования и воспитания сейчас крайне необходимы, в том числе с использованием всего исторического опыта российской образовательной системы.

Мы работаем с родительским движением, и нам постоянно говорят о проблемах в этой сфере. Например, сегодня Минобрнауки сбрасывает решение некоторых своих обязательств на родителей: во многих школах первоклассник должен прийти в школу уже умеющим читать, писать и считать. Не совсем понятно, с чего вдруг он должен уметь это делать, и кто его должен этому научить? Немного странно, но сегодня это так.

Так же общеизвестно, что начиная с первого класса многие домашние задания заведомо невыполнимы школьниками. Если раньше на это стыдливо закрывали глаза, то сейчас в открытую в задании указывается, что «вместе с родителями» нужно сделать какой-либо реферат или картину нарисовать. По сути, начали давать задания родителям. Появились предложения по изучению второго иностранного языка, в ущерб изучению русского языка и литературы. Разве это не преступление перед государством и обществом?

Особое недовольство со стороны родителей и школьников вызывает требование Минобрнауки – учиться в субботу.

Во-первых, это очевидное нарушение Конституции: у всех пятидневная рабочая неделя, а у учителей и, косвенно, у родителей и школьников на день больше. Многие дети жалуются на то, что к концу недели, когда накапливается усталость, серьезные предметы усваивать практически невозможно.

Для православных семей эта проблема еще актуальнее. Многие замечают, что на воскресных службах есть дети до 7 лет, а школьники практически отсутствуют. И это не удивительно – всю неделю и родителям, и ученикам нужно подниматься в 7.00, а в воскресенье стать перед выбором: или хотя бы один день выспаться и полноценно отдохнуть, или же пойти на воскресную службу. Для большинства школяров и их родителей, за неделю «выжатых как лимоны», выбора не остается.

Мы говорим про необходимость укрепления российской семьи, но из-за этого правила у таких семей практически остается лишь одно совместное делание – школьное домашнее задание до полуночи.

Мы видим, что если раньше ребятишки, за два часа сделав уроки, бежали в секции, кружки, играли на улице, то сейчас я знаю многих родителей, которые вынуждены до полуночи сидеть с детьми, если хотят полностью сделать домашние задания. То есть нагрузка увеличивается, но при этом качество образования падает. Но, ладно бы, после такого обучения и результат был бы заметен – дети выходили бы Циолковскими или Капицами… Но этого нет! При увеличении нагрузки, соответственно – ухудшении здоровья, качество образования вызывает массу нареканий у всех: и у родителей, и у специалистов. Многие ректоры вузов жалуются, что выпускники, которые сегодня к ним приходят, по уровню знаний крайне невыгодно отличаются от тех, кого они встречали во времена СССР.

ЕГЭ. Когда его вводили, декларировали, что эта система позволит решить три вопроса: уничтожит коррупцию, повысит уровень знаний и создаст справедливые условия при поступлении в вузы. В итоге, что мы видим?

На экзаменах, чтобы как-то уберечься от нечестной сдачи ЕГЭ, дежурит милиция, стоят металлоискатели и видеокамеры. Наверное, скоро подключат ФСБ и Роскосмос. Для чего на пустом месте создали эти трудности, просто непонятно. Видимо, для борьбы с коррупцией?

Вопрос справедливости: сейчас, якобы, из любой деревни ученик может поступить в любой вуз, потому что у него будет проходной балл ЕГЭ, и никакой московский вуз не будет иметь права его не принять. Но что мы часто видим в реальности: из некоторых сел Северного Кавказа стали поголовно приезжать «стобалльники». Кончилось тем, что «крутые» московские вузы сказали: «ребята, если вы хотите, чтобы в России остались физики и космонавты, то ЕГЭ от нас немного отстраните». И власти были вынуждены пойти на то, чтобы систему ЕГЭ в таких вузах отодвинуть на второй план. То есть, там, где нужны специалисты по серьезным вопросам, почему-то решили ЕГЭ не позиционировать как приоритет. Очевидно, что со справедливостью тоже ничего не получилось.

И в части улучшения качества знаний – известный анекдот про вопрос на ЕГЭ: «Петр Первый – это кто: футболист, император или космонавт?» говорит об уровне знаний, который требуется сегодня от выпускников российских школ. И печальные примеры из этой сферы можно продолжать до бесконечности.

Поэтому мы считаем, что «Стратегия», которая принята руководством РФ, долгожданна и дает шанс улучшить ситуацию в сфере образования и воспитания, но только необходимо очень внимательно следить за ее реализацией, и общество собирается это делать.

В целом, «СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА» можно было бы считать неким «техзаданием» Минобрнауки РФ от руководства страны и общества в части необходимости коренного улучшения системы образования и воспитания в РФ.

8 октября в ИТАР-ТАСС прошел телемост, где участники из Москвы, Екатеринбурга и Новосибирска обсудили ситуацию в системе образования, «Стратегию развития воспитания».

В этом мероприятии приняли участие: из Москвы – директор Российского института стратегических исследований (РИСИ), генерал-лейтенант Леонид Решетников, начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем РИСИ Игорь Белобородов, заместитель директора православной гимназии Святителя Василия Великого в деревне Зайцево Иван Смирнов.

В Екатеринбурге на мероприятии присутствовали заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Нина Журавлева, руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Дмитрий Попов, президент фонда «Русский предприниматель», председатель Координационного совета общественного движения «Россия – Ноев Ковчег» Сергей Писарев.

В Новосибирске на связь вышли научный сотрудник Института истории СО РАН, доцент Новосибирского государственного университета, соруководитель Гуманитарной экспертной школы Вадим Журавлев и председатель совета Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации «Российский Клуб Православных Меценатов» Евгений Цыбизов.

По итогам видеоконференции было принято решение на базе научно-экспертного совета РИСИ создать рабочую группу по разработке дополнительных мероприятий по реализации «Стратегии». Финансировать эту работу предложено фонду «Русский предприниматель». Надеемся, что результаты этой работы могут быть использованы Минобрнауки и будут способствовать улучшению процесса образования и воспитания в нашей стране.

 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: