Конституционный суд дал зеленый свет переименованию УПЦ: что дальше?

235

Союз православных журналистов

Запустив решение Конституционного суда, власть нажала на новый рычаг в давлении на УПЦ. Анализируем, какие будут последствия.

Конституционный суд Украины 27 декабря 2022 г. признал конституционной поправку в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», при помощи которой недруги УПЦ хотят ее переименовать. В начале 2019 г. группа нардепов обратилась в Конституционный суд по поводу того, отвечает ли эта поправка Конституции, после чего закон оказался по факту заблокированным. И вот теперь суд определил – закон о переименовании Конституции отвечает.

То, что решение, которое не рассматривалось почти четыре года, вынесено именно сейчас – далеко не случайно. Все мы знаем, что последние полтора-два месяца власть стала «на тропу войны» с Церковью.

Обыски СБУ, санкции против иерархов, антицерковные законопроекты, невиданный по размаху черный пиар, – все это указывает, что Зеленский настроен очень серьезно.

Закон Украины № 2662-VIII «О внесении изменения в статью 12 Закона Украины “О свободе совести и религиозных организациях” относительно названия религиозных организаций (объединений), входящих в структуру (являющуюся частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано совершившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировав часть территории Украины», а по простому – Закон «о переименовании» был принят Верховной Радой 20 декабря 2018 г., т.е. через пять дней после так называемого «Объединительного собора» 15 декабря 2018 г.

О чем закон о переименовании?

Смысл его очевиден – после отказа УПЦ участвовать в создании ПЦУ П. Порошенко решил ее уничтожить путем переименования и все-таки заставить перейти в ПЦУ как можно больше архиереев. Этот расчет также оказался несостоятельным. Чего же требовал Закон Украины № 2662-VIII «о переименовании»? Он дополнял ст.12 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» («Уставы (положения) религиозных организаций») частями седьмой и восьмой.

В седьмой части было сказано, что конфессия, руководящий центр которой находится в стране-агрессоре, «обязана в своем полном названии, указанном в ее уставе (положении), отражать принадлежность к религиозной организации (объединению) за пределами Украины, в которую она входит (частью которой она является), путем обязательного воспроизведения в своем названии полного уставного названия такой религиозной организации (объединения) с возможным добавлением слов “в Украине” и/или обозначения своего места в структуре иностранной религиозной организации».

Говоря по сути, инициаторы Закона «о переименовании» требовали, чтобы Украинская Православная Церковь была принудительно переименована «Русскую Православную Церковь в Украине». Однако если читать внимательно Устав УПЦ, действовавший на тот момент, то можно увидеть, что УПЦ не имеет руководящих органов за рубежом. Ни один архиерей РПЦ, включая Московского патриарха, не участвует в деятельности руководящих органов УПЦ, как раз наоборот, украинские архиереи участвуют в работе Поместного и Архиерейского Соборов РПЦ, а также Священного Синода. За этот факт и зацепились инициаторы законопроекта, которые его определили как признак вхождения УПЦ в РПЦ. А кроме того, в Уставе РПЦ зафиксировано, что УПЦ является составной частью РПЦ.

В восьмой части ст.12 Закона «О свободе совести и религиозных организациях» сказано, что признаками вхождения в состав зарубежной религиозной организации являются:

  • упоминание об этом в уставе украинской религиозной организации;
  • упоминание об этом в уставе зарубежной религиозной организации;
  • вхождение представителей украинской религиозной организации в состав зарубежной религиозной организации.

За все время, прошедшее с момента принятия Закона «о переименовании», со стороны УПЦ звучали заявления, что к ней этот закон не применим, поскольку в Уставе УПЦ зафиксирован ее статус как самостоятельной и независимой в управлении. Эти заявления стали звучать еще более громко и аргументированно после Собора УПЦ в Феофании 27 мая 2022 г., на котором было принято решение о полном разрыве всех отношений с РПЦ, кроме евхаристического единства.

В соответствующем постановлении Собора УПЦ 27.05.2022 г. сказано: «Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви». Т.е. из Устава УПЦ вообще убрали любое упоминание об РПЦ. Кроме того,

  • Предстоятель УПЦ за богослужением перестал поминать патриарха Московского как своего главу, а стал перечислять всех предстоятелей Поместных Церквей;
  • было принято решение о возобновлении мироварения в УПЦ (раньше миро получали из Москвы);
  • архиереи УПЦ больше не входят в состав руководящих органов РПЦ.

Все это с лихвой свидетельствует о том, что УПЦ не входит в состав РПЦ. В Уставе УПЦ об этом не говорится, и представители УПЦ в органах управления РПЦ не участвуют.

Однако не все так безоблачно. Есть еще пункт Закона «о переименовании», согласно которому УПЦ можно признать частью РПЦ на основании Устава РПЦ.

Там все сказано предельно ясно: «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине…». УПЦ там посвящена целая «Глава X. Украинская Православная Церковь», из которой можно сделать вывод о вхождении УПЦ в состав РПЦ, хотя прямо так не говорится.

Можно ли запретить УПЦ на основании законов российских структур?

Однако насколько положения нормативных актов России могут быть обязательными для Украины? В России могут написать все что угодно, разве суды и другие госорганы Украины должны принимать это к исполнению?

По сути дела, признать УПЦ частью РПЦ на основании того, что так написано в каком-то российском документе, это все равно что признать Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Херсонскую области частью РФ на основании принятых в России законов.

Думается, что на этом аргументе и следует построить судебную аргументацию в защиту УПЦ, когда дело дойдет до судебных разбирательств.

Во многих СМИ сообщения о решении Конституционного суда озаглавлены примерно так: «Конституционный суд обязал УПЦ Московского патриархата изменить название». Это, конечно же, не так, Конституционный суд всего лишь признал Закон «о переименовании» соответствующим Конституции Украины.

На брифинге, посвященному решению Конституционного суда, его судьи С. Головатый и А. Петришин сообщили, что судьбу УПЦ решат законодательные органы. А связь УПЦ с РПЦ должна доказать религиоведческая экспертиза.

В пункте «II. Переходные и заключительные положения» Закона «о переименовании» сказано:

«2. В течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона… центральный орган исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере религии, проводит религиоведческую экспертизу зарегистрированных уставов религиозных организаций (объединений) для установления обстоятельств, предусмотренных частями седьмой и восьмой статьи 12 Закона Украины “О свободе совести и религиозных организациях” (Ведомости Верховного Совета УССР, 1991 г., № 25, ст.283)».

Т.е. Госслужба этнополитики и свободы совести, которую сейчас возглавляет давний и активный антипатик УПЦ В. Еленский, должна будет провести экспертизу Устава УПЦ на предмет признаков вхождения УПЦ в состав РПЦ. Что она там найдет? Правильно, ничего! Это, если по-честному.

Об «объективности» Конституционного суда

А в реальности можно при желании найти, а точнее, интерпретировать, что угодно и как угодно. Была бы, как говорят, политическая воля. А воля такая есть, об этом недвусмысленно заявлял и Президент Украины В. Зеленский и другие представители власти. О том, что власти приняли решение уничтожить УПЦ, говорят все последние события: обыски, шельмование в СМИ, внесение в Верховную Раду очередных антицерковных законопроектов, прекращение договора аренды храмов Верхней лавры в Киеве, ну и конечно – данное решение Конституционного суда. Оно также принято на основании притянутых за уши аргументов. Судите сами, в сообщении Конституционного суда говорится:

«Принимая решение, Конституционный суд Украины учел решение Европейского суда по правам человека по делу “Ильин и другие против Украины”, где в частности отмечено: “сам факт того, что государство требует от религиозной организации, желающей быть зарегистрированной, взять название, которое делает невозможным введение в заблуждение верующих и общество в целом и благодаря которому возможно его отличать от уже имеющихся организаций, в принципе, можно считать оправданным ограничением его права свободно выбирать свое название”».

То есть за образец было взято решение, которое совершенно не подходит для данного случая, ведь в этом «деле “Ильин и другие против Украины”» речь идет не о существующей религиозной организации, как УПЦ, а о такой, «которая желает быть зарегистрированной», т.е. новосозданной.

И если эта новосозданная организация хочет именоваться так, как именуется уже существующая организация, то государство вправе ограничить свободу выбора названия.

Если УПЦ не захочет переименовываться?

Такая явная предвзятость позволяет предположить, что наиболее вероятным сценарием развития событий будет признание Госэтнополитикой В. Еленского УПЦ как части РПЦ. А дальше Закон «о переименовании» предусматривает следующее. Структуры УПЦ должны будут согласно п. 3 Закона «в срок не позднее трех месяцев внести в свой устав (положение) предусмотренные законом изменения и представить их на регистрацию в установленном порядке».

Т.е. в течении 3-х месяцев УПЦ должна будет переименоваться в «РПЦ в Украине». Естественно, она этого не сделает. Идем дальше по тексту:

«4. В случае, если в течение четырех месяцев (для религиозных общин – девяти месяцев) со дня вступления в силу настоящего Закона и/или вступления в силу закона… религиозная организация (объединение) не внесла предусмотренные законом изменения в свое официальное название и не подала соответствующие изменения в свой устав (положение) на регистрацию, ее устав (положение) теряет силу в части, которой определяется полное официальное название религиозной организации (объединение)».

Т.е. УПЦ не становится нелегальной и не правосубъектной, а только теряет свое название. Страшно это или нет? Судя по дальнейшему тексту Закона «о переименовании», УПЦ будет запрещено иметь своих капелланов в силовых органах. Но на деле все может оказаться значительно серьезней. Ведь название является идентификатором юридического лица в правовых отношениях. А коль нет названия, значит и нет никаких правоотношений. Все договора на аренду помещений, коммунальные услуги, пользование землей и прочее могут быть приостановлены. Причем для всех приходов, монастырей, братств и так далее. Кроме того, нет никакого сомнения, что «освободившееся» название «Украинская Православная Церковь» тут же присвоит себе ПЦУ, а госорганы тут же зарегистрируют ее под этим названием.

Какие у УПЦ существуют возможности для защиты от подобного рейдерства?

Как ни странно, один из вариантов озвучил В. Еленский. В одном из последних интервью он выразил опасение, что в случае запрета УПЦ ее приходы могут не захотеть идти в ПЦУ, а зарегистрироваться как некие «автономные» общины, которые не подчиняются никаким религиозным центрам. Они имеют на это право.

Но пойдут ли на это общины? Все же есть другие пути. Какие?

Во-первых, это упование на Бога и молитва к нему. Это то, к чему обычно прибегают в последнюю очередь, но все же это – первое. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф. 16:18).

Во-вторых, это апелляция к общественному мнению, в том числе и на международном уровне, в отстаивании своих конституционных прав. Убеждение на конкретных фактах и примерах, что УПЦ вместе с украинским народом несет все тяготы войны и участвует в защите Украины не меньше (по факту больше) чем иные конфессии, и она никак не заслужила того гонения, которое на нее обрушивается.

В-третьих, использование всех предусмотренных законом возможностей для обжалования решений Госслужбы этнополитики и свободы совести о признании УПЦ частью РПЦ, коль такое решение последует. Как уже было сказано, юридическим основанием для такого обжалования является тот факт, что согласно Уставу УПЦ она  никоим образом не связана с РПЦ, а положения Устава РПЦ в Украине не могут иметь юридической силы. Это нужно будет доказывать в судах, правозащитных организациях, в том числе и международных.

Всеми этими усилиями УПЦ может отстоять свои права на название, а верующие – право на свободу совести, если будет на то воля Божия. В любом случае мы не должны предать Христа и Его Церковь, не должны сломаться, не должны в угоду сильным мира сего пойти на союз с ПЦУ, в которой «архиереи» «рукоположены» отлученным от Церкви Филаретом Денисенко, и Господь не оставит нас.

 

Источник:  spzh.news

Заставка:  spzh.news

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: