Вашингтон и Фанар готовятся к «зачистке» русского православия

229

Вера Зелендинова

Патриарх Константинопольский Варфоломей, выступая на конференции по международной политике в Абу-Даби, объявил о начале похода против Русской православной церкви, которая, по его словам, впала в ересь этнофилетизма и претендует на главенствующую роль в православном мире. В интерпретации патриарха формула «Москва – Третий Рим» нацелена на отторжение славян от Вселенской православной церкви, идея Русского мира является «инструментом легитимации российского экспансионизма», а проповедуемая РПЦ вера «составляет основу идеологии путинского режима». А в качестве резюме, встав на защиту Украины, которая стала жертвой российской агрессии, Варфоломей призвал «положить конец политике, которую проводит Россия начиная с XIX века».

Речь патриарха Константинопольского, представляющую собой смесь из богословских и политических обвинений в адрес РПЦ, можно трактовать как открытие ещё одного фронта в войне Запада против России. При этом ничего принципиально нового сказано не было. Практически всё укладывается в давно известные тренды. Интерес представляют концентрация наветов и их связь с историческим и политическим контекстом.

На подтанцовке у Вашингтона

Несмотря на то что после падения Византии Константинополь утратил былую силу и влияние, он до сих пор считается символом восточного христианства, а Константинопольская церковь, которая в течение пяти веков влачила жалкое существование в Фанаре (район Стамбула) под присмотром чиновников Османской империи и управления по делам религии Турецкой Республики, остаётся первой среди равных между собой православных церквей и периодически даже пытается повысить свой статус.

В 1922 году патриарх Мелетий подписал томос о праве Константинополя на управление всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных церквей, и начал вмешиваться в дела РПЦ в новых независимых странах, входивших ранее в Российскую империю. Такая политика вела к национально-территориальному ограничению деятельности поместных церквей, то есть насаждала экклезиологическую ересь (отождествление церкви с этнокультурой). Другими новациями времён Мелетия стали модернизм и экуменизм. Речь даже шла о заключении унии с Англиканской церковью и использовании военно-политической мощи Великобритании для решения задачи возвышения Константинополя. Но реализовать этот проект не удалось.

После Второй мировой войны Фанар полностью переориентировался на Соединённые Штаты, которые в этот период начали активно работать на Ближнем Востоке.

Интересы сторон совпали, и в 1949 году вместо выдавленного в отставку патриарха Максима V в Стамбул на личном самолёте американского президента Гарри Трумэна привезли нового патриарха Афинагора. Считается, что, ещё будучи архиепископом Северной и Южной Америки, он стал агентом ЦРУ и в этом качестве продолжил свою деятельность в Константинополе.

Таким образом, с конца 1940-х годов Фанар находится под плотной «опекой» ЦРУ, а сам Афинагор даже заявлял, что «краеугольным камнем его деятельности как патриарха является продвижение американских идеалов». Эта линия проводится до сих пор, а специалисты по Ближнему Востоку утверждают, что нынешний патриарх Варфоломей является агентом не только ЦРУ, но и турецкой разведки. И, судя по его регулярной критике РПЦ и периодически возникавшим трениям из-за зарубежных приходов, антироссийскую линию он проводил твёрдо и последовательно.

10 февраля 1947 года. Президент Гарри Трумэн обменивается рукопожатием с патриархом Афинагором.10 февраля 1947 года. Президент Гарри Трумэн обменивается рукопожатием с патриархом Афинагором.Скриншот: Harry S. Truman Library & Museum

Когда в 2018 году американские кураторы киевского режима решили разыграть карту церковного раскола на Украине, с тем чтобы выдавить оттуда РПЦ, патриарх Константинопольский подписал томос об учреждении автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ). Сегодня это решение отзывается захватом храмов и монастырей, принадлежащих Украинской православной церкви, приписанной к Московской патриархии, драками в церквях и личными трагедиями верующих.

Теперь Варфоломея подключили к политико-идеологическим атакам на Русскую православную церковь и Россию в целом. Пока политики Запада вводят санкции, накачивают оружием Украину и пытаются выстроить вокруг Москвы полосу отчуждения, он создаёт почву для превращения РПЦ в изгоя христианского мира. Если верить слухам, которые ходили летом этого года, миссию по обличению России как «источника мирового зла» и преданию её анафеме должен был взять на себя папа римский Франциск, но он пока молчит, и на передовую линию вытолкнули главу одной из православных церквей.

В непримиримой борьбе все средства хороши

Запад с незапамятных времён ведёт войну с православием, одновременно с этим используя религию как инструмент борьбы за продвижение своих интересов. Во времена Крестовых походов рыцари отправлялись в поход ради спасения Гроба Господня, а по дороге грабили и разоряли Константинополь и православные общины Малой Азии. Тем самым они внесли посильный вклад в ослабление Византии и её падение под натиском османов.

Во второй половине XIV века, когда поддержанный генуэзскими купцами хан Мамай двинулся походом на непокорную Москву, папа Урбан VI в послании магистру Доминиканского ордена потребовал провести тотальное крещение славян в католическую веру и приказал «назначить специального инквизитора для Руси и Валахии».

Но если во времена Куликовской битвы речь шла о согласованной многопрофильной экспансии (религия, торговля, территории), то в ХХ веке вера (неважно какая) превратилась в инструмент военно-политического противостояния. Достаточно вспомнить исламские батальоны СС в Третьем рейхе или запущенный для ослабления СССР американский проект «Ислам против коммунизма», из которого «вылупилась» пресловутая «Аль-Каида» (признана террористической и запрещена в России).

При этом США и их союзники были готовы поддержать любую религию или конфессию ради ослабления своего главного геополитического противника.

В 1970-х годах Запад боролся за права баптистов и пятидесятников, после распада Союза плотно работал со всеми религиями, заигрывал с сектантами всех мастей и агрессивным исламом. А теперь дело дошло до инспирирования раскола в православии: сначала Украина, затем православные церкви Восточной Европы.

Пока Варфоломей обличал Россию в грехе этнофилетизма (установки на принесение общецерковных интересов в жертву национально-политическим), в Болгарии активисты прозападной партии «ГЕРБ» («Граждане за европейское развитие Болгарии») и примкнувшие к ним борцы за разнообразные права атаковали приехавшего в Софию главу управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям митрополита Антония, заблокировав его в одном из храмов. Но главная новация этой провокации состояла в том, что далёкая от церковных дел агрессивная толпа требовала от Болгарской православной церкви (БПЦ) «разорвать отношения с РПЦ» и «признать созданную Варфоломеем автокефальную ПЦУ».

Всё это происходило в стране, баталии вокруг которой спровоцировали в 1872 году созыв поместного Константинопольского собора, на котором в угоду османским властям была осуждена всё та же ересь этнофилетизма. Это решение стало реакцией на движение за церковную независимость Болгарии, которое являлось частью борьбы за освобождение от турецкого ига.

В сухом остатке получается, что 150 лет назад Османская империя использовала Константинопольский патриархат для подавления национально-освободительной борьбы болгарского народа, сегодня Варфоломей обращает эти наработки против России (обвинения в этнофилетизме), а спонсируемые Западом болгарские активисты учат БПЦ, что она должна делать, покушаясь тем самым на её с таким трудом завоёванную самостоятельность.

Новое или хорошо забытое старое

Сегодня в околоцерковных кругах ходят упорные слухи о намерении Константинопольской патриархии заключить с Ватиканом договор, аналогичный Флорентийской унии 1439 года, которая объединяла восточное (православное) и западное (католическое) христианство при главенствующей роли Рима. Документ был подписан папой римским Евгением IV, византийским императором Иоанном VIII Палеологом и 33 православными иерархами, среди которых был глава Русской церкви митрополит греческого происхождения Исидор.

В XV веке этот номер не прошёл. Восточное духовенство не приняло унию. Вернувшиеся из Флоренции епископы отреклись от своих подписей, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Иерусалимский собор 1443 года признал сторонников унии еретиками и отлучил их от православной церкви. В 1450 году унию ещё раз осудил Константинопольский собор, а поддержавший её патриарх Григорий Мамма был низложен.

На Руси унию тоже отвергли, и подписавший её митрополит, не доехав до Москвы, бежал в Рим. На архипастырский престол был возведён русский епископ Иона, и с этого времени началась автокефалия (независимость) Московской митрополии, которая после захвата турками Константинополя и поглощения Османской империей православных балканских государств осталась единственным островком ни от кого не зависящей православной веры. В начале XVI века это положение было зафиксировано в известном послании псковского старца Филофея: «Первый Рим (древний) пал от нечестия, Второй Рим – от засилья мусульман, Третий Рим – Москва, а четвёртому не бывать».

Затем на Московском соборе 1589 года при участии и с благословения патриарха Константинопольского Иеремии на Руси была учреждена Московская патриархия. После этого на протяжении трёх с лишним веков Русская православная церковь и Российское государство поддерживали христианские святыни в Палестине и находившиеся под османским гнётом православные церкви.

Никаких попыток подмять их под себя Москва не предпринимала.

В XXI веке, когда про Флорентийскую унию и связанные с ней коллизии забыли, из РПЦ пытаются сделать носителя разнообразных ересей. В 2002 году кардинал Каспер приписал Московской патриархии экклезиологическую ересь. Затем, в 2004 году, патриарх Константинопольский Варфоломей раскритиковал идею Третьего Рима и обвинил РПЦ в том, что она «возвещает дух цезарепапизма и ватиканизма», что выглядит особенно смешно на фоне сегодняшней готовности Фанара пойти в подчинение Ватикану.

Подобные «покусывания» продолжались более 20 лет, и в Московской патриархии на них практически не реагировали. Но сегодняшние нападки на РПЦ выглядят более серьёзными из-за привязки к проблемам текущей политики (Украина, СВО, обличения «путинского режима»). Происходящее очень похоже на пропагандистскую кампанию перед началом операции по окончательному решению вопроса русского православия.

Кураторство США придаёт этому сюжету эсхатологический характер

Патриарх Константинопольский действует не как религиозный деятель, а как функционер, исполняющий политические заказы Соединённых Штатов, страны, которая уже более 70 лет контролирует Фанар. При этом сам Варфоломей возглавляет патриархию с 1991 года, и большую часть этого времени (перелом произошёл в 2018 году после томоса о создании ПЦУ) Московская патриархия предпринимала попытки нащупать точки соприкосновения и наладить нормальные отношения.

Но договориться, как показало последнее выступление Варфоломея, не удалось и уже не удастся. Точно так же не получилось у Кремля договориться с руководством Украины и европейских стран. И это неудивительно: все они находятся под колпаком у США, которые, если посмотреть на них через призму здравого смысла или религиозной догматики, олицетворяют собой инфернальное зло.

Доказательства этого тезиса можно приводить часами, но достаточно и одного примера, структурированного по принципу «два в одном». Подписав закон о признании однополых браков, американский президент Джозеф Байден (католик, клявшийся на Библии) призвал «защитить детей», которые хотят сменить пол, и не мешать им «искать себя». Как быть с книгой Левит (и ещё десятком мест в Библии), где сказано про «не ложись с мужчиною, как с женщиною»? И что делать с Евангелием от Матфея, где про «соблазнение одного из малых сих…»? Ответа на эти вопросы нет. Более того, их уже и не задают.

Вот, собственно, и всё. Разговаривать со злом или его прислужниками не о чем и незачем. Остаётся только сжать зубы и жить своей нормальной жизнью, отбиваясь от атак зла, если не получается его победить. И охранять канавку Серафима Саровского, ту, где остановится Антихрист. Не случайно же она, как подметил один уважаемый политолог, находится рядом с тем местом, где в СССР создавалась первая атомная бомба.

 

Источник: octagon.media

Заставка: 6 января 2019 года. Рабочий визит бывшего президента Украины Петра Порошенко в Турцию.Фото: Presidential Administration of Ukraine/CC BY 4.0 octagon.media

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: