Ещё раз об обществе потребления

223

Священник Дмитрий Шишкин

Источник: блог автора

Современное поколение, по крайней мере в «цивилизованных странах», в массе своей не ценит того что имеет. Во всех отношениях. Пресыщенность и переизбыток рождают сытое самодовольство и опасное чувство неизменного благополучия, ложное мнение, что всё существует «само по себе», естественным образом и обязано существовать дальше, чтобы удовлетворять наши «естественные потребности».

Недавно случилось мне просматривать фотографии Москвы более чем столетней давности. И вот я с изумлением заметил, как много людей тогда ходило по Москве… без обуви. Конечно, летом; в основном беднота и детвора, но всё же… Ходили босяком не для того, чтобы «слиться с природой» или соответствовать «зеленой повестке», не для какой-то оздоровительной «терапии», а просто потому, что обувь – вещь дорогая и ценная и не всякий мог позволить ее иметь. По той же причине великое множество людей на Руси ходило в каких-то обмотках, опорках, онучах, лаптях и т. д. Просто потому, что не могли себе позволить ходить в хорошей обуви. Нынешней молодежи даже странно, наверное, будет об этом слышать, но еще каких-нибудь сто лет назад сельский житель, идущий в храм – шел босяком, а обувь нес отдельно, чтобы поберечь ее и обуться только перед тем как войти в дом Божий.

Крыша над головой, еда, одежда, всякий полезный и хороший предмет – всё это воспринималось как дар Божий, который нужно блюсти, которым нужно дорожить. Ну а те, кто по той или иной причине лишались этих даров или жили в скудости – особенно понимали, что это именно дар, а не только результат человеческих усилий и с особенным трепетом относились и к тому малому, что имели. Отсюда эта, уже почти ушедшая и оставшаяся разве что у стариков привычка – собирать после трапезы крошки со стола и не выбрасывать их, а съедать с благодарностью и благоговением. Потому что отношение к хлебу было не только бережное и уважительное (как к плоду человеческого труда) но и благоговейное, как к дару Божественной благодати, в осознании того, что человеческий труд, не будучи благословленным, бывает бесплоден и горек.

Это смыслы, которыми испокон веку жил человек, стремящийся пребывать в согласии с Богом.

И вот наше время, кроме прочего, отметилось тем, что человек изобрел способы, условно говоря, перепроизводства по всем направлениям и во всех областях. Начиная с еды и лекарств, заканчивая товарами «народного потребления»: одежда, автомобили, всевозможная бытовая техника и т. д. Всё это для «прогрессивной» части населения земли создало переизбыток материальных благ, следствием чего стала утрата веры, страха Божьего, благоговения. Люди перестали ценить то, что имеют, считая всё перечисленное уже не дарами Божиими, а «благами цивилизации», как будто без Божьей помощи всё это изобилие могло бы осуществиться.

Но для чего же Господь попустил такое изобилие и перенасыщение материальными благами для определенной части человечества? Конечно, для того, чтобы те, кто научились эти блага производить с избытком – научились в то же время делиться ими с теми, кто имеет недостаток благ (даже элементарных). Вот и всё, ведь это очень простая мысль, согласитесь. И ведь, по сути, не так велика наша матушка земля и не так много нас всех – людей вместе взятых, чтобы эту заботу – не об отдельных группах «избранных людей», а обо всех в целом взять на себя сознательно и с ответственностью. Потому что стыдно зарывать в землю сотни тысяч тонн продуктов, товаров и предметов первой необходимости в то время, когда миллионы людей нуждаются во всем этом. Это тем более стыдно в наше время, когда те самые «достижения цивилизации» в области коммуникаций уже объемлют собою весь мир и нет (или совсем мало осталось) таких мест, куда трудно или невозможно было бы доставить всё необходимое для устранения нищеты, для доброй и спокойной (во всяком случае, в материальном отношении) жизни. Но мы этого не делаем. И главный орган, призванный во многом именно к этому, то есть ООН, занимается зачастую просто какой-то чепухой по сравнению с важностью этих главных задач и проблем, переливанием из пустого в порожнее или лоббированием корыстных интересов Коллективного Запада.

Опасность такого отношения к жизни заключается в том, что отсутствие благоговения и благодарности Богу за Его дары, отсутствие деятельного милосердия и разумного воздержания приводит раньше или позже к вразумительному наказанию, к отнятию тех самых «благ», чтобы в отсутствии элементарно необходимого человек осознал свою немощь и крайнюю нужду в высшей, Божественной помощи. Наказание здесь не самоцель, но средство возвращения человека на определенную ему стезю покаянного преображения собственной жизни и постепенного приведения ее в согласие с Богом.

А если всё это будет, то и труды наши будут благословенны и изобилие будет восприниматься как возможность для проявления милосердия, пресыщение – как грех, с которым надо бороться, а нормой будет считаться разумное воздержание и «возделывание земли своего сердца», с тем, чтобы эта «земля» приносила добрые и святые плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

Именно эти плоды доставляют человеку подлинную радость и осознание полноты жизни. И именно этих плодов, если мы внимательно посмотрим внутрь себя и вокруг – не хватает нам в первую очередь.

 

Источник: ruskline.ru

Заставка:  pixabay.

 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: