О натуральном разгроме МХАТа имени Горького
Ещё недавно, несколько лет назад, изрядная часть патриотической общественности бурлила и страдала. Причиной тому было назначение художественным руководителем МХАТа имени Горького Эдуарда Боякова. Заявленный им курс на патриотизм трактовался как уловка, конформизм и мимикрия. Смещение Татьяны Дорониной с поста руководителя театра на номинальную должность почётного попечителя, духовного наставника подавалось как «глумление над великой актрисой» и т. д.
Попытка Боякова создать на базе театра патриотический культурный центр также вызывала стойкое неприятие и скепсис многих старинных авторов нашей газеты. При этом фиксировалось тихое бешенство либералов, которые вдруг неожиданно страстно полюбили Татьяну Васильевну Доронину и впряглись защищать её от нападок «выскочки».
Почему либералы так себя вели, мне совершенно понятно: либеральный пул контролировал и контролирует до сих пор все значимые гуманитарные площадки в столице. При этом все известные патриотические «точки сборки» на тот момент перестали существовать. Например, особняк знаменитого «Клыковского центра» в Черниговском переулке из-за многолетней систематической неуплаты аренды был изъят городскими властями, что с точки зрения формальной логики совершенно справедливо. Именно этим грандиозным провалом увенчалась общественная деятельность преемника Вячеслава Клыкова журналиста Александра Крутова. Теперь бесхозная православно-монархическая среда тыкается и мыкается по Москве в поисках подходящих площадок для своих встреч и вечеров — эдакий бродячий рой шмелей.
Также стал недоступен небольшой, но «намоленный» зал в здании Союза писателей России. После смерти Валерия Ганичева особняк на Комсомольском проспекте отняли у литераторов, оставив им лишь несколько комнат. Остальные помещения волею Министерства культуры достались непонятным организациям, деятельность которых не видна без микроскопа. Зал ныне пустует, на сцене уже седьмой месяц лежит в позе фараона дохлая мышь, а писателям для их сборищ предоставлена комната с тридцатью стульями, что тоже логично.
На этом фоне энергичные попытки Эдуарда Боякова в 2019 году создать средовую патриотическую площадку на базе МХАТа имени Горького были крайне своевременны и вселяли надежду. Начался процесс стяжания разрозненных сил. Но недолго музыка играла: сначала шарахнула пандемия, а потом Боякова и вовсе уволили.
Даже когда на малой сцене МХАТа имени Горького читал свои лекции Дугин, выступал Проханов, общался с читателями Прилепин, часть патриотов всё равно продолжала недовольно кряхтеть и была чем-то уязвлена. Я же им говорил: «Радуйтесь и не спугните, чтобы сей светлый миг продлился как можно дольше! Ибо, если Боякова снимут, то вы получите по закону театрального жанра форменное чудовище, которое сожрёт и разметает сии слабые ростки патриотической культурной стратегии».
Что ж, я был, как всегда, не прав. Пришло вовсе не чудовище, а самый настоящий Кехман. Прошу любить и жаловать.
Из открытых источников известно, что Владимир Абрамович Кехман с 1990-х годов занимался торговым бизнесом, специализируясь на фруктах. К началу 2000-х стал одним из крупнейших поставщиков бананов из Эквадора в Россию. Его торговая компания «JFC» набрала в российских банках кредитов на сумму более 17 миллиардов рублей, после чего Кехман стал фигурантом уголовного дела по факту мошенничества в составе ОПГ.
Платить кредиторам не пришлось: нынешний директор МХАТа дважды был признан банкротом: и в Англии, и в России.
Поскольку основные убытки от деятельности Кехмана понёс Сбербанк, то неудивительно, что Герман Греф лично прокомментировал поведение фигуранта уголовного дела: «Это что-то за гранью добра и зла…»
Фото с сайта art-theatre
После чего Владимир Абрамович Кехман заявил: «При первом же нашем разговоре с Грефом он мне угрожал, привожу буквально: «Я выпущу кишки из тебя и буду преследовать до седьмого колена». Греф в моей ситуации выступает просто как орудие дьявола, который на протяжении моей жизни, с момента крещения, за мою любовь и преданность Богу и его святой церкви пытается меня уничтожить. Я считаю, что это личная неприязнь и антисемитизм…»
Читая эти строки, начинаешь понимать, что встретился с каким-то булгаковским персонажем, выпрыгнувшим в реальность со страниц фантасмагории.
Интересующимся биографией Кехмана полезно изучить материалы о транспортировке кокаина в Россию из Латинской Америки. Тогда власти Эквадора начали расследование об использовании похищенных в России денег на покупку наркотиков. Всё это активно обсуждалось в прессе.
В 2017 году в России уголовное преследование в отношении Владимира Кехмана было прекращено в связи «с истечением срока давности». В 2018 году в Великобритании Кехман был-таки признан виновным в мошенничестве, поскольку, по мнению британской Фемиды, он вводил в заблуждение “Банк Москвы”, получая кредиты путём обмана и фальсификации различных документов.
В 2019 году Владимир Кехман стал студентом ГИТИСа на платной основе, где он начал очно изучать программу “Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Режиссер музыкального театра”. Осенью 2021 года он был за каким-то дьяволом назначен на должность генерального директора МХАТа имени Горького и сразу публично заверил, что поставил перед собой цель вернуть в театр прежнего художественного руководителя Татьяну Доронину.
Последние месяцы Кекхман недвусмысленно даёт понять, что его цель — присоединить МХАТ имени Горького к МХАТу имени Чехова (художественный руководитель К. Хабенский): «Не существует никаких двух театров, это всё придумано случайным образом. Есть Художественный театр Станиславского. Однако тот театр, который он хотел сделать, ему не дали создать, поэтому наша задача — реализовать то, что он задумал».
Теперь о Дорониной. Прошлым летом писатель Юрий Поляков поверг общественность в шок, заявив, что Татьяна Доронина оказалась в «доме престарелых». До этого актриса находилась на лечении в подмосковном санатории «Барвиха», который принадлежит Управлению делами президента.
Верный продолжатель дела Станиславского Владимир Кехман тут же прокомментировал слова Полякова: оказывается, пребывание Дорониной в Барвихе стоило «чуть ли не 750 тысяч рублей в месяц». И актрису перевезли в специализированное учреждение для пожилых людей на юго-западе Москвы. По словам Кехмана, там ей гораздо комфортнее.
Вся эта дьволиада разворачивается на глазах изумлённой публики, и все как завороженные наблюдают за развитием сюжета, пребывая словно в каком-то оцепенении.
Позволю себе процитировать несколько высказываний Кехмана, которые он на голубом глазу сделал в ходе общения с журналистами московских изданий. Эти речи говорят сами за себя.
О здании МХАТа им Горького: «Это здание — типичный проект брутализма, есть такой стиль. С одной стороны, он очень аскетичный, а с другой — это театр. Но цветовые решения, которые здесь были, с точки зрения атмосферы театру не соответствовали. Мне это ужасно не нравилось».
О театральном идеале: «Мой театр — в первую очередь комфорт, пусть человек даже поспит. Случались годы, когда было так жарко в Петербурге, что люди приходили в Михайловский театр просто потому, что там были кондиционеры, и отдыхали в прохладе в удобных креслах».
Своеобразная трактовка истории Художественного театра: «…в моём понимании история Художественного театра, который имеет отношение к Станиславскому, была закончена в 1922 году. Потом это был другой театр. Более того, когда после долгой болезни Константин Сергеевич пришёл в 1932 году посмотреть, как актёры играют, он сказал: «Театр надо закрыть, а их всех заново учить» — всех вот этих великих его актёров».
О себе: «Я, условно, специалист по большому стилю, для меня это ключевой момент».
Тут я почему-то вспомнил Мольера: слова Тартюфа — это смесь напыщенной тарабарщины и дикого цинизма. Всё как во сне…
Недавно, проходя по величественному заснеженному Тверскому бульвару, я бросил взгляд на знакомое мне с детства здание МХАТа имени Горького и обомлел! Нисколько не стесняясь москвичей, ничего, как будто, не боясь, наш специалист по большому стилю в прямом смысле слова разрушил культовый фасад и интерьеры знаменитого московского театра.
Из фасада были выломаны роскошные тяжёлые, в стиле модерн деревянные двери с латунными ручками, а вместо них появился примитивный стеклопакет, явно взятый из магазина «Пятёрочка». Как это возможно?!!
Три года назад эти уникальные двери, созданные по проекту архитектора Кубасова в начале 1970-х, были бережно отреставрированы, а теперь их нет! Они куда-то ушли, у них выросли ноги.
Хочется воскликнуть: «Кехман, двери верни!»
В одном из многочисленных интервью этот персонаж, оказывается, заранее анонсировал сей акт вандализма: «Будет абсолютно другой театр: новая входная группа, полностью стеклянная, позволит с бульвара увидеть всё, что происходит внутри».
Что ж, «новой входной группой» в итоге оказались стеклопакеты. Ну-ну…
так было, ноября 2020 г.
В своём очередном интервью Кехман признался, что ему «ужасно не нравились» цвета внутри театра, и он долго страдал, не зная, что с этим поделать.
«У меня в какой-то момент уже опустились руки. Был утром на литургии, в алтаре, молился. Говорю: “Господи, прошу Тебя, пожалуйста, дай решение, ну какое-то решение, что делать”. Вечером мне звонят художники наши питерские: “Мы придумали. — Что? — Надо покрасить эти все колонны, лестницы червлёным золотом”. Когда они это сказали, меня осенило. Потому что в Михайловском театре белое золото, в Новосибирске — красное и жёлтое. Я считаю, червлёное золото — это абсолютный шик».
Ходит такое крылатое выражение по Руси: «Простота хуже воровства». Не знаю точно, что хуже, а что лучше, однако слова Кехмана – это какой-то сюр. Начиная от молитв в алтаре, заканчивая волюнтаризмом с анонимными питерскими художниками, которые по телефону, походя, угробили интерьер одного из самых стильных зданий эпохи позднего СССР!
Здание этого театра было великолепно. Суровость, массивность и неприступность его фасада являли пример изысканного стиля. Автор проекта Владимир Степанович Кубасов полвека назад создал подлинный шедевр и теперь в свои 92 года вынужден наблюдать, как по странной прихоти сказочного персонажа громят его творение.
— Товарищи, не пора ли вызвать милицию?
Среди сетевых публикаций нашёл вдохновенное описание интерьеров советского МХАТа:
«Внутри – сложносочинённый мир из морёного дерева и туфа, мрамора и бронзы, мятой штукатурки и лёгкого стекла. Неожиданные перепады высот, «рассеянные» светильники, зимние сады, уникальный фонтан из сульфидного стекла – работа Виктора Шевченко, корифея художественного стекла 70-х. Латунные крючки в виде птиц – всё это делалось командой единомышленников на одном дыхании, в авральные сроки, нередко – экспромтом, часто – руками главного архитектора».
Вот еще цитата из другой статьи: «Проект театра МХАТа — один из тех редких случаев, когда архитектор выступал в роли истинного демиурга и продумывал здание от первого бетона до последней дверной ручки. Владимир Кубасов вместе с коллегами А. Моргулисом и В. Ульяшовым в составе мастерской «Моспроект-2» занимался этим объектом почти 10 лет и, по его рассказам, фактически прожил эти годы в будущем здании. Перед началом реконструкции, инициированной вновь пришедшим тогда худруком Эдуардом Бояковым, Кубасов вновь посетил театр и прокомментировал фактически каждый уголок: как он был задуман, как сделан и что не так с ним сегодня».
Теперь уже не до уголков. Пущено под откос всё! Восторженный Кехман заявил, что обновлённый театр станет “абсолютной сенсацией” для москвичей и гостей столицы: «Я считаю, что Москва это место просто не узнает».
Это факт. Вместе с драгоценными дверями скрылся в неизвестном направлении старый стильный занавес — приглушённо-золотой, с парящей белой птицей. Вместо него неунывающие «питерские художники» снова предложили что-то своё, весёлое!
Так и хочется повторить за Германом Оскаровичем: «Всё это за гранью добра и зла…»
Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.