Суп для порчи мировых шедевров оплачивают нефтяники

213

Анна Цыба

«Сеятель» Ван Гога в римском Палаццо Бонапарте и его «Подсолнухи» в Лондонской национальной галерее, «Смерть и жизнь» Климта в венском Музее Леопольда, «Маха обнажённая» и «Маха одетая» Гойи в мадридском музее Прадо, «Девушка с жемчужной серёжкой» Вермеера в Гааге, «Стога сена» Моне в музее Барберини в Потсдаме – вот неполный список произведений искусства, пострадавших от действий европейских экологических активистов только за последний месяц. Бескорыстные борцы за спасение планеты рискуют попасть под судебное преследование и в тюрьму, но хорошо финансируются сторонними организациями, предпочитающими оставаться в тени.

График акций экоактивистов этой осенью оказался довольно плотным. После того как участники движения Just Stop Oil облили томатным супом картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи», их единомышленники попытались испортить чёрной жидкостью полотно Густава Климта «Смерть и жизнь». Участники всё той же организации Just Stop Oil напали и на «Девушку с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера в галерее Маурицхёйс в Гааге, «угостив» портрет томатным супом.

Другую активистку движения остановили охранники парижского музея Орсе: девушка попыталась облить супом полотно Поля Гогена и приклеить себя к автопортрету Ван Гога. Главное требование Just Stop Oil – остановить истощение природных ресурсов, прекратить использование углеводородов и предотвратить глобальное потепление и климатический коллапс.

Эпатаж и разрушение прекрасного для остановки разрушения планеты – лейтмотив новомодных экологических «терактов».

В начале ноября настала очередь работ художника Франсиско Гойи в музее Прадо в Мадриде и испанской экологической организации Futuro Vegetal. Активисты движения приклеили себя к рамам картин, попытавшись привлечь внимание публики к принятому ООН решению о невозможности выполнить установленное Парижским соглашением обязательство удерживать повышение глобальной средней температуры на уровне 1,5 градуса по сравнению с доиндустриальным показателем. Главной своей задачей участники Futuro Vegetal видят сокращение поголовья домашнего скота для снижения объёма выбросов парниковых газов.

В этом же месяце активисты немецкой Letzte Generation облили картофельным пюре картину Клода Моне «Стога сена» в музее Барберини в Потсдаме. Итальянский аналог организации под названием Ultima Generazione совершил акт вандализма в римском Палаццо Бонапарте. Жертвой стала картина Ван Гога «Сеятель» – полотно облили консервированным овощным супом. Обе организации выступают за сокращение объёма вредных углеводородных выбросов и переход на зелёную энергию солнца и ветра.

Источник: Just Stop Oil/YouTube

К счастью музеев, все картины были защищены стеклом и не пострадали от действий активистов, хотя риск проникновения жидкости, по мнению некоторых экспертов, всё же был. Стекло изначально предназначено для защиты от пыли, грязи и солнечных лучей, поэтому каждая атака экоактивистов может стать для бесценных полотен последней.

«Эти двое парней просто не имеют представления, что они наделали, сколь велика угроза повредить картину. Это шедевр Густава Климта <…>. Они прославились, но к цели предотвратить климатический коллапс это ничего не прибавит», – прокомментировал инцидент директор Музея Леопольда Ганс-Петер Виплингер.

По ту сторону баррикад: «Еды не будет ни для кого»

Итальянская газета La Repubblica взяла интервью у одной из активисток, обливших супом картину Ван Гога в Риме. Против Измаэлы, 24-летней студентки факультета биотехнологии окружающей среды, подан иск о порче, повреждении и незаконном использовании объектов культурного наследия. В случае признания девушки виновной ей грозит от двух до пяти лет тюремного заключения. Однако Измаэла не падает духом: «Это акт ненасильственного гражданского неповиновения, ведь миллиардам людей суждено умереть от жары, нехватки воды и продуктов питания. 30 лет петиций, маршей, активизма ни к чему не привели, и нам ничего не осталось, кроме как совершить это», – рассказала она.

Как объяснила Измаэла, активисты облили полотно супом именно потому, что намеревались привлечь внимание общественности к проблемам голода и нарушения пищевой цепочки. По той же причине была выбрана картина «Сеятель», порча которой должна заставить говорить о проблемах сельского хозяйства, потерях урожая, засухе и пищевом кризисе. На вопрос об ответственности девушка ответила: «Мы не рискуем получить судебные иски, мы их получаем. И берём на себя полную ответственность. Мы совершаем эти поступки потому, что считаем, что гораздо тяжелее по отношению к обществу не совершать их вовсе. Сейчас рискуем мы, чтобы потом всем нам не пришлось рисковать чем-то большим и гораздо более драматичным».

Ultima Generazione, членом которой является Измаэла, борется с возобновлением работы угольных электростанций в Италии, разведкой новых месторождений и призывает вместо этого использовать энергию солнца и ветра. Участники движения неоднократно совершали акты вандализма в музеях страны, однако каждый раз утверждали, что лишь привлекают внимание к проблемам экологии и ни в коей мере не повреждают сами объекты культурного наследия, заботясь о том, чтобы картины не пострадали во время акций.

Большие деньги

За деятельностью перечисленных организаций по защите окружающей среды стоят серьёзные международные структуры. Немецкая Letzte Generation напрямую финансируется калифорнийским фондом Climate Emergency и частными лицами. С момента основания организация получила более 100 тыс. евро пожертвований. Letzte Generation имеет разветвлённую структуру, в которую входят так называемый следственный комитет, куда могут обращаться за помощью арестованные активисты, группа «Психологи будущего», предлагающая нуждающимся участникам движения моральную и психологическую поддержку, а также система «убежищ для активистов» (Aktivisti Retreats), которая позволяет измотанным работой в организации членам отдохнуть в течение нескольких дней на природе.

Всё тот же фонд Climate Emergency спонсирует и итальянских коллег из Ultima Generazione, и британскую Just Stop Oil. В прессу просочилась информация о том, что непрямым жертвователем последней является внучка основателя нефтяной компании Getty Oil Эйлин Гетти, направившая Climate Emergency 1 млн долларов.

Эйлин уже заявила, что одобряет прошедшие в музеях акции, подтвердив свою опосредованную причастность к ним. Так появилась ставшая чрезвычайно популярной в сети теория о намеренной дискредитации активистов экологических движений со стороны нефтяных и газовых компаний. На слуху имя ещё одного знаменитого жертвователя, уже из Голливуда: внучатая племянница основателя Walt Disney Productions Эбигейл Дисней перечислила в фонд 200 тыс. долларов.

Just Stop Oil, Letzte Generation и Ultima Generazione входят в состав объединения A22 Network, которое видит своей миссией создание нового мира. Главный спонсор сети A22, разумеется, Climate Emergency.

Участники испанской Futuro Vegetal, которая тоже занимается порчей произведений искусства, выступают за сокращение поголовья домашнего скота и призывают отказаться от развития животноводства, полагая, что на его долю приходится большая часть выбросов парниковых газов. Как показало расследование испанской газеты El Español, домен Futuro Vegetal был впервые зарегистрирован в штате Аризона (США), а 22 января члены организации вышли к зданию министерства сельского хозяйства Испании на свой первый митинг протеста против выдачи субсидий предприятиям животноводческой отрасли. По информации газеты, участники движения еженедельно проводят видеоконференции в Zoom, а через платформу CryptPad осуществляют сбор пожертвований на поддержку организации. На сегодняшний день Futuro Vegetal собрала более 110 тыс. евро.

Фонд Climate Emergency на своём официальном сайте сообщает, что с момента основания в 2019 году он профинансировал деятельность 94 организаций, занимающихся защитой окружающей среды. При этом фонд настаивает на том, что поддерживает исключительно группы и организации проактивной, фактически экстремистской направленности. На сайте Climate Emergency размещены многочисленные снимки, сделанные во время акций протеста, в том числе в картинных галереях, а также голодных забастовок. Фонд отмечает, что в 2022 году он выделил около 4,5 млн долларов 43 амбициозным «храбрецам» – радикальным экологическим организациям. «Градуализм провалился. Но активизм работает», – сообщается на страницах Climate Emergency. Учитывая тот факт, что деятельность большей части радикальных экологических активистов финансируется именно этой организацией, предположения о заговорах музеев для привлечения внимания к утратившим, по мнению некоторых, привлекательность картинам правильнее всего было бы назвать иллюзорными.

Рим

 

Источник:  octagon.media

Заставка: с сайта octagon.media

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: