Как поддержать исследовательский интерес детей и не отбить желание задавать вопросы



 

Олеся Кобыльцова

 

Ребенок познает мир через вопросы и ответы на них. Как часто мы слышим эту фразу, правда? Но осознаем ли мы свою ответственность, ответственность взрослого по отношению к детским вопросам? Об этом мы говорили на одной из лекций в магистратуре МГПУ «Образовательная медиадеятельность», и так у меня родилась идея написать об этом колонку.

Реакция взрослых на вопросы детей во многом формирует уверенность детей в себе, в своих суждениях. И здесь роль взрослого выходит на первый план. Как отвечает родитель на сто тысяч детских «почему». Может ли отвлечься от своих важных дел и внимательно послушать, но главное – услышать ребенка.

Очень легко отбить желание ребенка спрашивать. Нет в жизни исследователей без умения задавать вопросы. И нет глупых, неправильных вопросов.

Мне кажется, что к этому требуется трепетное отношение. Как росточек, который появляется из семечка и требует заботы, так и вопросительность ребенка требует укрепления и поддержки, правильного «полива». Можно пережать, надавить. И так же легко отбить желание исследовать самому, есть риск дать ответ слишком рано, не дав ребенку возможности обдумать, осознать проблему, задачу.

Порой думаешь – может, пройти обучение и практические занятия, чтобы была возможность балансировать и правильно реагировать на детские вопросы? Держать лицо, не засмеяться, не осудить, не надавить. Столько этих «не» для взрослого! Это касается своего ребенка, который знает тебя и твои реакции от и до. А если работаешь с детьми в школе? Учителя начальных классов восхищают этим умением, я бы сказала, суперсилой.

Сопровождая детей 3–4-х классов на фестивале естественнонаучного образования «Загадки природы», приятно поражаюсь, как трепетно относятся профессионалы к мнению, голосу детей. Даже если, как кажется на первый взгляд, смешной и неуместный вопрос прерывает мастер-класс и погружение:

«А как медведь такой лапой с когтями в носу ковыряет?» И здесь от ответной реакции педагога зависит очень многое. Можно не удержать эмоции на лице и выявить недовольство тем, что прервали важный монолог, а можно поддержать вопрос, зафиксировать его.

Интересно наблюдать за тем, как дети строят предметный диалог с учеными. Где коммуникация строится не в назидательной позиции, а с позиции равноправных участников диалога. Здесь вопрос уже предполагает своеобразное понимание, предчувствие ответа, а не просто фиксацию интереса, мысли. Появляются и уточняющие вопросы участников, иллюстрирующие понимание хода исследования, точности в организации эксперимента.

Наблюдая за детьми и их вопросами, открываешь характеры детей, их философское понимание этого мира. Детские вопросы – это удивительное, чистое стремление к знанию, к исследовательскому взгляду на мир. Погружаясь в пространство детской вопросительности, туда, где дети могут задавать свои вопросы, ты и сам замечаешь, что мир – удивительное место.

Комментарий психолога, профессора МГПУ и МГППУ Владимир Кудрявцева:

«На «капичниках» – знаменитых семинарах П.Л. Капицы, которые Петр Леонидович проводил в Институте физических проблем АН СССР, он любил задавать участникам «детские» вопросы, вроде: «Почему Луна сделана не из чугуна?». Эти вопросы вызывали наибольшие трудности у участников, а их обсуждение перерастало в горячие дискуссии. Теоретические конструкты, взятые напрокат, «по-взрослому» не работали. На проблему нужно было посмотреть глазами ребенка, который некоторым чудесным образом владел этими конструктами как минимум на уровне обсуждения в ИФП. Это был высшей пилотаж проблематизации».

А воображаемый Учитель, герой серьезнейшей книги историка математики, логика и философа Имре Лакатоса «Доказательства и опровержения», с детской непосредственностью предлагает своим воображаемым ученикам просверлить дырку в многоугольники, чтобы проверить на прочность теорему о сумме его углов. Что будет? Теорема, в итоге, проверку выдерживает. Но какая интеллектуальная коллизия возникает на уроке! Рекомендую читателю открыть эту чудесную книжку, как мне, в свою очередь, посоветовал сделать мой учитель В.В.Давыдов.

Как писала Ахматова, о Пастернаке: «Он награжден каким-то вечным детством». А это из лагерного письма философа и теолога о. Павла Форенского дочери:

«Секрет творчества – в сохранении юности. Секрет гениальности – в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь. Эта-то конституция и дает гению объективное восприятие мира, не центростремительное, своего рода обратную перспективу мира, и потому оно целостно и реально. Иллюзорное, как бы блестяще и ярко оно ни было, никогда не может быть названо гениальным. Ибо суть гениального мировосприятия – проникновение в глубь вещей, а суть иллюзорного – в закрытии от себя реальности. Наиболее типичны для гениальности: Моцарт, Фарадей, Пушкин – они дети по складу со всеми достоинствами и недостатками этого склада…».

 

 

Источник:  vogazeta.ru

Заставка:  pixabay

 

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.