Со дня смерти Сталина прошло больше 60 лет. Однако он оставил после себя незабываемый след в истории России. Еще при жизни Иосиф Виссарионович был неоднозначной и значимой фигурой. Одни считают его гениальным правителем, другие осуждают непростительные деяния. Также и в церковной среде нет единства мнений: может, «богоданный император» сказано именно про него, а, может, он — еретик? Как же на самом деле относился Сталин к церкви и можно ли считать его верующим?
Семинарист с детства
Будущий государственный деятель рос в неблагополучной семье. Мать-прачка в попытке вырастить сына образованным человеком отдала его в духовное училище. Сталин окончил школу с отличием, после чего увлекся революционным движением. Это предрешило его дальнейшую судьбу. Он оставляет духовную карьеру, поскольку революционное движение всячески стремилось дискриминировать церковь.
Участие Сталина со стороны советской власти к церкви
В 1928 году начинается ожесточенная борьба с религией при помощи социальных реформ и репрессий. Власти были убеждены, что необходимо искоренить традиционное национальное сознание, построив общество, основанное на социализме.
В это время, после знакомства с Лениным, Сталин укрепляет свои позиции. Военный деятель добивается должности генерального секретаря партии. Свое командование он начал со смягчения прежней антицерковной политики.
Товарищ Сталин подписывает решение политбюро умерить пыл в отношении религиозных деятелей. В исторических документах было прописано:
«Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей Русской православной церкви, преследование верующих».
Рассмотрим еще один пример. В Московском театре советский поэт Демьян Бедный ставит пьесу «Богатыри». Вышло высмеивание Руси: Владимир Ясно Солнышко представлен как мерзкий и жадный старик, русский народ — ленивые пьяницы. Узнав о данной постановке, Сталин распорядился о ее немедленном запрете, как чуждой советскому искусству. А в гневном письме написал:
«Спектакль дает антиисторическое и издевательское изображение Крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа».
Отношение к церкви в военный период
Сталин с началом военных действий отправляет всё церковное начало в Ульяновск, под предлогом эвакуации. В 1943 году церковь получила разрешение лично от Сталина о восстановлении патриаршества и избрании патриарха Сергия Страгородского. А также разрешение на открытие многих тысяч храмов, приходов и монастырей.
«Меня боишься, а Бога — не боишься?»
Узнав о благоприятно складывающемся отношении к церкви, грузинский митрополит решил этим воспользоваться. Он поручил своему представителю, который к тому же был одноклассником Сталина в грузинской семинарии, отправить вождю предложение о встрече. На что Иосиф Виссарионович с радостью согласился. Грузинский митрополит озадачился вопросом, как при встрече лучше расположить к себе: в гражданском или церковном одеянии?
При встрече Сталин подошел к бывшему однокласснику (представителю грузинского митрополита) со словами:
«А где же твоё митрополичье одеяние? Выходит, ты меня боишься».
Затем показал пальцем вверх и спросил:
«Меня боишься, а Его не боишься?».
Однако резиденция патриарху была предоставлена.
Политический деятель был прагматичен и далек от религии. По своему отношению к вере он агностик, то есть человек, не верующий ни в существование Бога, ни в его отсутствие. Для него атеизм не являлся вопросом принципа. Однако не стоит романтизировать Сталина. Особую снисходительность Русская православная церковь получила во время войны, потому что такая государственная политика была выгоднее и целесообразнее в тот исторический период.