Проблемы с электронными сервисами не прекращаются с начала учебного года



Светлана Цикулина

«Такого безобразия, как в этом году, не было никогда», – так говорят о работе школьных электронных сервисов педагоги и родители. Через три недели после начала учебного года нормально не заработал электронный дневник. Педагоги жалуются, что система не позволяет им заниматься домашними заданиями и выставлять оценки, а у детей и родителей сервис периодически не открывается. В последние несколько дней фиксировались проблемы с записью в кружки и секции, а также с оплатой питания: дети не смогли заплатить за заказанный обед и остались голодными.

Школьная цифра дала трещину

 Непрекращающиеся с начала учебного года сбои в Московской электронной школе (МЭШ) серьёзно отразились на учебном процессе. В минувшие выходные сервис полностью перестал работать, школьники не могли узнать домашнее задание и расписание уроков на понедельник.

– После отключения электронного дневника выяснилось, что в классе сына ни у кого нет расписания на следующую неделю. Оно у нас несколько раз менялось. Про домашнее задание я уже даже не говорю, – рассказала «Октагону» мама пятиклассника Наталья. – Бумажного расписания не оказалось и у классного руководителя. По-видимому, вечером в воскресенье в здание школы отправили кого-то из администрации, список предметов на понедельник нам разослали уже в десятом часу вечера. Домашнее задание дети тоже не выполняли, так как никто его не помнил. Вечером учителя разослали в классные чаты типовое сообщение, очевидно, составленное для всех школ департаментом образования, о том, что плохих оценок за невыученные уроки не будет.

В понедельник утром сбои продолжились: вместе с электронным дневником отключилась система «Проход и питание». Родителям перестали поступать уведомления о том, что ребёнок зашёл в школу. У некоторых детей не срабатывали карточки при проходе через турникеты. В этот день в школах невозможно было оплатить по карточке заранее заказанный обед. Родителей просили давать детям с собой наличные.

«Во вторник карточки “Проход и питание” вроде как заработали, но на mos.ru возникли проблемы с их пополнением. Я не смогла вовремя положить средства. В результате дочь осталась без обеда, хотя у неё были дополнительные занятия до пяти вечера. Попросить еду в столовой в долг ребёнок постеснялся».

Оксана | мама школьницы Оксана
мама школьницы

Одновременно со сбоями в МЭШ и системе «Проход и питание» престала работать запись в школьные секции и кружки. С этого года договоры на услуги дополнительного образования родители должны заключать в электронном виде, бумажная подача документов упразднена.

Учителя и родители говорят о том, что после частичного восстановления система продолжает работать с перебоями.

– В нашей школе у части педагогов получается назначить домашнее задание и проставить оценки, других система не пускает. С чем это связано, никто не понимает. Ученики говорят, что дневник у них периодически не открывается. К тому же из системы стали пропадать оценки, выставленные учителями ранее. У детей возникают трудности с выполнением цифровых заданий и просмотром электронных материалов, – пояснила учитель математики Марина Соколова.

По данным источника газеты «Коммерсантъ», сбои в МЭШ связаны с DDoS-атаками хакеров.

В департаментах информационных технологий и образования эту информацию оставили без комментариев. В период сбоев на сайте mos.ru была вывешена информация о плановых технических работах.

Между тем родители обратили внимание на то, что на сайтах московских школ ещё летом появились сообщения, что с 1 августа по 30 сентября в связи с проведением плановых технических работ могут наблюдаться перебои в работе образовательных сервисов.

– Сентябрь – достаточно странное время для проведения технических работ на школьных электронных ресурсах. Эти мероприятия можно было закончить летом. Похоже, состояние сервиса в техническом плане весьма плачевное, он не тянет большую нагрузку и нормально не защищён от хакерских атак, которые участились с началом специальной военной операции на Украине. Если это так, то сбои на ресурсах в ближайшее время вряд ли прекратятся, – считает программист Андрей Пашков.

 

Школьники разучились нормально учиться

Тем временем сбои в работе МЭШ показали, что за годы цифровизации образования, в том числе за время пандемии, ученики окончательно разучились работать в традиционном формате.

– Сбои в МЭШ постоянно происходят в начале учебного года, к этому уже все привыкли, – говорит учитель русского языка и литературы Тамара Тимофеева. – Но обычно проблемы решаются в течение недели, дальше система худо-бедно работает. В этот раз неполадки регулярно возникают уже четвёртую неделю. Это привело к тому, что большинство школьников не могут настроиться на учёбу, не делают домашние задания, забывают учебники и тетради. Количество плохих оценок увеличилось. Дети уже разучились работать в традиционном формате, многие даже в пятом-шестом классе не могут правильно записать задание в тетрадь с доски и своевременно его выполнить.

По словам педагога, весь сентябрь родители по вечерам заваливают классных руководителей сообщениями с просьбой прислать домашнее задание. В результате вместо отдыха учителя вынуждены обзванивать других предметников, преподающих в классе.

Родители считают, что в таком положении вещей также виноваты сами педагоги и администрации школ.

«Дело в том, что бумажный дневник для ребёнка – это способ организации, а школы в последние годы делали всё, чтобы отказаться от него».

Ольга Зотова | мама семиклассницы Ольга Зотова
мама семиклассницы

– До текущих сбоев в МЭШ большинство учителей в классе дочки вообще не озвучивали домашнее задание на уроке, а задания в электронном дневнике могли появляться после восьми и даже девяти часов вечера, – говорит мама семиклассницы Ольга Зотова. Родители не раз поднимали этот вопрос на собраниях, но наше мнение никого не интересовало. Проблема в том, что администрации школ исправно выполняют план чиновников, учителя получают за работу в МЭШ доплаты, а дети всё меньше и меньше кого-то интересуют. Нормальных учителей, которые пытаются учить детей без безумных цифровых заданий традиционными методами, из школ методично выживают. Теперь получается, что достаточно просто отключить электронный сервис, – и учёба идёт коту под хвост.

По словам Ольги, ещё в прошлом году несколько родителей из их параллели написали отказ от электронного дневника. Но добиться от администрации школы и учителей, чтобы детям ежедневно выставляли текущие оценки в бумажный дневник, родителям не удалось.

– Всё свелось к тому, что классный руководитель просто раз в неделю присылает нам на почту скриншоты с оценками. Учителя говорят, что заполнять дневник им некогда, – пояснила женщина.

 

МЭШ захватит всю Россию

В начале сентября стало известно, что технологии МЭШ с 1 января 2023 года планируют внедрять по всей России. Правительство Москвы, Минцифры и Минпросвещения подписали соглашение о сотрудничестве в сфере создания, развития и эксплуатации информационной системы «Моя школа».

Планируется, что в федеральной государственной системе «Моя школа» будут использованы электронный дневник, электронный журнал, портфолио учащихся и многие другие инструменты МЭШ.

Коммуникация на этой платформе будет осуществляться с помощью сервиса для школ в учебном профиле «Сферум» в мессенджере соцсети «ВКонтакте». Предполагается, что с помощью сервиса учителя, школьники и родители будут общаться между собой, обмениваться учебными материалами, участвовать в чатах и конференциях. «Сферум» должен заменить иностранные платформы Zoom и Microsoft teams.

Но ещё на старте проекта родители выражали своё недоверие соцсети «ВКонтакте», без создания аккаунта в которой использование сервиса «Сферум» невозможно из-за большого количества деструктивных групп. Учителя, которые уже имели опыт работы с новым мессенджером, жалуются, что программу достаточно сложно освоить, у сервиса неудобный интерфейс. К тому же он регулярно зависает. Ко всему прочему, сервис предназначен для установки на мобильные устройства. При этом Минпросвещения с 1 сентября запретило использовать мобильные телефоны на уроках в школах. Для каких целей, кроме учебных, тогда нужен «Сферум», участникам образовательного процесса пока не очень понятно.

 

Источник:  octagon.media

Заставка: wikimedia

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.