Рынок России ожидает роста цен из-за Китая

176

Анна Котолуп

Программа импортозамещения в России рискует столкнуться с новым препятствием. Эксперты опасаются, что Китай может значительно повысить цены на производственное оборудование, экспортируемое в РФ. Предпосылки для этого уже есть. Если предположения оправдаются, конечная стоимость выпускаемых в России товаров, как и сроки изготовления, вырастет в разы.

После введения западными странами санкций в отношении России Китай стал рассматриваться как один из главных экономических союзников нашей страны. За первое полугодие 2022 года товарооборот с дружественным государством увеличился на 29 процентов по сравнению с прошлогодними показателями.

Произошло это в первую очередь за счёт увеличения китайского импорта из России почти в полтора раза. Экспорт КНР в РФ продемонстрировал рост лишь на 5 процентов за полгода. Но июль доказал, что перспективы для повышения объёма закупок в Поднебесной есть – он вырос до 22 процентов.

При этом Китай, обретая исключительный статус как поставщик некоторых необходимых России групп товаров, вполне способен поднять цены на них, считает экономист Виталий Калугин. Прежде всего это касается оборудования для промышленного производства, в том числе бывшего в употреблении.

По словам источника «Октагона», близкого к федеральной власти, объективных данных о стоимости поставляемой в Россию китайской аппаратуры нет. Обычно совершаются комплексные сделки, и каждую линию завозимого оборудования необходимо анализировать отдельно. Однако тренд на повышение очевиден и конкретные цифры могут появиться в ближайшее время.

«Среди среднекрупных стран, которые не закрывают экспорт в нашу страну, осталось не так много тех, кто выпускает более-менее современные технологии. В Южной Америке, Казахстане, Иране, Турции мало или практически ничего нет».

Виталий Калугин | экономист Виталий Калугин
экономист

– А у Китая довольно большой выбор в металлургической, обрабатывающей промышленности, в производстве товаров бытового назначения. Зная, что мы не сможем пойти куда-то ещё, он будет завышать ценник, – полагает собеседник.

В качестве примера он приводит недавнюю ситуацию на рынке производства микрочипов, когда в том числе из-за Китая стоимость даже устаревшего оборудования для их изготовления увеличилась в десятки раз.

Определённую роль сыграли и объективные факторы: последние несколько лет мировая отрасль в целом пребывала в состоянии кризиса, обозначилась острая нехватка аппаратуры для производства чипов.

Сроки изготовления и поставок новых станков и компонентов для них стали доходить до 30 месяцев.

На этом фоне Китай, стремясь обрести независимость от экспортируемых микрочипов, стал в больших объёмах закупать оборудование прошлых лет. То, что отправлялось на перепродажу, резко выросло в цене.

В то же время эксперт отмечает, что на итоговом ценообразовании скажутся трудности с логистикой и вопросы, касающиеся торговой валюты.

– Чтобы финансировать сделку, мы будем вынуждены привлекать китайские банки. Они, конечно, готовы принимать юань, но доллар предпочтительнее. А с долларами мы работать не будем, значит, будем переплачивать за финансирование сделок с Китаем, – пояснил Виталий Калугин.

Поставляемое Китаем оборудование будет преимущественно подержанным, прогнозирует он, а значит, менее производительным. В совокупности это приведёт к значительному повышению себестоимости готовой продукции.

На росте цен закупаемого в КНР оборудования может сказаться и повышение стоимости фрахта. Как говорит Виталий Калугин, Китай, зная об отказе крупнейших фрахтовых компаний работать с Россией, уже её поднял. И это притом что с начала 2022 года в целом в мире фрахтовые ставки перешли к снижению, уточнила аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева.

– Факторами роста в прошлом году, помимо спроса, стали пандемийные ограничения, дефицит транспортных мощностей, заторы в портах, перекрытие Суэцкого канала, – рассказала она «Октагону».

«Начиная с 2022 года ситуация стала налаживаться: обстановка с дефицитом контейнеров и заторами в узких местах постепенно восстанавливается, предложение начало превышать спрос, поэтому ставки начали снижаться».

Наталия Пырьева | аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева
аналитик ФГ «Финам»

Дополнительное воздействие на рынок морских контейнерных перевозок оказал конфликт на Украине, из-за которого западные суда перестали заходить в российские порты, что привело к ещё большему сжатию спроса и росту предложения, добавила собеседница. С начала года стоимость перевозки 40-футового контейнера в мире снизилась на 57 процентов (год к году) – до 5,986 тыс. долларов. Впрочем, это по-прежнему на 66 процентов выше среднего показателя за последние пять лет в 3,594 тыс. долларов.

Эксперт по Китаю, член генерального совета Российско-азиатского союза промышленников и производителей, учредитель Института мозговых центров Шёлкового Пути Синьцзян-Уйгурского автономного района Максим Спасский подтверждает, что цена на китайское оборудование для российских компаний сейчас действительно может быть выше, чем для предприятий из других стран. Однако в целом он отмечает и объективные причины повышения стоимости.

– Китайские компании очень чётко ориентируются в товарах, которые становятся сейчас недоступными в России. Спрос формирует предложение. Но цены растут не только поэтому: опять на локдаун закрываются целые районы в Шеньчжене, что приводит к определённому дефициту электроники. Сухая погода привела к закрытию судоходства на некоторых речных магистралях, что повысило стоимость перевозок. Надо уже принять новую действительность, в которой время дешёвых товаров закончилось, – заявил Максим Спасский.

 

Источник:  octagon.media

Заставка:  pixabay

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: