«Звезды» уже никому не нужны



Ирина Алкснис
обозреватель РИА «Новости»

 

Судьбы российской творческой интеллигенции продолжают волновать отечественную общественность. Отмена российских гастролей отъехавшей в Штаты группы Little Big, выступление Филиппа Киркорова в Крыму перед участниками СВО, утечка в СМИ пресловутого черного списка артистов, которым вроде как нет хода в проекты с госфинансированием… Едва ли не каждый день приносит новости, которые в свою очередь провоцируют все новые волны обсуждения с поиском ответов на два извечных русских вопроса.

Впрочем, с ответом на первый из них – кто виноват? – особых трудностей нет, и консенсус тут в целом достигнут. По доминирующему мнению, в том, что российская творческая интеллигенция в значительной своей части занимала антироссийские, антигосударственные, а то и открыто предательские позиции, виновата процветавшая в культурной среде система, развратившая наших артистов, художников и прочих представителей творческого сословия. Когда десятилетиями на щедром финансировании процветали русофобы, открыто обливавшие Россию грязью, – и это считалось нормальным и правильным, потому как свобода творчества и свобода слова.

С ответом на второй вопрос – что делать? – обстоит сложнее. Лежащий на поверхности ответ – «надо делать правильный выбор и финансировать в искусстве патриотов и настоящие таланты» – и прост, и сомнителен. В конце концов, когда советское государство создавало отечественную систему поддержки искусства, оно ориентировалось как раз на эти принципы – и замечательные результаты действительно были. Но было и другое – именно эта система за пару считанных поколений породила творческую интеллигенцию, которая сыграла свою пусть не роковую, но значительную роль в уничтожении Советского Союза. Ведь нынешняя русофобская творческая тусовка – всего лишь наследники (как духовные, так и местами буквальные) той советской артистической элиты, которая ненавидела и презирала страну, давшую ей все.

Это закономерным образом подводит к мысли, что необходим какой-то принципиально иной механизм взаимодействия общества с искусством. И еще совсем недавно – каких-то 10–20 лет назад – был очевидный образец, который демонстрировал принципиально иные результаты в данной сфере и на который довольно многие (включая и автора текста) предлагали равняться. Речь, разумеется, о Западе. Там искусство традиционно получает минимальную поддержку государства, а в остальном художникам предлагается ставить свое творчество на самоокупаемую основу. И это работает. Особенно в США, где созданы настоящие бизнес-империи практически во всех артистических сферах – кино, шоу-бизнесе, театре, литературе, изобразительном искусстве, цирке, опере, все не перечесть. И при этом тот же Голливуд десятилетиями служил образцом американского патриотизма и важнейшим инструментом мягкой силы США. За собственный счет, что характерно. То есть, казалось, что у американцев получилось то, на чем потерпела неудачу Россия. Однако сейчас этот пример совершенно не актуален.

За несколько считанных лет вскрылось, что западная политика в отношении деятелей искусства обернулась ровно теми же результатами, что и у нас. Различия – в местных особенностях, а по существу, одно и то же: фанатичная в своей деструктивности тусовка, презирающая народ, который ее кормит, и не терпящая в своих рядах никакого инакомыслия. Разница только в том, что у нас в стране у артистического мейнстрима в основе – ненависть к России, а на Западе – woke-активизм во всем его либеральном тоталитаризме.

Причем у наших «творцов» хотя бы есть оправдание: привычка кормиться от бюджетов, при этом не отчитываясь за результаты, действительно было способно породить манию величия и уверенность в своей вознесенности над «этой страной» и ее жалким народом. Но Голливуд-то, чье благополучие целиком и полностью зависит от кассовых сборов и широты аудитории, куда понесло? Церемония «Оскара» не устает бить рейтинговые антирекорды – потому что людям уже неинтересно, что там такого в очередной раз наснимали передовые кинематографисты. «Нетфликс» так достал агрессивным продвижением ЛГБТ-тематики, что уже потерял немалую часть аудитории и кучу денег. У «Диснея» те же проблемы. И так в какую художественно-артистическую сферу ни ткни. А это приводит к выводу, что в проблемах с российским творческим классом виновато не государство с его политикой. Дело в более масштабных и объективных обстоятельствах.

И они, в общем, тоже вполне очевидны, если задуматься. За последние 100–150 лет произошло, с одной стороны, взрывное развитие медиатехнологий и сферы развлечений, а с другой – расширение публичной политики за счет широких масс. Все это породило феномен «звезд», которые заодно стали лидерами общественного мнения, поскольку миллионы людей, испытывавших к ним симпатию, воспринимали их как авторитет и в общественно-политических вопросах. Именно это, в конечном счете, «снесло башню» артистической элите по всей планете, заставило ее почувствовать свое право взирать на плебс сверху вниз и диктовать тому свои общественно-политические представления о прекрасном.

Возникает вопрос: так что же делать? Видится, что не требуется ничего сверх того, что уже происходит.

Во-первых, все тот же научно-технический прогресс, а конкретно интернет, социальные сети и прочие технологические достижения уничтожили «звезд», как класс. Вместо них пришли «звездочки». Места Мэрилин Монро и Любови Орловой, Эрнеста Хемингуэя и Константина Симонова, «Битлз», Майи Плисецкой и Сальвадора Дали заняли люди, чьи лица, имена и творчество известны весьма узкому кругу поклонников. В этом смысле никакой разницы между Людмилой Улицкой и Даней Милохиным нет – у второго аудитория, пожалуй, и побольше будет.

Во-вторых, современные «звездочки» уверовали в свое общественно-политическое могущество, глядя на примеры своих предшественников-титанов, – и зарвались. Теперь они начали пожинать плоды собственных ошибок, теряя популярность, аудиторию и деньги. Рискну высказать прогноз. Думаю, что в течение одного-двух поколений положение артистического сословия вернется к историческому статус-кво – оно будет творить и развлекать, но никому и в голову не придет воспринимать его представителей как авторитетов в общественно-политических вопросах.

Что касается того, должно ли все-таки государство финансировать искусство, то это, конечно, вопрос дискуссионный. Но хотелось бы напомнить, что один из самых удивительных и прекрасных феноменов, известный миру под названием «русский балет», стал возможен и продолжает существовать именно благодаря тому, что он исторически поддерживался российским государством.

 

Источник:  vz.ru

Заставка:  pixabay

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.