Виктор Аксючиц. Пленённый старец



Мои близкие отношения со схиархимандритом Илием в течение более тридцати лет в последние годы возмущают прилепившихся к нему неофитов, пытающихся «приватизировать святость» и не допускать к нему паломников, которые хотят получить совет и благословение при отъезде добровольцами в СВО на Украину, на оказание материальной помощи вновь формируемым военным частям из добровольцев. Эта некрасивая история, о которой я хочу рассказать, обнажила не только личные амбиции некоторых людей, окружающих батюшку, но и некий идеологический заказ, который выглядит безобразно во время войны Запада с Россией. Ладно бы, если б всё ограничивалось тем, что Геннадий, сопровождавший батюшку в поездке в Австрию, потребовал купить себе крутой джип (об этом рассказал мой знакомый русский предприниматель из Вены). Но дело оказывается гораздо серьёзнее: речь идёт о блокировании и цензурировании общения всероссийского молитвенника, что не соответствует не только православным канонам, но и нравственным нормам. Получается, что патриарх Кирилл «приватизировал» не только вопрос с останками семьи императора Николая II, но и своего духовника. К тому же запрет на разговоры со старцем «о политике», на просьбы о его благословении добровольцев говорит о каком-то странном отношении к той освободительной войне, которую сейчас ведёт Россия. Далее обо всём по порядку.

 

Лучезарные встречи со старцем Илием. В 1989 году во время нашей бурной общественной деятельности меня и моих близких очень радовали светлые письма русских православных монахов с Афона – читателей литературно-философского журнала русской христианской культуры «Выбор», который мы выпускали и размножали в самиздате вместе с моим другом Глебом Анищенко. Журнал начали тиражировать и в парижском эмигрантском издательстве Русского студенческого христианского движения (РСХД), он стал широко известен среди православных людей во многих странах.

В каждом номере был мой телефон, и в доме он беспрестанно звонил. Нередко звонили и не вполне уравновешенные люди. Как-то раз моя жена, отвечая на очередной звонок, раздражённо спросила: «Кто говорит?» «Знакомый». – «А как зовут знакомого?» «Отец Илий». Так я впервые услышал высокий голос схиархимандрита Илия, приехавшего с Афона восстанавливать Оптину Пустынь. Мы встретились на Патриаршем подворье в Переделкино и проговорили несколько часов. Для меня это было самой высокой оценкой нашего «Выбора». Вскоре отец Илий стал духовником Оптиной пустыни.

Мудрый старец являет собой живое свидетельство Христовой любви: к многочисленным паломникам со всей России он проникнут кроткой до самоуничижения заботой, на каждого подходящего успевает обратить свой, проницающий душу, взгляд и сказать заветное слово, помочь целительной молитвой.

В бурной и жёсткой политической борьбе в самые сложные времена доходило до меня его светлое напутствие – либо его запиской, либо телефонным звонком его келейника. Несколько раз он спасал меня: кротким предостережением в какой-либо коварной ситуации, молитвенным заступничеством в ситуации роковой. Будучи для меня высочайшим духовным авторитетом, отец Илий никогда не предъявлял жёстких требований. Но на встречах с ним я сам лучше понимал и свои грехи, и свои возможности. Всякий раз удивляет осведомленность схимника в вопросах общественной и политической жизни страны, его суждения здесь неизмеримо глубже профессионалов. Более всего меня поддерживает его интерес к моему творчеству, он неизменно напутствует: «Ты публикуй, публикуй». Как-то в середине девяностых после этой фразы я попечалился: «Демократы не публикуют как “коммуно-фашиста” и “краснокоричневого”, а левые – как антикоммуниста, вот и газета “День” перестала публиковать». – «Что за газета?». – «Бывшая “Завтра”». «А-а, – говорит батюшка, – так там же коммунисты окопались»… И поныне отец Илий благословляет  меня на многие начинания… Уже в нынешнее время он издал большим тиражом мои книги: «Русское Православие и богоборчество», «От великих потрясений к Великой России».

 

 

 

 

 

 

 

По его благословению Глеб Анищенко написал сценарий киносериала «Белая трагедия», который мы издали книгой и ищем средства на съемку этого актуальнейшего фильма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Духоводительство отца Илия сыграло огромную роль и в моей личной жизни. Моего двенадцатилетнего внука Всеволода (сына журналиста Андрея Бабицкого) батюшка благословил поступать в богословскую школу для мальчиков Афониада на Святой Горе. Сева был там первым из России. На летних каникулах в Москве отец Илий встречался с Севой и подробно расспрашивал о жизни на Афоне. В итоге внук после Афониады окончил богословский факультет в университете города Салоники, живёт в Москве, растит трёх сыновей и двух дочурок – моих правнуков. Сева издал замечательный альбом фотографий жизни монастырей на Афоне, – батюшка долго рассматривал и читал по-гречески комментарии…

Когда мы приезжали к батюшке за благословением на учебу, жена попросила помолиться за здоровье своей мамы, которая после инсульта и двухнедельной реанимации была приговорена врачами к неподвижности. Батюшка поохал, помолился с нами. Когда мы вышли из храма, раздался звонок моей тёщи, она радостным голосом сообщила, что сама подошла к висящему на стене телефону…

Батюшка благословляет меня на многие начинания – вся моя жизнь сопровождается его защитительными молитвами и мудрыми советами. Молитвенник-чудотворец, духовник Оптиной пустыни и Патриарха Кирилла, а также многих и многих, он вёл активную просветительскую деятельность, издавал множество литературы, в проповедях духовно оценивал современные события…

 

Суета вокруг благодати. Вместе с тем, я видел, как многие помощники схиархимандрита Илия эгоистически использовали своё положение, в том числе, чтобы ввести к батюшке, осаждаемому паломниками, своих людей. Все они бесконечно просили отца Илия решить за них их личные проблемы: за кого выходить замуж, покупать ли квартиру или корову, устраиваться ли на работу, как быть со злой соседкой или с пьяницей мужем… Это – неизбежная в нашем падшем мире ситуация. Но последний случай меня возмутил.

Зная отношение батюшки к войне с Западом, я с друзьями-соратниками по движению Русский союз стал искать встречи с отцом Илием, чтобы испросить его благословения на посылаемую нами помощь Донбассу. Несколько месяцев я вёл переговоры с опекающим старца Геннадием Цурковым (предпринимателем из Орла), который неоднократно переносил встречу. Наконец, он назначил день и час, когда я должен позвонить из Козельска и узнать, куда следует подъехать. Со мной были Алексей Кочетков – координатор Русского союза, организовывающий колонны помощи батальону Русский резерв на донбасском фронте, а также Олег Емельяненко, отправляющийся вместе со своими друзьями добровольцами в этот батальон.

Когда я позвонил, Геннадий закричал по телефону: «Это территория Патриарха, он запретил со старцем общаться на политические темы», и потребовал не брать на встречу моих соратников, только передать записки с просьбой о молитве. Мне он предложил подойти к братскому корпусу в Оптиной, в келье которого мы многие годы виделись с батюшкой. Встретил меня шофёр Геннадия, который пропустил только в тамбур корпуса, сказав, чтобы я ждал. Через час проходит батюшка, шофёр говорит, что к мощам, поэтому мне можно только испросить благословения. Батюшка, увидев меня, обрадовался и запричитал: «Почему не поднимаешься ко мне?» Я: «Вот эти Ваши не допускают». Отец Илий очень удивился. Мы присели на диван и пообщались. Затем я провожал батюшку в храм к мощам и спросил: «Как с войной?». «Мы победим!» – сказал схиархимандрит. Шофёр возопил: «Мы же вас предупреждали, чтобы никакой политики!» У храма нас встретили мои соратники и батюшка благословил нас.

 

Источник:  danilevsky.ru
Заставка:  danilevsky.ru

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.