Я впервые оказалась в Южной Корее в 2009-м. Была по делам, местных красот посмотреть не удалось, но кое-что удивительное увидала. Первое: водитель такси  не знал,  где в Сеуле вокзал. Тут же посмотрел в гаджет – и узнал. В Москве тогда такого, кажется, ещё не было. Не только профессионалы, но и обычные москвичи  базовые пункты городской географии держали в голове. В Сеуле поразила и публика в вагоне метро:  все, от мала до велика, сидели, вперившись в гаджет. У нас такого стопроцентного охвата ещё не было. Сейчас – есть. 

Умственная деятельность почти перешла на аутсорсинг. Зачем держать в голове факты, забивать её именами и датами, когда погуглил – и всё узнал. Вот пишет на педагогическом портале «Мел»  учитель  истории: раньше, в заскорузлые совковые времена, учеников заставляли запоминать массу фактов, а теперь, когда есть интернет, – это вовсе не нужно. Что нужно? Оказывается,  по мнению педагога, умение мыслить.  И невдомёк ему, что мыслить можно только на основе фактов, которые  уже есть в голове. Настоящие специалисты любой профессии держат в памяти огромную сумму разных сведений, деталей, цифр. Знания (в голове, а не в интернете) – тот самый материал, из которого создаётся мысль. Нет его – нет и мысли.   В результате школьники массово не имеют не то что разумных мыслей, а даже и малой сообразительности. По телевизору видела: отроков спрашивают, кто открыл закон Ньютона. В ответ тишина.

У нас высмеивают политиков из «недружественных стран», которые то и дело что-нибудь ляпнут, обнаружив полное незнание истории или географии. По-моему, это подтверждает, что в политику пришло поколение с разумом на аутсорсинге. Наши ровесники этих митрофанушек – увы, почти такие же.

Читать они, как правило, умеют чисто технически, как гоголевский Петрушка. Извлекать смысл из текста, что пару поколений назад умел каждый учившийся в школе, юная поросль массово не умеет. Да и трудно им даётся чтение, потому и не читают ничего затруднительного. Удивительно, но люди, аттестующие себя верующими, не знают базовых текстов религии. Зачем? Когда куличи святить – скажет интернет.

Человек с дипломом вуза не может осилить статью в 20 тыс. знаков. Утомляется и бросает. Многим невмочь прочесть роман. Появляются книжки-картинки: не для трёхлеток – для взрослых. Недавно в Италии встретила старшеклассников, не помнивших года объединения Италии. А зачем? Смартфон же рядом.

Массовое скольжение в мир перво­бытного невежества и самодовольной цифровой дури пошло особо споро с появлением Интернета 2.0, когда публика получила возможность не только читать, но и «каментить», заводить аккаунты, постить котиков и тортики. Читатель теперь стал писателем. И вместо чтения книг, журналов или газет, как это бывало раньше, он стал читать себе подобных. В прежние заскорузлые времена он читал тексты, которые были хоть на вершок, но выше его уровня, так как писали и публиковали свои сочинения всё-таки не все подряд и тексты отбирались, редактировались. Тогда чтение тянуло человека вверх, развивало. Сегодня средний молодой человек читает в большинстве случаев «произведения» таких же, как он сам. И совершенно доволен, и не видит ни единой причины подтягиваться и развиваться.

Всё это на руку хозяевам мира, которые если не сделали его таким намеренно, то как минимум удачно оседлали волну. Человеку, чей ум зависим от гаджета, более того – вынесен вовне, можно внушить всё что угодно. Что и происходит на всём земном шаре.

Татьяна Воеводина,
предприниматель, публицист

Источник:  lgz.ru

Заставка:  pixabay