Родители и педагоги пожаловались президенту на вопросы госэкзаменов

101

Светлана Цикулина

Кампания ЕГЭ-2022 вышла на финишную прямую. Объявлены результаты основного этапа экзаменов по биологии, иностранным языкам и информатике. До 2 июля у учеников, пропустивших испытания по уважительной причине, ещё есть возможность сдать ЕГЭ в резервные дни. Тем временем уже сейчас понятно, что текущая экзаменационная кампания стала одной из самых сложных для выпускников за последние годы. Средние баллы по ряду предметов заметно упали, а часть отличников не смогли подтвердить свои медали. Не обошлось на экзаменах и без скандалов. Родители и учителя обвинили комиссию по подготовке заданий ЕГЭ по биологии в намеренном усложнении вопросов экзамена. А литераторы обнаружили в контрольно-измерительных материалах (КИМах) некорректные задания.

10 июня глава Рособрнадзора Анзор Музаев спрогнозировал, что в этом году средние баллы по предметам ЕГЭ снизятся. Чиновник подчеркнул, что это произойдёт из-за изменения образовательных стандартов, а не из-за ухудшения преподавания в школе и влияния онлайн-обучения в период пандемии. Однако учителя считают, что дистанционка и отсутствие у выпускников этого года опыта сдачи ОГЭ в 9-м классе сыграли решающую роль при сдаче экзаменов.

Наибольшее снижение среднего тестового балла по предметам, результаты которых уже опубликованы, зафиксировано на ЕГЭ по литературе. Средний балл участников экзамена снизился с прошлогодних 66 до 60,8, количество стобалльников в основном периоде уменьшилось с 1355 до 1072 человек. Заметно просели и результаты по русскому языку. Средний балл выпускников сократился на три пункта и составил 68,3 против 71,4 в 2021 году, при этом количество ребят, написавших ЕГЭ на полный балл, и вовсе уменьшилось на треть. На 4,5 балла – с 59,1 до 54,6 – снизился и результат на экзамене по географии. На один балл, до 54,11, упал средний балл экзамена по физике.

В ближайшие дни Рособрнадзор обнародует результаты основного этапа по биологии, иностранным языкам и информатике, которые традиционно сдаются последними.

Из дисциплин, данные по которым уже объявлены, результаты улучшились на 1–3,5 тестовых балла по химии, профильной математике, обществознанию и истории.

Средний балл по профильной математике подрос незначительно и составил 56,86 балла против 55,1 в прошлом году. Отчасти это можно объяснить рекордным снижением количества выпускников, выбравших этот экзамен. В 2022 году в рамках основного этапа ЕГЭ профильную математику написали чуть более 300 тысяч человек, почти на 60 тысяч меньше, чем в прошлом году. При этом в предыдущие годы количество 11-классников, сдающих этот предмет, стабильно росло.

Профильная математика оставила выпускников без медалей

Несмотря на рост среднего балла, результаты экзамена по профильной математике спровоцировали возмущение родителей потенциальных медалистов, которые не смогли преодолеть необходимый порог в 70 баллов и лишились медали. В прошлом году из-за отмены ЕГЭ по базовой математике профиль считался испытанием по выбору и не учитывался при выдаче медали. Для получения красного аттестата выпускникам было достаточно преодолеть порог в 70 баллов по русскому языку.

Сейчас родители выпускников, оставшихся без медалей, создают тематические группы в соцсетях и готовят обращение к президенту и образовательным чиновникам. Взрослые считают, что их дети пострадали от онлайн-обучения даже больше, чем выпускники 2020 и 2021 годов, однако никаких послаблений для них сделано не было.

– В этом году многие учителя активно отговаривали выпускников от сдачи профильной математики, по этому предмету результаты сильно просели в пандемию, – рассказывает мама 11-классника Татьяна. – Но что делать, если для поступления в вуз требуется этот предмет. Мой сын учился на все пятерки с 1-го класса, шёл на медаль, но на ЕГЭ по профильной математике получил 68 баллов, не добрав двух баллов до установленного порога. Теперь медаль, а значит и дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении, ему не светят. Эта ситуация несправедлива изначально, выпускники, сдающие профиль и базу, заведомо находятся в неравных позициях, сдать профильную математику на 70 баллов значительно сложнее, чем базовую – на пятёрку. К тому же наши дети не сдавали ОГЭ, в старших классах учились дистанционно, как и выпускники 2020 и 2021 годов. Однако на ЕГЭ-2022 чиновники полностью вернулись к допандемийным порядкам, и наши дети были поставлены в самые сложные условия.

ЕГЭ по биологии вновь оказался в центре скандала

Задания по биологии в этом году в очередной раз вызвали возмущение выпускников, родителей и педагогов. Средний балл по этой дисциплине из года в год остаётся самым низким среди всех предметов госэкзамена, однако составители КИМов упорно пытаются ещё сильней усложнить задания. В этом году количество 11-классников, сдававших биологию в основной период, уменьшилось на 7 тысяч человек по сравнению с прошлым годом, несмотря на общий рост числа выпускников. Не исключено, что это может быть отчасти связано с неоднозначностью заданий ЕГЭ по предмету.

После экзамена по биологии, состоявшегося 14 июня, группа родителей из Ухты и Сосногорска Республики Коми, чьи дети сдавали ЕГЭ по этому предмету, отправили обращение президенту, главе Рособрнадзора, министру просвещения и уполномоченному по правам ребёнка с просьбой пересмотреть шкалу перевода первичных баллов ЕГЭ по биологии 2022 года в пользу выпускников, а также принять меры к составителям КИМов.

Автор обращения, мама 11-классницы Елена Ильякова рассказала «Октагону», что на экзамене по биологии её дочери и другим выпускникам из региона попались вопросы, которые не имели ничего общего со школьной программой и отсутствовали в официальных сборниках для подготовки и на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

– В КИМ ЕГЭ встречались вопросы по врачебной практике (задание про инфекции, передающиеся клещами), медицинской генетике (задачи на псевдоаутосомные участки на X- и У-хромосомах), задачи-головоломки на молекулярную биологию линии 27, которые включаются в задания олимпиад по биологии разного уровня, входят в программу вузов по профессиональной подготовке, но в официальных сборниках и на сайте ФИПИ отсутствуют, – пояснила собеседница издания. – Также были задания с двусмысленными ответами (задание линии 26 про видообразование в популяции саламандр). Пробные варианты при подготовке к экзамену моя дочь писала на 80–90 баллов, но никаких подобных вопросов там не было. В текущей ситуации результаты экзамена ребёнка могут оказаться значительно ниже ожидаемых, её мечта о поступлении в медицинский вуз может просто рухнуть, как и планы тысяч других школьников, выбравших этот предмет.

По словам жительницы Ухты, ЕГЭ по биологии сдавало большое количество учеников специализированных химико-биологических классов, однако такие вопросы не разбирали даже в рамках углублённого обучения программы.

«Дети после экзамена просто плакали от безысходности, они испытали огромный стресс, в шоке были учителя и репетиторы, которые готовили их к испытанию».

Елена Ильякова | мама 11-классницы Елена Ильякова
мама 11-классницы

– При этом проблемы именно с ЕГЭ по биологии продолжаются не первый год. Кроме практически нерешаемых заданий составители допускают понятийные ошибки в тексте КИМ, что также приводит к снижению результатов на экзамене, – говорит Елена Ильякова. – Задания составляются в том числе с опорой на иностранные источники (Например, рисунок с изображением эмбриона человека из пособия Д. Тейлор, У. Стаут, Н. Грин. «Биология» в 3 томах. – τ.), которые мне как родителю пришлось покупать в начале учебного года за немалую стоимость (Цена в книжных магазинах около 3 тысяч рублей. – τ.).

В прошлом году «Октагон» уже рассказывал о многочисленных претензиях выпускников и педагогов к команде разработчиков заданий по биологии во главе с руководителем комиссии по подготовке КИМ ЕГЭ Валерьяном Рохлиным.

Педагоги публиковали петиции с требованием предоставить хотя бы официальный список литературы для подготовки к экзамену, но до сих пор ничего так и не было сделано.

– Проблема именно в команде разработчиков КИМов по биологии, по той же химии, например, задания были совершенно адекватные и соответствовали школьной программе. Проблема ещё и в том, что варианты по биологии могут очень сильно отличаться по сложности даже в одной аудитории. О каких равных возможностях на экзамене мы тогда вообще говорим? Между тем на все обращения в официальные инстанции по поводу ЕГЭ по биологии уже несколько лет приходят лишь написанные по шаблону отписки о соответствии заданий ФГОС, – заключает Ильясова.

С экзаменом по литературе приключился конфуз

С проблемами столкнулись и выпускники, выбравшие экзамен по литературе. Создатель онлайн-портала «Книжечка» для подготовки к ЕГЭ по литературе Елизавета Прокофьева рассказала «Октагону», что написала обращение в Министерство просвещения, Рособрнадзор, ФИПИ и другие инстанции по поводу некорректного задания, которое попалось на экзамене в Сибири и на Урале.

– В девятом задании тестовой части выпускников попросили выбрать три средства выразительности, которые используются в первой строфе стихотворения Беллы Ахмадулиной «Дождь в лицо и ключицы», из пяти представленных вариантов, – пояснила педагог. – Реально правильных ответов было только два – метафора и звукопись. Третий ответ школьникам пришлось выбирать фактически наугад. На моё обращение по этому поводу в ФИПИ ответили, что в указанной строфе присутствует семантический неологизм «ты со мной приключился». При этом даже среди лингвистов ведутся дискуссии в отношении этого термина, единого понимания и подхода к нему на текущий момент не сформировалось. Естественно, выпускник с таким заданием разобраться не может, это не предусмотрено ни школьной программой, ни кодификатором ЕГЭ по литературе.

По словам преподавателя, в ФИПИ даже не стали рассматривать приведённые аргументы и доказательства некорректности задания, а просто прекратили отвечать на письма. Интересно и то, что правильный ответ за задание был засчитан не только тем выпускникам, кто наряду с звукозаписью и метафорой отметил вариант неологизм, но и тем, кто вместо этого указал анафору.

– Почему и анафора стала в девятом задании правильным ответом, понять невозможно, её там не видят даже в ФИПИ, – говорит Елизавета Прокофьева. – Такие странности с ответами на ЕГЭ по литературе происходят из года в год. Главная проблема в том, что в случае появления некорректного задания в тестовой части школьники практически никак не могут его оспорить. Конфликтные комиссии регионов, как правило, отвечают бюрократическим языком, как мне, например, написали из Свердловской области, что оспаривание содержания КИМов не входит в их компетенцию. ФИПИ всегда полностью уверено в своей правоте, дискуссии с ними вести бесполезно, а Рособрнадзор рассматривает обращения в течение 30 дней, в данной ситуации это неприемлемый срок.

По мнению Елизаветы Прокофьевой, в целом ЕГЭ по литературе и русскому языку в этом году не стали принципиально сложнее.

Снижение среднего балла по этим предметам объясняется пандемией и отсутствием опыта сдачи ОГЭ у выпускников.

Кроме того, в ЕГЭ по литературе была ужесточена и без того достаточно жёсткая система оценивания.

– Для сравнения, в прошлом году, если ученик не справлялся с сочинением, то на этом терял 37 баллов, а в этом году уже 47. В 2021 году по литературе за 90 процентов выполненной работы (53/58 первичных баллов) получали 84 тестовых балла, а в 2022 году за эти же 90 процентов (48/53) дают лишь 77, – заключила преподаватель.

ЕГЭ обвинили в неравенстве

Как и в прошлом году, в ходе текущей итоговой аттестации выпускники фиксировали сбои на экзаменах по иностранным языкам (аудирование) и информатике. Не работали наушники, плохо был слышен звук, не отображались вопросы на мониторе, некорректно работали программы, из-за неполадок выпускники нервничали и теряли драгоценное время на экзамене.

Много жалоб в этом году от родителей традиционно поступает и на неравнозначные варианты КИМов на экзаменах. В частности, взрослые и педагоги говорят о том, что значительно более сложные задания встречались в отельных вариантах ЕГЭ по профильной математике, информатике и биологии.

По данным выпускников, сложность заданий может меняться и в зависимости от региона.

Кроме того, учителя уже не первый год обращают внимание на заведомое преимущество детей из Центральной России перед школьниками с Дальнего Востока и из Сибири.

– В этом году на различных платных ресурсах рано утром перед ЕГЭ проводились интенсивы по разбору заданий с Дальнего Востока, где они появляются на 8 часов раньше, – рассказала учитель информатики Ольга Куприянова. – По ряду предметов, в том числе по информатике, в других регионах задания потом оказывались аналогичными, естественно, это давало преимущество части выпускников. Неравенство наблюдается и на массовых экзаменах, которые сдают в течение двух дней, – русском языке и информатике. Дети, которые пишут испытания во второй день, успевают получить и тщательно изучить задания, которые давались в первый. Я в целом не против ЕГЭ, но напрягает то, что Министерство просвещения занимает позицию страуса и не хочет видеть и решать давно назревшие проблемы экзамена. На любые жалобы приходят бюрократические отписки, и на этом вся открытость и честность ЕГЭ заканчивается. Мы просто годами ходим по замкнутому кругу.

 

Источник:  octagon.media

Заставка: Выпускники столкнулись с некорректными заданиями на экзамене по литературе.Фото: Александр Мамаев/Octagon.Media

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: