Да здравствуют криптопонци?

174
Прошедший ПМЭФ лишь добавил интриги в судьбу криптовалюты в России
Елена Пустовойтова

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, двусмысленно заявив о возможности использовать биткоина и иже с ним в международных расчётах взбодрило 17 миллионов россиян (12% населения), владельцев той или иной криптовалюты. По данным сингапурского платежного шлюза TripleA, возраст большей части криптоинвесторов составляет от 25 до 44 лет – тот самый, что в наибольшей степени заражен жаждой быстрой наживы, именуемой «предпринимательством».

Двусмысленность позиции главного банкира страны в том, что, с одной стороны, она утверждает: «Мы считаем, что криптовалюты не должны использоваться в качестве инструмента расчета в стране». Опасно! Она слишком волатильна. С другой – «Что касается её использования в международных соглашениях, то оно возможно, если оно не проникнет в российскую финансовую систему». Согласитесь, за такой позицией кроется совершенно определенный и взаимоисключающий смысл, который сама автор идеи объяснила следующим образом: к активам, которые допускаются на биржу, предъявляют определенные требования, в том числе необходимость проспекта эмиссии, раскрытия информации, руководящего лица. «Я не понимаю, почему из-за того, что финансовый актив – цифровой, должны быть снижены требования, которые защищают интересы инвесторов», – заключила она. Резонно. Но почему, если актив цифровой, в России его нельзя использовать как средство платежа, а вне её – можно? Очевидно, что либо мы обманываем самих себя, либо наших забугорных визави. Предположим, «забугорных» нам и не жалко, но вернемся на неделю назад, чтобы прояснить, под какой авантюрой мы хотим подписаться.

Оно понятно, взбить дурь в стране, налетевшей на капитализм, просто. Достаточно почаще публиковать в интернете примитивную наживку вроде «10 криптовалют – будущих гигантов роста», «Как на крипте достичь финансовой независимости за 3 года» или нечто подобное, украсив сайт заманчивой картинкой с кучей долларов, и – готово.

В России на конец мая нахватали крипты более чем на 214 миллиардов долларов – это 16,5 триллиона омертвлённых рублей. Чему очень способствовало февральское решение правительства о легализации оборота криптовалют в РФ, и теперь в России будет возможно создание криптобирж и легализация «обменников».

Наши крипто-теоретики считают, что электронный аналог обычных денег, построенный на технологии блокчейн, может приносить в бюджет прибыль.

Но не о технологии речь, а о том, что с её помощью кочует по миру фикция денег, ничем не обеспеченные электронные знаки, спрос на которые является эквивалентом жажды стремительного обогащения первых за счёт обмана на жажде наживы последующих.

Психологически – с блокчейном или без – это та же пирамида Мавроди. Но, похоже, мы всё равно поехали! Дочерняя компания нефтегазового гиганта «Газпром» «Газпром нефть» объявила о партнёрстве с биткойн-майнинговой компанией в Евразии BitRiver для запуска операции по добыче криптовалют. Набиуллина благословила забугорное использование цифры…

Под петербургское «ура!» никто даже не услышал, что в эти самые форумные дни по всему миру рухнули не только криптовалюты, но и криптобиржи, акции крипто-майнинга, публичные компании, имеющие крупные инвестиции в криптовалюту, и крипто-ETF (фонды, торгуемые на криптовалютных биржах, отслеживающие одну криптовалюту или корзину различных цифровых токенов и валют).

За пару дней до начала форума в Петербурге, 13 июня, ETF ProShares Bitcoin Strategy к концу торгов упал на 20,22%, в результате чего его годовой убыток составил 50,4%. ETF VanEck Bitcoin Strategy потерял 19,86%, в результате чего его годовой убыток составил 53%. Криптодобывающая BIT Mining Ltd. (тикер BRCM) упала на 36,60%, в результате чего ее годовой убыток составил почти 80%. И это крупнейшие представители рынка криптовалют.

Как пишет американский CounterPunch «продолжающийся нисходящий поток в криптовалюте вызвал новый всплеск новостей о том, что криптовалютный кредитор Celsius Network заморозил снятие средств. Крупная криптобиржа Binance также приостановила вывод биткоинов на три часа в понедельник утром… Новость о блокировке ворот в криптовалюте ускорила панические продажи».

Чтобы стало понятней, почему этот страх может в считанные часы похоронить всю мировую крипто-пирамиду, надо помнить её главный секрет о том, как она «делает деньги».

Это несложно. Возьмите акции публичной криптовалютной биржи Coinbase, которые за день упали еще на 11,41% и завершили торги на уровне 52,01 доллара за акцию. Coinbase стала публичной 14 апреля 2021 года в ходе прямого листинга по базовой цене 250 долларов за акцию, а торговались в этот день на уровне 429,54 доллара. А теперь посчитаем, откуда деньги, Зин? За первый день председатель и генеральный директор Coinbase Брайан Армстронг продал 750 000 акций по средней цене 389,10 доллара, «заработав» около 291,8 миллиона долларов. А теперь – 13 июня этого года. Цена акции на закрытии торгов составляла 52,01 доллара, и акции публичных инвесторов, купившихся на Армстронга, упали на 87%.

Не шутки ради, а для сравнения напомню, что первая официальная продажа 1000 биткоинов по 0,3 цента за штуку состоялась 25 апреля 2010 года, а через месяц за 10 000 биткойнов была сделана первая покупка – две пиццы, доставленные из местной пиццерии во Флориде. А вот, что стало в понедельник с MicroStrategy, вложившей в биткоин свои основные средства: компания потеряла четверть своей стоимости. Значительные суммы ее покупок в биткоинах были профинансированы за счет выпуска долговых ценных бумаг и получения срочного кредита от Silvergate Bank в размере 190,5 миллиона долларов.

Если совсем коротко – один из самых известных в финансистов в мире «провидец из Омахи» Уоррен Баффет назвал «крысиным ядом в квадрате» то, что мы называем биткоином. А бывший генеральный директор Intuit и PayPal Билл Харрис называл это «величайшим мошенничеством в истории… колоссальной схемой pump-and-dump, подобной которой мир ещё никогда не видел».

С точки зрения Харриса, криптовалюта не может в действительности предложить ничего из того, что ей приписывают, проигрывая по всем трём параметрам – как средство платежа, средство сохранения стоимости, и как валюта, которая по определению должна иметь внутреннюю ценность.

В качестве справки: первая в мире финансовая «пирамида» появилась в 1919 году в Америке. Её создателем был итальянский иммигрант Чарльз Понци, чье имя стало нарицательным. Он открыл фирму «Старинная колониальная компания по обмену иностранной валюты», которая собирала деньги у американцев, обещая выплачивать 50% годовых. Эти дивиденды первые вкладчики получали за счет вкладов последующих. Поток счастливчиков быстро нарастал, и Понци стал миллионером. Прадедушка российскому Мавроди, он продолжал дурачить американцев целых 10 лет. А сколько лет, интересно, будут дурачить 12% населения наши Минфин с Центробанком?

Источник: «Столетие»
Заставка:pixabay.
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: